foxbat05

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
- рейтинг 6 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Почему на самом деле погиб пилот Су-25 Роман Филипов. И где на самом деле было ПСО ВКС РФ.

Часть 1. Законодательная.

Мнение и оценки, в том числе и свои личные, я буду выделять курсивом. Статья также будет состоять из нескольких частей. В этой мы рассмотрим факты о происшествии, статистику из истории боевого применения ВВС и кое-какое федеральное законодательство в этой области.


Сразу скажу, что по моему мнению, Героя РФ майора Романа Филипова убил не противник, не случай – а законодательство. ЗАКОН РФ, в рамках которого действовали в том числе и те, кто организовывал боевое применение самолета под его управлением. И этот тезис я сейчас и буду доказывать.


Итак, начнем с фактов. Опираться будем на данные, раскрытые Министерством обороны и пропагандистские ролики террористов. Начнем со второго. Поиск по запросу иТ-Тайаар иль-руси су-25 (по-арабски – пилот русский, Су-25)


На видео https://www.youtube.com/watch?v=cepXwILiRrw мы наблюдаем, как в заднюю полусферу самолета попадает ракета, после чего самолет уходит в облака.


На видео https://www.youtube.com/watch?v=fkl3YVtRQ7Y мы наблюдаем населенный пункт и клубы дыма. Левее - как катапультировавшийся пилот снижается на полностью наполненном куполе после катапультирования. А противник ведет сосредоточенный огонь по парашютисту из 4-5 автоматов АКМ, находясь на грунтовой дороге возле строения, напоминающего автобусную остановку. Возле автобусной остановки по направлению на пилота имеется столб-ферма. Дальность до цели определить сложно из-за постоянного зума. Общее время снижения – около полутора минут.


На видео https://www.youtube.com/watch?v=g9o2qOgflj4 мы наблюдаем песчаный участок местности с отдельными мелкими деревьями, часть из которых сухие, и несколько крупных камней. Слева от оператора скат рельефа, также слева и на заднем плане какая-то растительность. Справа от оператора виден населенный пункт. За камнем находится пилот сбитого самолета. Увидев, что его пытается захватить в плен не менее десяти человек (помимо оператора), он производит самоподрыв гранатой. Пилот сбитого самолета погибает.

Позже будет продемонстрировано его личное оружие – пистолет АПС с одним полностью отстрелянным магазином и двумя примерно на половину. Обороняясь, летчик израсходовал около 40 патронов.


На видео производится обзорная съемка места гибели пилота. Катапультного кресла и парашюта там не наблюдается.


Министерство обороны через СМИ https://korr-espondent.net/world/3937049-vozmezdye-za-su-25-... (убрать тире в ссылке) утверждает, что инцидент произошел близ города Саракеб провинции Идлиб, а обломки самолета упали на село Масеран.


Пилот ведомого самолета рассказывает в интервью газете Красная Звезда http://redstar.ru/index.php/component/k2/item/36018-ukhodi-v... , что вызвал силы ПСО к месту падения.


Здесь https://pravdoryb.info/pochemu-pilot-su-25-pered-smertyu-kri... и здесь http://www.online812.ru/2018/02/07/016/ говорится о том, что к пилоту сбитого самолета были направлены наземные поисково-спасательные команды (НПСК).


Все эти факты мы обязательно проверим и оценим в следующих частях статьи. А сейчас обратимся к истории поисково-спасательного обеспечения (ПСО) пилотов сбитых самолетов. Сделаем мы это на примере Афганистана, и вот почему:

1. Наша власть пытается опять заявить о мощи Вооруженных сил РФ и вывести себя за их счет на международную арену. На реально международной арене, в том числе, за счет своих Вооруженных сил - был СССР. Наиболее масштабное применение своих Вооруженных сил СССР производил в Афганистане.

2. Местность, противник и силы, которые его организуют, обучают и снабжают практически одни и те же. Вооружение и тактика за 35 лет, конечно, обновились – но не принципиально.


Итак, для анализа будем опираться на опубликованные летные происшествия http://forum.evvaul.com/index.php?topic=327.90 а общее их количество проверим по другим источникам, например, Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE... и мемуарам летчика «Горячее небо Афганистана» http://antidotte.com/viewtopic.php?t=235.


В расчет будем брать только происшествия с реактивными боевыми самолетами истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации (Миг-21, Миг-23, Су-17, Су-24, Су-25), в результате которых летчику удалось катапультироваться.


В 79-89 годах в Афганистане было потеряно 28 летчиков, которые погибли, не катапультировавшись. 41 летчику удалось катапультироваться. Из них 32 были спасены вертолетами ПСО. Еще в трех случаях вертолеты ПСО прилетали – но опаздывали и забирали уже тела погибших летчиков. В одном случае летчик был спасен НПСК и еще в одном проводилась целая войсковая операция в течении трех суток, чтобы вернуть тело летчика. Оно было найдено изуродованным возле места, где летчик вел бой с моджахедами, отстрелял несколько магазинов из автомата АКС-74У и подорвал себя гранатой, когда закончились патроны и гранаты. Случилось этот бой 09.09.84 г., летчик – капитан Ластухин. Похожий случай произошел с генералом-майором Власовым, который 12.11.85 г. также был сбит и вел бой, застрелившись последним патроном. К сожалению, к нему вертолеты ПСО опоздали – и забрали только тело. Но они хотя бы прилетели туда.


Тело майора Романа Филиппова забрали по дипломатическим канала при посредничестве Турции. Не вылетали к нему вертолеты ПСО, не дошла до него и НПСК.


Подсчитаем результаты работы ПСО в Афганистане. Добраться до пилота сбитого самолета удалось в 87,8% случаев, при этом в 78% процентах случаев летчики были спасены и возвращены в расположение своих сил вертолетами ПСО. НПСК оказалась результативна только в одном случае, с её помощью было спасено 2,4% сбитых летчиков.


Нельзя не отметить, что наибольшие потери на войне всегда несут вертолетчики. Да и ПСО ВВС работало на вертолетах. Поэтому справедливости ради посчитаем результаты работы ПСО и для вертолетов в первые три года войны. Считать за всю войну долго, кто захочет, сделает это сам. Да и начальный период, как правило, самый сложный: отрабатываются формы и методы боевого применения, изучается противник, местные особенности – приобретается боевой опыт.


В 1979 году вертолеты ПСО вылетали только один раз и доставили ремонтную группу к поврежденному вертолету. Эффективность ПСО можно считать за 100%.


В 1980 году операции по спасению экипажей сбитых самолетов и вертолетов проводились 25 раз. В том числе 2 из них закончились неудачей, 6 проводились с помощью НПСК. Эффективность ПСО в целом можно оценить в 92%, а вертолетов ПСО со спасательными парашютно-десантными группами – в 89,5%.


В 1981 году такие операции проводились 11 раз, одна из них закончилась неудачей и еще две проводились с помощью НПСК. Эффективность ПСО в целом 90%, вертолетов ПСО – 89%.


В 1982 году операции проводились 10 раз, не было ни одной неудачи и только одна операция была проведена НПСК. Эффективность ПСО в целом 100%, вертолетов ПСО – 90%.


Для дальнейшего изучения вопроса нам понадобится рассмотреть еще несколько случаев.

25.04.84 г, Су-17М3, аэродром Баграм, старший лейтенант Соколов С.А. в составе пары, будучи ведущим, выполнял полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм. В горизонтальном полете на Н=1500м почувствовал сильный удар по самолету от ПЗРК. Лётчик катапультировался, после приземления сразу вступил в бой. Вертолета ПСС в данном районе не было. Вертолетчики слышали доклад ведомого о том, что ведущий катапультировался и смогли подойти только через 20 мин, ориентируясь при заходе на дымы горящего на земле самолёта. Когда СПДГ подбежала к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на борт вертолёта в таком же положении. Борттехник ст. л-т Маркуша уже в кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под животом в руке сжата граната с выдернутой чекой. Он осторожно разжал ладонь и выбросил гранату за борт в еще открытую на взлете дверь.


15.06.1984 г., МиГ-21бис, 927-го иап,, капитан Гордиюк А.А., на выводе из пикирования попал под огонь с земли, катапультировался. Летчик приземлился в арык на окраине кишлака, в 500 м от цели – но в бой вступить не успел, поскольку был подобран парой вертолетов ПСО 262-й овэ капитана С. Ефимова. Вертолеты ПСО приземлились практически одновременно с летчиком, за протянутую руку и поясной ремень его подняли на борт.


27.08.1988 г., Ми-24В 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж капитана А.Литвиненко получил задание атаковать моджахедов, обстреливающих высокогорный сторожевой пост. Над полем боя вертолет был подбит ракетой ПЗРК и загорелся. Командир и оператор старший лейтенант А.Мошков покинули машину, но высоты для раскрытия парашютов не хватило, в результате чего оба погибли. Вертолеты ПСО полковника А.Голованова и подполковника Ю.Дарьина так же попали под сплошной заградительный огонь, но сумели вывезти тела погибших. По взлетавшему вертолету Голованова был произведен пуск ракеты ПЗРК, от которой летчик сумел уклониться.


Эти примеры далеко не единичны, все желающие могут ознакомиться с ними в приведенных источниках и найти другие. Вертолетам ПСО практически постоянно приходилось производить эвакуации под огнем стрелкового оружия, РПГ и ПЗРК. Сдерживающим фактором это не являлось. Главным залогом успеха операции была своевременность выхода вертолетов ПСО к экипажу.


А вот еще один пример, который нам понадобится.

27.03.1984 г. повреждение двух Ми-8 181-го овп (Файзабад). Пара вертолетов, выполнявшая полет в р-не Файзабада, была подбита огнем стрелкового оружия и совершила вынужденную посадку. Обе машины эвакуированы под огнем противника, на внешней подвеске вертолета Ми-6 майора А.Скобова и позже восстановлены.


Это также далеко не единственный пример: поврежденные вертолеты неоднократно и эвакуировали, и даже ремонтировали под огнем противника – а потом улетали на них.


У нас же сейчас Министерство обороны РФ пытается по дипломатическим каналам вернуть обломки Су-25 для экспертизы. https://www.rbc.ru/society/06/02/2018/5a797dae9a794747a48c10... И все бы ничего – но если все говорят о провокации, кто ж предоставит объективные данные для её расследования. Если что-то и вернут, то явно только тогда, когда уберут все следы, необходимые для экспертизы.


На сегодняшний день с начала операции в Сирии сбито два боевых самолета: Су-24 в 2015 году (к рассмотрению той операции мы тоже вернемся) и Су-25 в 2018. В итоге 3 пилота катапультировались. Один из них погиб от огня в воздухе, один от самоподрыва при попытке захватить его в плен, еще один был спасен НПСК сирийской арабской армии. Получается, выживаемость пилотов стала 33,3% (в Афганистане была 80,5%), а эффективность работы ПСО снизилась с 90-100% в Афганистане до 0% в Сирии: в 2015 году операция по спасению экипажа закончилась провалом и проводилась сирийцами, а в 2018 просто не проводилась.

Основными силами и средствами ПСО, которые действовали эффективно, являлись вертолеты ПСО с СПДГ на борту.


Рассмотрим действующее федеральное законодательство по ПСО в Вооруженных силах. Конечно, ведомственных документов МО РФ по ПСО в военное время мы в сети не найдем. Однако, в любом случае это секретные подзаконные акты, выпущенные МО РФ, которые могут уточнять и дополнять вышестоящее законодательство – но не отменять его.

Начнем с Воздушного кодекса, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ который устанавливает правовые основы деятельности авиации в РФ. Кодекс говорит, что авиация, используемая для обороны страны является государственной (ст. 22). Для государственной авиации обязательно участие в организации поиска потерпевшего бедствие летательного аппарата и принятие мер по спасанию людей и оказанию им медицинской и других видов помощи (ст. 89).


Государственная авиация у нас, как показал поиск, летает по Федеральным авиационным правилам производства полетов государственной авиации – приказу МО РФ №275 от 24.09.2004 г http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50276/ (далее-ФАПП).


Есть и более новая его редакция, однако, пока не вступившая в действие. Кому интересно http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56615960/. По факту ничего не поменялось, кроме номеров статей.


Согласно ему полеты авиации МО РФ без дежурства сил и средств ПСО запрещены, отвечает за организацию ПСО старший авиационный начальника аэродрома (в нашем случае – аэродрома Хмеймим) (ст. 674-678).

Полеты сил и средств ПСО производятся в соответствии с ФАПП, РЛЭ (руководством по летной эксплуатации) воздушных судов, другими служебными документами. К полетам допускаются только летательные аппараты, оснащенные специальным оборудованием, и экипажи, прошедшие специальную подготовку. (ст. 335-336).


Что это за такое оборудование и подготовка – мы обязательно рассмотрим в следующих частях статьи. А вот на «других служебных документах» надо остановиться подробнее.


Интересуют нас, что же такое силы и средства ПСО, как должно происходить их дежурство.

Ответ на этот вопрос мы найдем в Федеральных авиационных правилах поиска и спасания в РФ (Постановление Правительства РФ N 530 от 15.07.2008 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78398/4115793...

Указывается, что ПСО – это дежурство сил и средств ПСО с необходимым оснащением, а также обеспечение экипажей воздушных судов средствами спасения и выживания в случае бедствия. (ст. 6)

Силами и средствами ПСО называются самолеты и вертолеты с экипажами и средствами спасания, спасательные парашютно-десантные группы (СПДГ) с имуществом и снаряжением и наземные поисково-спасательные команды (НПСК). (ст. 2)

Требования к подготовке сил и средств, их состав и перечень оборудования, сроки проведения поиска воздушных судов определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством обороны. (ст. 9)


Ну что ж – все кажется вполне пристойным и соответствующим рабочей модели, опробованной со времен Афганистана. Только вот есть одна деталь.


Министерство транспорта определило, а Министерство обороны согласовало документ под названием Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в РФ, бла-бла-бла. Длинное название документа, найти его можно как Приказ Минтранса России от 03.06.2014 N 148. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170764/80da5a...


И в ст. 10 указано, что СПДГ создаются только в организациях гражданской авиации. А в авиации государственной (в том числе – и авиации МО РФ) – только НПСК.


Это и есть главная причина того, что майор Филиппов не дождался помощи – с 2014 года самая эффективная сила ПСО отменена. Минтранс совместно с Минобом оставил последний с НПСК, которые в военное время практически бесполезны.


В ситуации попадания летчика в ближний тыл противника они не могли даже теоретически его спасти: недостаточно времени, нет квалификации у специалистов ВКС для пересечения линии фронта (линии соприкосновения) – это работа, как минимум, для вполне определенной роты разведки звена бригада-дивизия сухопутных войск.

У меня вопрос к господину Шойгу. Можете считать открытым письмом. КАКОГО ХРЕНА? По какой причине Вы работаете настолько отвратительно, что у Вас под носом фактически все ВКС остались без ПСО на случай войны одним росчерком пера – а Вы этого уже 4 года не видите? И, поверьте мне – Вы мне ответите на этот вопрос.

Кто-то скажет: ну вот, есть какой-нибудь секретный приказ, где МО РФ положено в войну иметь СПДГ. Отвечу так. Подзаконный акт МО не может отменять межведомственный приказ. Это раз. И два. Если в мирное время их не будет – откуда они внезапно возьмутся к войне? Их тоже надо готовить: учить, тренировать.

Ну а на сегодня всё. Спасибо Министерству транспорта и Министерству обороны за уничтоженную ПСО ВКС. Кровь наших пилотов, погибших в Сирии – на ваших руках, мрази кабинетные. Горите в аду, скоты.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!