darkglooming

darkglooming

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
6054 рейтинг 33 подписчика 0 подписок 2 поста 1 в горячем

Безумный скрипач. Что вообще происходит на этой картине?

На этой картине художник изобразил странного мужчину со скрипкой, который сидит с безумным видом в грязном чердачном помещении. Рядом на кровати лежит пожилая женщина. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Безумный скрипач. Что вообще происходит на этой картине? Философия, Человек, Мудрость, Бог, Картина, Живопись, Творческие люди, Длиннопост

Пётр Косолап «Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери)», 1863 год

Картину написал русский художник Пётр Косолап, который был родом из семьи казачьего офицера из Екатеринодара (нынешнего Краснодара). В основном, мастер специализировался на батальной живописи, однако одной из самых популярных его работ стала картина «Сумасшествие».

На полотне явно скрывается нерассказанная художником история, которая очень напоминает сюжеты Достоевского или Диккенса. Музыкант играет на скрипке рядом с телом мёртвой матери. Совершенно безумный взгляд героя говорит о том, что он вполне определённо сошёл с ума, причём произошло это гораздо раньше, чем скончалась его мать.

Художник не говорит нам, в какой именно период мужчина потерял рассудок, однако об этом можно судить по жуткому беспорядку в помещении и внешнему виду мужчины.

Безумный скрипач. Что вообще происходит на этой картине? Философия, Человек, Мудрость, Бог, Картина, Живопись, Творческие люди, Длиннопост

Пётр Косолап «Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери)», фрагмент

По всей видимости, безумие началось не менее года назад. Возможно, это произошло из-за того, что герой не смог состояться как музыкант и махнул на себя рукой. Они с мамой влачили нищенское существование в маленькой чердачной каморке, пока несчастная женщина не выдержала всего этого и ушла в мир иной.

Оставшись в полном одиночестве, мужчина окончательно потерял рассудок. Его сознание отказывается принимать происходящее, извлекая из памяти лишь навсегда полюбившуюся музыку.

Критик Владимир Стасов, причислявший эту работу к разряду «действительно нашего художества, двинутого Гоголем и Федотовым», писал:

«Сумасшедший музыкант г. Косолапа, небольшая картинка ещё начинающего художника, ещё полного недостатков техники, но уже владеющего с замечательной силою элементами патетичности  <…> его бедный сумасшедший, играющий на гнилом чердаке у тела старушки-матери, на которую умирающим огоньком едва-едва светит лампадка, посреди всех окружающих его ужасов бедности и лишений, постоянно останавливал глаза и чувства каждого человека из всей нескончаемой толпы, целых два месяца переменявшейся в залах Академии…»

В настоящее время картина «Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери)» является частью постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Показать полностью 2

Пять запрещенных картин русских художников

Есть картины, о которых ранее предпочитали не говорить и не показывать их. В разное время они были запрещены.

Широкой публике они неизвестны, а жаль. Ведь многие известные художники изображали жизнь такой, как она есть. Давайте сейчас посмотрим на пять полотен, которые в свое время вызвали общественный резонанс и неудовольствие правящей верхушки.

Николай Неврев. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» 1866 г.

Церковь оказывала большое влияние на все аспекты жизни людей. К сожалению, не все представители духовенства были по-настоящему духовными.

Изображать их в комедийном виде с низменными привычками считалось нигилизмом. Но были художники, которые не боялись этого делать, они ставили под сомнение принятые ценности, высмеивали сложившуюся культуру, поэтому часто их полотна попадали под запрет.

Пять запрещенных картин русских художников Живопись, Картина маслом, Холст, Гуашь, Картина, Длиннопост

Картина Николая Неврева была признана безнравственной. По своей стилистике она приближалась к журнальной карикатуре. Действительно, образ толстого священнослужителя в синей рясе напоминает шарж, но совсем не дружеский.

Владимир Маковский «Освящение публичного дома»

Маковский - художник-передвижник. И, как многие представители этого жанра, подмечал различные сюжеты из жизни. Многие из них были злободневными и спорными.

Этой картине не суждено было стать популярной при жизни художника. Ее сюжет был настолько провокационным, что полотно так и осталось в виде эскиза, и нигде не выставлялось. Впервые эскиз опубликовал британский музей. В царские времена церковь освящала все, что угодно, в том числе и магазины, торговавшие водкой и вином. Так почему бы не освятить бордель?

Пять запрещенных картин русских художников Живопись, Картина маслом, Холст, Гуашь, Картина, Длиннопост

Картина содержит два сюжета. В залитой ярким светом комнате перед иконой священник, одетый в золотую ризу, проводит обряд, а вокруг собрались «прекрасные нимфы», вместе с ними и дородная хозяйка борделя. Одна девушка упала на колени перед святой иконой.

Второй сюжет – это первый план картины, в темной комнате девушка стоит, прислонившись к стене. Она прижала руку к сердцу и искренне раскаивается в своих грехах. Если бы кто-то помог ей в этот момент, она бы стала второй Марией Магдалиной, которую простил Христос. К сожалению, этой девушке придется и дальше жить в борделе, развлекая посетителей. Слева стоит рояль, справа – столик с бутылками вина...

Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» . 1861 г.

В свое время эта картина вызвала скандал в российском обществе. Великая княгиня Мария Николаевна грозила Перову ссылкой в Сибирь за изображение духовенства в неприглядном виде.

Да только художник не боялся ссылки, ведь родился он в Тобольске - как раз в Сибири. Ее высочество в гневе приказывала сжечь «мерзкую и вульгарную» картину, но полотно уже приобрел купец Третьяков для своей коллекции.

Пять запрещенных картин русских художников Живопись, Картина маслом, Холст, Гуашь, Картина, Длиннопост

Так что же мы видим на картине, почему ее хотели сжечь, а художника отправить в ссылку? Полотно изображает крестный ход, но не совсем обычный. Процессия выходит не из церкви, как положено, а из избы. Пьяный священник с красным лицом наступает на пасхальное яйцо. Второй священнослужитель упал на колени, чтобы спасти яйцо, но не вышло. Очень символичный момент, кстати.

Возле крыльца валяется пьяный, другого мужика женщина поливает водой из кувшина, чтобы привести его в чувство. Нетрезвая процессия направляется к церкви, а мужик держит икону вверх ногами. Про Христа здесь совсем забыли, главным на этом празднике был «зеленый змий».

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

В прошлом телесные наказания были делом обычным. Для причинения боли использовались разные предметы. Биты были все: и крестьянские детишки, и дети знатных господ. Когда не умеешь объяснять правила поведения словами, в ход идут битье и крики.

Пять запрещенных картин русских художников Живопись, Картина маслом, Холст, Гуашь, Картина, Длиннопост

В богатых домах дело телесного «воспитания» предоставлялось служанкам. На картине Ковалевского мы как раз видим такой эпизод. Две горничные держат подростка, а гувернантка лупит мальчишку.

Мать и отец не принимали участия в экзекуциях. Ведь они должны были оставаться для детей «хорошими, воспитанными и чинными» родителями. А грязное дело поручали слугам.

Владимир Маковский «Не пущу!» 1892 год

Однажды Маковский шел по улице и увидел такой сюжет, а потом взял холст, кисти и краски, и написал портреты встретившихся людей.

Пять запрещенных картин русских художников Живопись, Картина маслом, Холст, Гуашь, Картина, Длиннопост

Получилась картина отчаяния: молодая женщина закрыла своему мужу путь в пивной магазин. Сынишка прижался к маме и смотрит на отца. А мужчина полон решимости все-таки войти в пивнушку и получить свою порцию хмельного напитка. Вся семья одета, как оборванцы

Было видно, что ничего хорошего в жизни их уже не ждет. Мужчина пропивает все деньги, которые сумел заработать.

Сюжет отозвался болью в сердце Маковского, и он, вернувшись в мастерскую, сразу взялся за кисть. Картина была злободневной, показывая дно российской действительности конца XIX века. А потому была запрещена к демонстрации.

Многие из картин, которые раньше читались запрещенными, позже получили признание и стали частью истории искусств.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!