VseISrazu

VseISrazu

На Пикабу
поставил 4 плюса и 0 минусов
106 рейтинг 0 подписчиков 1 подписка 2 поста 0 в горячем

Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги

Канадский философов Маршал Маклюэн относил фотографии к "горячим" медиа. В отличие от холодных медиа, радио, газет, искусства, фотографии не оставляют человеку площадок для интерпретаций картины, ведь он видит перед собой буквально отражение реальности.


Представьте себе, скажем, фотографию катастрофы 11 сентября. Можно во всех подробностях разглядеть каждый обломок, каждого падающего человека. Сознание сразу говорит: "Терроризм - ужасно", или "такое же могло случиться со мной", или даже "Государство должно пристальней следить за обществом". На этом фоне кадр с терминалом, где прошел один из пилотов, угнавших злосчастные самолеты, покажется малозначимым, максимум, можно возмутиться, что охрана была такая плохая. В иных обстоятельствах терминал не отличили бы от любого другого. Но представьте, что с нее убрали всех людей, пыль, мусор, мелкие вещички, надписи стерли, а поверхности вычистили до блеска.


Что-то не так, возникает тревога, кажется, в этом "голом" пространстве сейчас начнет расползаться эхо от чьих-то шагов. Может, он опустошил те два синих контейнера, в которых "что-то" было. Но никто его не остановит, не погонится, в мире, где все так строго, идеально расставлено, нет места живым людям. И это только одно прочтение. Вот так "упрощенное пространство" подталкивает думать и создавать новые смыслы.

Томас Деманд - фотограф. Но по образованию он - архитектор. Беря за основу реальные снимки, он делает из картона их макеты и вновь фотографирует. Сами макеты Деманд затем уничтожает.

К примеру, такую обработку прошла контрольная комната Фукусимы в момент, когда взорвался реактор.

Реальная комната.

Мертвая тишина наступила также в туннеле, где погибла принцесса Диана, на лайнере "Princese", одном из первых мест, где был объявлен карантин вcвязи с пандемией, на кухне, где был схвачен Садам Хусейн.

Tunnel

В момент опасности человек одинок, ничто и никто ему не поможет. "Сказка, где в конце туннеля тебя поджидает чудовище".

Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Томас Деманд и его теракты и убийства из бумаги Современное искусство, Фотография, Скульптура, Длиннопост
Показать полностью 6

Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин

Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин.

Сегодня

При словах «русские былины» и «картины» на ум сразу приходят «Три богатыря» Васнецова. Затем его же «Илья Муромец на распутье». Увы, этими сюжетами часто и ограничиваются знания о мире русских народных былин (вплоть до того, что в мультиках «Мельницы» богатыри отправляются уже то в Китай, то в Египет, будто идей сценаристам не хватает). Может, кто-то вспомнит еще «Садко» Репина или чудесные гравюры Билибина.

"Витязь на распутье", Васнецов

Но кого точно не связываешь с образами Древней Руси, так это Михаила Врубеля. Врубель — это «Демон поверженный», это неукротимая фантасмагория цветов, это, в конце концов, слепота и безумие. Не очень вяжется с мрачными и реалистичными полотнами Репина и Васнецова.

Как и для многих художников, источником вдохновения для Врубеля стала его муза – Надежда Ивановна Забела. Оперная певица, она была главной звездой композитора Римского-Корсакова. Ей принадлежит сопрано Снегурочки в одноименной опере, Царевны-лебедя в «Сказке о царе Салтане», дочери морского царя в «Садко». Обожавший оперу и переслушавший того же «Садко» 50 раз, Врубель рисовал декорации к постановкам Римского-Корсакова и придумал дизайн костюма Снегурочки. Ну а про его «Царевну-лебедь» нет смысла и распинаться.

"Царевна-лебедь", Врубель

Другой вдохновитель – фабрикант и меценат Савва Мамонтов, который только поощрял эксперименты с уклоном на древнерусский фольклор. Если бы не помощь Мамонтова, мы могли не увидеть врубелевского «Богатыря», отвергнутого всеми с насмешками.

«Богатырь» Врубеля странный: при широченных плечах ростом он непропорционально маленький, конь его в ширину больше, чем в высоту, а плащ и конская голова буквально сливаются с яхонтовым небом и зеленым лесом. Но ведь и Илья Муромец – не был обычным человеком, до того, как обрести чудесную силу, он тридцать лет не мог ходить, был буквально инвалидом. При этом богатырь будто врастает в землю, как самый древний былинный герой – Святогор. В одной из былин, пытаясь поднять суму со всей тягой земною, он проваливается в землю и умирает. В поле Васнецова богатыря ждет разве что стычка с печенегами-половцами, тогда как из леса Врубеля на него может выскочить любое невиданное и неслыханное чудо-юдо.

"Богатырь"

Алеша Попович, змей-Горыныч, Баба Яга – лишь вершина айсберга русских былин и сказок. Врубель намеревался это исправлять. А ведь когда мы говорим про Врубеля, имеем в виду не только живопись. В стиле майолики Врубель перенес на тарелку «Садко у берега Ильмень-озера».

"Садко у Ильмень-озера"

Кто такой Садко? Герой новгородских былин, бедный гусляр. Своей игрой он растрогал царя морского. Тот сначала помог ему озолотиться, затем забрал на дно морское, чтобы плясать под его игру и женить на своей дочери. Гусляра Садко Врубель отобразил еще и в скульптуре, а морского царя – на фарфоровых масках, где лазурный и синий переливаются с цветом морского дна.

"Маска морского царя"

В 1900-м на парижской выставке Врубель получил золотую медаль за майоликовые тарелки, скульптуры и внезапно камина. Камин «Микула Селянинович и Вольга» покрыт мозаикой из смальты – цветного стекла. Вместо привычных еще с античности квадратиков, каждый фрагмент мозаики имеет свою округлую форму, как мазки на «Демоне сидящем».

"Микуло Селянинович и Вольга"

Бородач в голубой рубахе, с сохой – Микула Селянинович. Богатырь, как ясно из отчества, выходец из крестьян. Князь Вольга, увидев, как Микула пашет землю, попросил охранять его в дороге. При этом вся княжеская рать не смогла даже приподнять соху, которой он пахал. Именно Селянинович дал Святогору сумку с земной тягой, отчего тот и помер. А еще его дочь Настасья была замужем за Добрыней Никитичем.

О «Богатырях» Васнецова Врубель отзывался прохладно, говорил о расчлененном, бледном, западном образе. Возможно, это так. С другой стороны, может, и попытки Врубеля поймать национальный дух местами напоминают цирк-шапито. Все равно, радостно, что они существуют, и приоткрывают окно в тот богатый и безумный, как разум Врубеля, мир русских сказок и былин.

Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин Сказка, Живопись, Михаил Врубель, Длиннопост
Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин Сказка, Живопись, Михаил Врубель, Длиннопост
Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин Сказка, Живопись, Михаил Врубель, Длиннопост
Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин Сказка, Живопись, Михаил Врубель, Длиннопост
Не только Васнецов. Михаил Врубель в безумном мире русских былин Сказка, Живопись, Михаил Врубель, Длиннопост
Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!