Serebriakov

На Пикабу
поставил 1 плюс и 2 минуса
107 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"»

Для начала отвечу на основные вопросы: что же такое Open Matte и существуют ли вообще фильмы в этом формате?

Open Matte (Открытая подложка, Открытый кадр) — один из форматов дистрибьюции фильмов и другого видео-контента, обрезанный (кропнутый) под теле-формат до 16:9 или 4:3 с оригинального исходника, снятого на камеру:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Кадр из отпечатка 35-миллиметровой пленки. Источник кадра.

Внутри желтой рамки изображение, которое будет использовано в кинотеатральном релизе с соотношением сторон 2,35:1. Внутри красной рамки изображение для ТВ - в данном случае 4:3, но в современном мире обычно берется рамка 16:9. Изображение в красной рамке и считается обычно форматом Open Matte. Да, мы теряем немного информации по горизонтали кадра (слева и справа), относительно кинотеатрального релиза. Зато приобретаем массу новой информации по вертикали кадра (сверху и снизу). Если сделать кроп из оригинального кадра в 16:9, то на современных 16:9 HD-мониторах и телевизорах мы не увидим ненавистных многим черных рамок по краям кадра (сверху и снизу), что очень удобно для дистрибьюции на ТВ и стримингах.

Ну а насчет существуют ли цифровые релизы в Open Matte? Да, существуют и вполне официально еще со времен DVD. К примеру фильм Терминатор 3 пережил массу переизданий в том числе и в 4:3 формате Open Matte - скриншоты будут ниже.

И вот путешествуя по пикабу, наткнулся на просто вымораживающий своими заблуждениями и подтасовкой фактов пост-разоблачение формата Open Matte: "Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"

Первый пост, на который писалось разоблачение и начавший тему: Фильмы без рамок

А ниже мое разоблачение на разоблачение от cartmanisonfire (будет много картинок):


Да, действительно бывают некачественные перекропанные из театральной версии, а не из исходных кадров псевдо Open Matte для ТВ-вещания. Но прочитав "разоблачительный" пост от cartmanisonfire понял, что автор сего "разъяснения" сам критически ошибается и вводит людей в заблуждение, начиная с первого же пункта:

Во первых - не существуют спец-изданий фильмов, где на злобу всех специалистов монтажа, постобработки и эффектов, вдруг волшебным образом убирают рамки и добавляют чуть ли не пятую часть кадра сверху и снизу, к которой требуются вновь дорисовать, добавить/убрать лишнее что было сделано с фильмом на постпродакшене.

А вот что по этому поводу говорит Джеймс Кэмерон в своем интервью к переизданию Титаника 2012 года в IMAX и на Blue-ray в 3D:

При переиздании мы выпустили «Титаник» также в IMAX, цифровом формате IMAX, в 2D и в 3D, и сделали это переиздание с соотношением сторон 1,78:1, так же известном как 16:9 — сейчас это своего рода гик-версия для новых зрителей. Но изначально фильм был выпущен в формате CinemaScope — 2,35:1. Итак, новая DVD-версия, стандартный Blu-ray и 2D Blu-ray имеют формат 2,35:1, а 3D Blu-ray имеет формат 1,78:1, так же известный как 16:9, что означает, что он заполнит HD-монитор. И эта версия не обрезана, она на самом деле содержит добавленный материал. В процессе ремастеринга фильма нам пришлось вернуться к оригиналу и проделать большую работу по ретуши кадра, чтобы убрать тележки, микрофоны и т.п., которые были в поле зрения сразу за пределами области съемки.

Новая версия стала гик-праздником видеофилов, но изначально фильм был снят в формате Super 35, а это означало, что всегда было доступно больше информации в кадре, чем мы выпустили в театральной версии. Итак, мы вернулись к фильму и отретушировали его, и теперь он действительно прекрасно воспроизводится в 3D в формате 16:9, и я думаю, что новое издание - немного другой опыт.

Оригинал цитаты из интервью Кэмерона на английском, для поиска пруфа в гугле:

On the re-release, we released Titanic also in IMAX, the digital IMAX format, in 2D and in 3D, and we did that in 1.78:1 aspect ratio — this is kind of geeking out for neophiles now. But the film was originally released in a CinemaScope ratio — 2.35:1 ratio. So in the new release, the DVD and the standard Blu-ray and the 2D Blu-ray is 2.35:1, and the 3D Blu-ray is in 1,78:1 or 16:9, which means that it'll fill the HD monitor. And that's not cropped, that's actually added material. And in the process of remastering the film, we had to go back and do a lot of paint work to remove dollies and microphones and things like that, that were in view just outside of the scope area.

This is more of the videophile geek fest, but the film was originally shot with Super 35 format, which meant that there was always more frame available than what we released. So we've gone back to that and we've cleaned it up and so it actually plays beautifully in 3D in the 16:9 format, I think, so it's a slightly different experience.

Из слов Кэмерона следует, что Open Matte версия Титаника, сделанная из ремастера 2012 года, действительно содержит новую информацию, "убирающую" полоски в фильме. В Open Matte рипах Титаника, которые раздают на торрентах, кадры взяты из левого ракурса Blu-Ray 3D, т.е. из изображения для левого глаза. Эта Open Matte версия в 16:9 содержит гораздо больше новой информации сверху и снизу кадра, чем оригинальный кинотеатральный 2,35:1. Но для соответствия формату 16:9 кадр совсем немного подрезан по бокам. В итоге мы получили значительное количество новой информации по вертикали кадра, и потеряли совсем немного по горизонтали относительно кинотеатральной версии.

Вот пруф в виде картинок:

  1. Blu-ray 4K UHD издание

  2. Blu-ray издание 2012 года

  3. Open Matte-версия, сделанная из кадров для левого глаза Blu-ray 3D издания 2012 года

Сравнение изданий Титаника

Все киношные форматы нарезаются из исходника. А сенсор в камере или кадр в пленке за редким исключением имеют формат 4:3. Т.е. исходник почти всегда имеет формат 4:3 - стандартный формат 35 мм сенсора или кадра кинопленки.

Поэтому и появляется Open Matte - есть исходник, и дистрибутор/издатель домашнего видео решает сделать вариант для домашнего просмотра в Open Matte. В последнее время за такие выпуски благодарят Amazon, много релизов в цифре в настоящем Open Matte без лишнего кропа появились благодаря им.

К примеру, существует WEB-DL версия культового фильма Пятый элемент, в настоящем неперекропанном Open Matte, в которой значительно больше информации по вертикали кадра, чем даже в новом французском издании фильма ESC Editions France, выпущенном на Blue-ray в феврале 2024 года (кинотеатральная версия):

Пятый элемент: Blue-ray издание против Open Matte

И кто теперь неправ?

На этом моменте я изначально хотел закончить статью, однако в комментариях потребовали больше примеров и доводов. Что ж, вернемся к статье-разоблачению. В ней приводится в качестве доказательства ущербности Open Matte занятный скриншот:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

ой а что это у нас? open matte оказывается обрезан? как же так?

На скриншоте выше видно, что мы потеряли деталей по горизонтали кадра (слева и справа), но по вертикали (сверху и снизу) ничего не приобрели. Действительно данный кадр очень неудачно подогнали под 16:9. Но достаточно промотать то же видео, откуда сделан скриншот чуть вперед, как в другом кадре мы тут же увидим новые детали, которые дарит нам Open Matte:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Доктор Стрэндж. Как видно, в Open Matte мы потеряли незначительное количество неважной информации по горизонтали кадра из-за небольшой подрезки под формат 16:9, зато приобрели массу новой информации и деталей по вертикали кадра.

К сожалению, формат Open Matte не идеален и даже небольшая подрезка кадра по горизонтали иногда теряет важные детали и действительно сложно выбрать в каком формате смотреть кино: в Open Matte c большим количеством новой информацией по вертикали и без полос, или оригинальную кинотеатральную версию 2,35:1 с полосами. Вот хороший пример кадра из фильма Терминатор 3, где в Open Matte мы потеряли важную информацию по краям:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Терминатор 3 - кинотеатральный DVD против Open Matte DVD, потеряны важные детали по краям кадра

С другой стороны благодаря Open Matte в этом же фильме мы получили довольно занятные новые пикантные детали фильма:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Терминатор 3 - Open Matte версия определенно добавляет пикантности фильму

С Терминатором 3 и его выпусками вообще занятная история: от издания к изданию на DVD и Blue-ray в кадр то попадали, то обрезались красивые "локоны" Кристианны Локен. А все дело в том, что в разных выпусках многие сцены были кропнуты с оригинального носителя в разных частях кадра, что породило много путаницы у фанатов этого фильма.

Но вернемся к статье-разоблачению. Одним из следующих примеров там был приведены скриншоты из фильма Матрица, где якобы сравниваются разные форматы фильма:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

ой, а что это? опять open matte обрезан? как же так? мы же тут критикуем потерю контента или как?

Я не поленился и отыскал источник этого сравнения. И что же обнаружилось? Cнова подтасовка фактов от товарища cartmanisonfire, как и с кадрами из Доктора Стрэнджа выше. На самом деле на этих скриншотах сравниваются не форматы видео и разница в их кропе, а разница цветокоррекции в разных изданиях фильма. Т.е. все кадры на этом скриншоте подогнаны под один размер для сравнения цвета. Вот скриншот сайта-источника этих скриншотов:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Матрица. Сравнение цветокоррекции в разных изданиях фильма.

Что же с матрицей на самом деле? На самом деле существует хорошая Open Matte - версия Матрицы, где мы получили массу новых деталей по вертикали:

Ответ на пост «"Фильмы без рамок" или "как один дурак бредил, а пикабу ему поверило"» Фильмы, Ответ на пост, Длиннопост, Пруф, Пикабу, Титаник, Пятый элемент

Сравнения различных изданий Матрицы. Open Matte версия справа вверху. Диван очень рад, что наконец-то попал в кадр :)

В целом, чтобы узнать существует ли Open Matte версия какого-либо фильма, просто вбейте в гугл название интересующего вас фильма, к примеру: "matrix open matte vs blu ray" - на ютубе обязательно найдутся ролики со сравнением, откуда можно будет точно понять, существует ли для этого фильма настоящий Open Matte или только перекроп из театральной версии.

В каком же формате лучше смотреть кино? Решать вам. В заключение отмечу основные плюсы и минусы обоих форматов:

Кинотеатральная версия максимально соответствует задумке режиссера, но на 16:9 экранах ее придется смотреть с полосками сверху и снизу. Так же к недостаткам относится значительная потеря информации по вертикали кадра (сверху и снизу). Основным же преимуществом кинотеатральной версии являются переиздания. На всех новых Blue-ray изданиях фильмов в новых форматах Ultra HD 4K выходит как правило кинотеатральная версия. А Open Matte релизы в основном доступны либо в 1080p, либо вообще в старинном уже DVD-качестве.

Open Matte же версия привносит много деталей по вертикали кадра, а так же как правило подогнана под форматы экранов 16:9, вписываясь в современные экраны на всю высоту. Недостатком же является небольшая потеря информации по горизонтали кадра (слева и справа) и практически полное отсутствие современных переизданий Open Matte-версий в формате 4К Ultra HD.

Ну а товарищу cartmanisonfire хотелось бы пожелать гуглить информацию и досконально разобраться в теме, прежде чем кого-то разоблачать.

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!