Противоестественность сентиментальной любви
Значение слова "любовь" в заголовке - то самое, которое имеют в виду романтичные барышни, когда они оживляются, заслышав сочетание звуков или букв: "ЛЮБОВЬ."
То есть этот пост - о любви в наиболее часто употребительном значении этого слова: о сентиментальной моногамной любви между 1 женщиной и 1 мужчиной.
Поскольку слово "любовь" имеет разные значения (об этом ниже), то вышеозначенную разновидность любви мы обозначим словом С-любовь (сентиментальная любовь).
Почему пост в сообщество "Лига психотерапии"? А потому что психологи работают чаще всего как раз с "разбитыми сердцами" и сентиментальными пи*достраданиями, не подозревая об искусственном происхождении этих самых пи*достраданий и "разбитых сердец".
И я просвещу психологов в этой статье. А то водят хороводы и танцы с бубнами вокруг социальных конструктов, принимая их за природу человека.
Ну и, конечно, всем нормальным людям (непсихологам), интересующимся психологией, будет интересно узнать, откуда есть пошла сентиментальная любовь.
Древние греки выделяли 7 разновидностей любви:
1. Эротас - половое влечение.
2. Филия - любовь-дружба, любовь-симпатия.
3. Сторге - любовь-нежность, в основном этим словом обозначалось чувство, которое любящие родители испытывают к детям.
4. Агапи - любовь к ближнему, к людям, часто связывалась с заботой о благополучии других, с бескорыстной самоотдачей.
5. Людус — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий.
6. Мания — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».
7. Прагма — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
Внимание, вопрос:
Который из этих 7 видов любви представляет собой С-любовь?
Никакой?
Именно так: НИКАКОЙ!
Тогда другой вопрос:
Почему древнегреческие философы, столь тщательно классифицировавшие любовь, скрупулёзно её разобравшие, не выделили С-любовь в отдельную категорию?
На этот вопрос есть простой ответ: потому что С-любовь древние греки не практиковали!
Л. Морган более сорока лет поддерживал тесный контакт с индейцами Северной Америки и даже был усыновлен племенем сенека. Уж он хорошо знал этот народ и испытывал к нему самые теплые чувства. В своей книге он уверенно заявляет: «Мужчины не выбирали жен, как это делается в цивилизованном обществе, по склонности, ибо чувство любви, предполагающее более высокую ступень развития, чем та, которой они достигли, было им неизвестно». «Прежде всего, любовная связь была неизвестна варварам. Они не доросли до этого чувства, являющегося продуктом цивилизации и утонченности».
Итак, Л.Морган сделал верный вывод - на основе, заметим, наблюдений, а не только кабинетных размышлений : С-любовь - продукт культуры.
М. Мид в книге «Взросление на Самоа» утверждает то же самое, что и Морган: «…Самоанское общество резко отличается от нашего неиндивидуализированностью чувства, в особенности полового …». «Романтическая любовь в том ее виде, в каком она встречается в нашей цивилизации, неразрывно связана с идеалами моногамии, однолюбия, ревности, нерушимой верности. Такая любовь незнакома самоанцам». «Одновременное пребывание в нескольких половых связях, их кратковременность, совершенно явное стремление избежать каких бы то ни было сильных аффектных привязанностей в половых отношениях, жизнерадостное использование для них любых представившихся возможностей — все это делает секс на Самоа самоцелью … чем-то таким, что ценится само по себе и вызывает энергичный протест, как только он начинает привязывать одного индивидуума к другому. … Они не склонны относить половые отношения к числу важных межличностных отношений и определяют их значимость только половым удовлетворением, доставляемым ими» . «Самоанская девушка никогда не испытывала счастья романтической любви, как мы его понимаем…»
Известный польский сексолог З.Лев-Старович в книге обзорного характера «Секс в культурах мира» приходит к выводу: «Любовь в нашем представлении незнакома туземцам … обращает на себя внимание то, что здесь не нашла распространения модель любви, так ценимая на Западе, — любви партнерской, с доминацией чувства жертвенности, посвященности. Возможно, что модель любви, которая предъявляет много требований к человеку, обусловлена ограничениями в сфере секса»
Именно! Модель любви, которая предъявляет много требований к человеку (С-любовь), обусловлена ограничениями в сфере секса!
Исследователь Малиновский пишет:
«Обратимся к среднему меланезийскому юноше, который увлекся девушкой, недоступной ему в силу родственных табу, общественного положения или слишком большой разницы во внешних данных. В этом юноше первое впечатление также вызывает эстетическую и чувственную реакцию, которая преображает вызвавшую ее причину в нечто желанное, ценное и заслуживающее всемерных усилий. Но ощущения загадочности, желания поклоняться на расстоянии или просто иметь возможность находиться в присутствии объекта желаний здесь нет»
«… В тробрианском ухаживании нет окольных путей; не ищут эти люди и полноценных личностных отношений, когда сексуальное обладание становится только следствием их. Просто и непосредственно просят о встрече, не скрывая намерения получить сексуальное вознаграждение. Если приглашение принимается, то удовлетворение желания молодого человека исключает романтический настрой, стремление к недостижимому и таинственному. Если же приглашение отвергается, то это не составляет особой личной трагедии, так как юноша с детства привык к тому, что его сексуальные импульсы наталкиваются на несговорчивость некоторых девочек, и он знает, что другая любовная связь исцелит такого рода болезнь надежно и быстро»
Тробрианская любовь начинается с непосредственной просьбы о немедленном сексуальном удовлетворении, прекрасно обходясь без экзальтации, поклонения и личной близости: «… Важный пункт состоит в том, что совместные интересы данной пары ограничены лишь сексуальными отношениями. Любовники разделяют общую постель — и больше ничего. В том случае, когда имеет место постоянная связь с тенденцией перехода в брак, они разделяют ее регулярно; но они никогда не принимают пищу совместно; они не оказывают друг другу взаимных услуг, не обязаны помогать друг другу в чем бы то ни было…»
у некоторых народов ревность не наблюдалась совсем. Несмотря на наличие у них семьи. Н.Н.Миклухо-Маклай, всемирно известный этнограф XIX века, писал про семейные нравы семангов Малакки: "Девушка, прожив несколько дней или несколько недель с одним мужчиной, переходит добровольно и с согласия мужа к другому, с которым опять-таки живет лишь некоторое, короткое или более продолжительное время. Таким образом, она обходит всех мужчин группы, после чего возвращается к своему первому супругу, но не остается у него, а продолжает вступать в новые временные браки, которые зависят от случая и желания".
Так что приходится признавать: ревность не унаследована нами от ардипитеков или еще от кого-то, не развившегося до человека разумного, а является продуктом социума. Или надо выкручиваться, объясняя почему наследственность действует на европейцев, но не действует на семангов и других народов.
Ф.Энгельс в «Происхождении семьи…» также утверждал, что «до Средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви»
Он, выходит, прав.
Наконец, самое главное. Вплоть до начала XX века ученые наблюдали народы, которым половая романтическая любовь была неизвестна. От этом совершенно определенно писали киты антропологии. Так как насчет североамериканских индейцев, самоанцев, тробрианцев и других народов: у них что-то не так с дофамином и другими нейромедиаторами? Или все же проще предположить, что романтическая любовь — продукт определенных внутренних установок, создаваемых в процессе воспитания?
Ставить опыты на людях довольно затруднительно, но опыт, проясняющий происхождение любви: от генов она или от культуры, был поставлен. Довольно чистый. В самых широких масштабах.
Северо-американским индейцам, по сообщению Л.Моргана, половая любовь была неведома. Напомню, что именно из его работ выросла современная история семьи, так что половое поведение было в центре его внимания и он в этом вопросе разбирался. Африканцам, которых в XVIII-XIX веках массами вывозили в США, у себя на родине была присуща чрезвычайная свобода нравов в сфере отношений между полами, при которой любви также не наблюдалось. Однако, всего через несколько поколений индеец или чернокожий американец, которые жили среди белых, учились с ними в одной школе и университете, стали влюбляться ничуть не хуже своих бледнолицых братьев. А ведь гены за такой короткий срок не меняются.
Какой же вывод можно сделать из вышенаписанного?
А 3 вывода.
1) С-любовь - продукт социума, культуры, воспитания и не является врождённым свойством человека. Социальный конструкт, не являющийся частью человеческой природы.
2) До средних веков никакой С-любви в Европе не знали.
3) Причиной возникновения С-любви являются сексуальные ограничения, узаконенная моногамия.
И главный вывод:
Не С-любовь - причина моногамии ("я её/его С-люблю, и поэтому мне для секса нужен только он/она, а больше никто),
а
Моногамия - причина С-любви: "Поскольку заниматься сексом общество разрешает только с одним/одной, то поэтому я зацикливаюсь только на одном/одной, то есть С-люблю."
Цена иллюзии естественности и необходимости сентиментальной любви - эмоциональная боль, разрушенные жизни, несчастные и брошенные дети, психологическая кастрация, депресии, убийства на почве ревности и так далее.