IVMIVM

На Пикабу
поставил 3 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1097 рейтинг 2 подписчика 2 подписки 1 пост 1 в горячем

Мой опыт получения компенсации от авиакомпании за испорченный багаж (длиннопост)

Не секрет, что российские авиакомпании с большой неохотой платят за потерянный или испорченный багаж. Не стала исключением и моя ситуация. В благословенные доковидные времена отправились мы с женой в Барселону. Перелёт был с пересадкой в Москве, но маршрут считался единым, поэтому я спокойно сдал чемодан в багаж в родном городе, чтобы забрать его уже в Каталонии и не усложнять себе перелёт...

По прибытию обнаружились две вещи: во-первых, неизвестный рукозад из числа грузчиков швырял чемодан так, что отломил кусок пластикового корпуса с колёсиком (правда, аккуратно положил его сверху чемодана), а во-вторых, моя жена умеет просто невыносимо отвратительно ворчать.

Мой опыт получения компенсации от авиакомпании за испорченный багаж (длиннопост) Авиакомпания, Багаж, Взыскание, Суд, Компенсация, Длиннопост

Что делать? (в конце будет краткая выжимка для Лиги Лени)


Первое. Зовем представителя авиакомпании, не покидая зону выдачи багажа.


В моём случае он нашёлся за стойкой Lost & Found, на которой была наклеена куча логотипов различных авиакомпаний. Такое бывает довольно часто: перевозчики нанимают контору-агента, которая представляет их. Сотрудник всё осмотрел, составил акт о порче (PIR — Property Irregularity Report). Но распечатать не смог, якобы не работал принтер, сказал сослаться в претензии на номер. Делать этого не стоит вообще от слова совсем: это у них всё электронно, а отечественные суды любят бумаги. Много бумаг. Так что распечатываем PIR на стойке другого агента, а сотрудника просим поставить печать. Тут же на всякий случай делаем фотографии всей этой сломанной красоты.

Второе. Пишем письмо в авиакомпанию, причём опять-таки бумажное.


Сначала я собирался сделать это из дома, но не тут-то было. Согласно нашему замечательному российскому законодательству (Воздушный кодекс РФ, ст. 127 ч. 3), у меня было всего семь дней на подачу жалобы, поскольку рейс был международный (что интересно, на внутреннем рейсе срок увеличивается аж до полугода по ст. 126 ВоздК, где логика — лично мне непонятно), а путешествовать я планировал 10 дней.


На трёх колёсиках из четырёх добрался до места проживания. Смирился. Купил жене большой кувшин сангрии, чтобы перестала ворчать и пошёл в местное почтовое отделение, там оформил претензию, приложил акт, фотографии и отправил в Россию. Кстати, готовьтесь, что английский на почте может не знать никто, в моём случае волшебного англоговорящего почтальона искали всем отделением полчаса. И да, очереди там не меньше наших, хоть и электронные. Ущерб написал от фонаря — 10 тысяч рублей, я ещё не знал, починю чемодан, найду ли на него чек и т. п. Главное было зафиксировать, что я уложился в отведённые законом 7 дней.

Третье. По возвращении домой идём в ремонт.


В моем случае это был подвальчик, где ремонтировали абсолютно всё и очень неплохо (чемодан с тех пор пережил еще два акта общения с грузчиками в аэропортах). Мастер честно сказал, что может отремонтировать, а может написать, что ремонт невозможен. Если вы ответственный человек и храните чеки от всего, второй вариант выгоднее. Если же у вас из важных бумаг дома хранится только туалетная, лучше соглашаться на починку. Ремонт мне обошёлся в сумму чуть более 2 тысяч рублей, после чего я отправил новую уточнённую претензию на сумму ремонта в адрес авиакомпании.


А дальше началось веселье. Стоит ли говорить, что по истечении установленных ст. 127.1 ВоздК тридцати дней ответа я не получил. Спустя два месяца авиакомпания отписалась, мол, мы не знаем вес твоего пустого чемодана, поэтому оплатим тебе 600 рублей как за 1 кг. И где-то ещё через неделю эти 600 рублей поступили на мой счёт. Хороший конец? Нет.


Согласно ст. 119 ВоздК «тариф» 600 руб./кг работает на внутренних рейсах, а на международных начинают применяться международные договоры, которые подписаны Россией (ч. 3 ст. 119 ВоздК). Таковых два: Варшавская (1929 года) и Монреальская (1999 года) конвенции. Согласно различным протоколам заседаний международных авиационных организации применяется правило «20 долларов за 1 кг массы повреждённой вещи». А это, согласитесь, существенно больше 600 рублей (курс на момент путешествия был около 65 руб. за доллар). Кстати, мой пустой чемодан весит 3 кг.

Поэтому четвертым пунктом чемоданной эпопеи стал суд.


Взыскивать я собирался:

• разницу между стоимостью ремонта и выплаченными шестьюстами рублями;

• неустойку за каждый день просрочки;

• моральный ущерб, который я оценил в 1000 рублей (жена, кстати, истрепала мне нервы на все десять, но я реалист: суды по таким требованиям много не присуждают);

• штраф в размере 50 % от всего предыдущего (ч. 6 ст. 13 федерального закона «О защите прав потребителей»).


Здесь я, кстати, совершил первую ошибку, посчитав неустойку в размере 1 % за каждый день (ст. 23 ФЗ «О ЗПП»). Как потом указал судья, считать нужно было по ст. 28 этого же закона, поскольку речь идёт об услуге (ремонт чемодана), а не о продаже товара. В этом случае неустойка повышается до 3 % в день, но не более общей стоимости работ.


Следующую ошибку я совершил, неверно выбрав суд. Нет, я не собирался ехать в город, где зарегистрирована авиакомпания (по общему правилу иски подаются по месту нахождения ответчика): иски о защите прав потребителя (а воздушные перевозки подпадают под сферу действия ФЗ «О ЗПП») рассматриваются по месту нахождения истца.


Я прокосячил по-другому: обратился в районный суд, хотя сумма требований была явно меньше 100 тысяч рублей. В таких случаях идти нужно в мировой суд. Немаловажно, что госпошлиной такие иски не облагаются (п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). У меня есть ЭЦП, однако, несмотря на наличие в списке системы ГАС «Выборы» мировых судов, подать в электронном виде не выйдет. Пришлось идти ножками.


После этого для разнообразия облажался не я, а суд: оставил моё исковое без движения, потому что на чеке почты (перед подачей иска нужно отправить его копию с приложениями ответчику) не был пропечатан полный адрес авиакомпании (хотя наименование юрлица влезло полностью). То, что полный адрес туда не влезет, никого не волновало. Придирка из серии «а может истец задолбается и плюнет на все», но проще и дешевле исправить, чем обжаловать. Я приложил отчёт об отслеживании с сайта почты, что ответчик всё получил. И тут мне вернули исковое. Якобы я не уложился в установленный судом срок.


Лирическое отступление: история с чемоданом оказалась действительно очень долгой (во многом, потому что я не сильно торопился, да и срок исковой давности составляет три года). Девятнадцатый код закончился, двадцатый наступил и принёс с собой ковид. Суды закрылись наглухо и пускали в здания только участников процессов. Все документы (в том числе иски) принимались исключительно по почте. А секретарём суда оказалась дама ответственная и трудолюбивая. Исключительно от повышенной ответственности она ходила на почту раз в неделю, так что мои исправления получила уже после истечения срока…


В таком случае иск можно подать заново, а можно обжаловать решение, что я и сделал. Вышестоящая инстанция (то есть районный суд) сказала, что мировой судья был не прав и обязала его начать рассмотрение заново.


На заседание, представитель авиакомпании предсказуемо не явился. Ограничился отзывом, мол, они всё выгрузили из самолёта в целости и сохранности (приложили какие-то каракули с кучей надписей ОК, ОК, ОК...) и в Москве (при пересадке), и потом в пункте назначения. Профит? Нет. Цимес в том, что ответственность авиакомпания несёт как раз до момента выдачи багажа пассажиру, а не до момента выгрузки из самолёта. Суд удовлетворил мои требования (моральный ущерб полностью).


Итоговая сумма оказалась более чем в 2,5 раза выше, чем стоимость ремонта и в 10 с лишним раз выше, чем добровольно выплаченные 600 рублей. Я согласился, поэтому спокойно ждал 30 дней, пока авиакомпания обжалует или не обжалует. Важно: если вы не согласны и планируете обжаловать, то вам нужно в течение трёх (если вы были на суде) или 15 (если не были) дней подать заявление, чтобы мировой судья изготовил мотивированное решение, поскольку по умолчанию он этого не делает, а просто объявляет: удовлетворить полностью / частично / отказать, и это же пишет в самом решении. Обжаловать нужно в районном суде.


В моём случае ни я, ни авиакомпания не обжаловали. Добровольно, естественно, решение суда авиакомпания не исполнила и вряд ли исполнит, если в подобной ситуации окажетесь вы.

Поэтому пункт пять. Пишем заявление на получение исполнительного листа.


С полученным документом идем сначала в налоговую инспекцию (можно в любую, даже в региональное управление), через 5 рабочих дней она выдаёт список банковских счетов авиакомпании. Выбирать лучше «федеральный» банк с пропиской в Москве, у которого есть отделения в вашем городе. Взысканная сумма поступила на мой счет уже на следующий день.

У меня чемоданая история заняла ровно два года (потому что я тормозил, ленился и косячил, авиакомпания не хотела платить, а суд… ну, суд — это суд). Надеюсь, что кому-то эта история сэкономит время и нервы. Искренне считаю, что за подобное свинское поведение авиакомпании нужно наказывать рублём.

Инструкция для лиги лени


1. Сохранить все посадочные талоны.

2. Не покидая зону выдачи багажа вызвать представителя авиакомпании / агента. Обычно он за стойкой Lost &Found.

3. Потребовать составить акт (Property Irregularity Report) в бумажном виде с печатью и подписью. Сделать фотографии повреждённых вещей.

4. В течение 7 дней (для международного рейса, в том числе если ваш багаж повредили на обратном рейсе в Россию) или 6 месяцев (для внутреннего рейса) отправить письменную бумажную претензию в адрес авиакомпании с приложением акта и посадочных талонов.

5. Обратиться в мастерскую и получить либо акт неремонтопригодности, либо квитанцию о стоимости работ (если решили всё же ремонтировать).

6. Отправить уточнённую претензию на сумму ремонта или стоимости чемодана (нужен чек, а если его нет, то считаете по тарифу 20 долларов / кг для международного рейса или 600 рублей / кг для внутреннего, чемодан естественно нужно взвесить пустым).

7. Ждать ответа авиакомпании (30 дней с момента получения + разумный срок на доставку ответа) и зачисления денежных средств.

8. Если не довольны добровольным возмещением — составить исковое заявление.

9. Копию иска и всех приложений отправить в авиакомпанию.

10. Подать иск в суд с квитанцией почты, что вы отправили иск ответчику.

11. Явиться в судебный процесс.

12. Если решение суда вас устраивает — ждать 30 дней, в течение которых авиакомпания может обжаловать решение в районном суде.

13. Если решение суда вас не устраивает — в течение 3 дней потребовать изготовить мотивированное решение и обжалуете его в районном суде. Подавать апелляционную жалобу нужно через этот же мировой суд.

14. Не обжалованное решение вступает в силу через 30 дней со дня его вынесения. Написать заявление на выдачу исполнительного листа.

15. С исполнительным листом обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о выдаче списка банковских счетов авиакомпании. Получить его через 5 рабочих дней.

16. Выбрать банк из списка и обратиться туда с исполнительным листом и заявлением, в котором нужно указать реквизиты вашего банковского счёта.

17. Если деньги на счёте авиакомпании есть, то банк незамедлительно перечисляет деньги вам. Если нет — в течение 3 дней вам сообщат об этом. Далее либо ждать, вдруг они появятся, либо отозвать исполнительный лист и подать в другой банк из списка. Можно, конечно, к приставам, но это должен быть отдел по месту нахождения авиакомпании, да и работают приставы в нашей стране очень плохо.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!