«Знания много места не занимают». Психология жизни. Автор: Влад Мерк. Выпуск №4

Продолжаю для подписчиков, благо их уже много :)


См. предыдущие выпуски №1, №2 и №3

«Знания много места не занимают». Психология жизни. Автор: Влад Мерк. Выпуск №4 Книги, Знания, Психология, Жизнь, Влад Мерк, Длиннопост

На этот раз без сопроводительных картинок — используйте воображение :)



Карты реальности

=============


Карта реальности — это модель мира. Мы представляем то, что нас окружает, основываясь на опыте. Чем больше опыта — тем точнее и интереснее карта. Она необходима для объяснения самому себе жизни и прогнозирования ближайшего будущего. Чем лучше карта реальности, тем лучше прогноз и чаще выигрыш.


Немного юмора
— Ого, а что это там такое на горизонте?
— Это уходящие возможности.
— Как красиво...

Разрушительные карты реальности


Всё начинается с возраста. А какой он у вас?

У каждого из нас есть 3 возраста:

— паспортный, календарный. Столько дней прожило наше тело.

— биологический возраст, внешний вид и состояние здоровья. Есть пожилые люди, которые очень молодо выглядят.

— эмоциональная зрелость. Возраст нашего Я. Редко превышает 22 года. Можете почитать подробнее про признаки эмоциональной зрелости и незрелости у Альберта Эллиса (важно читать больше полезной информации).

Часто между этими тремя возрастами наблюдается суровая пропасть, отсюда и трудности нахождения общего языка с другими людьми.

Если человеку 35 лет, мы ждем, что он будет взрослым, как и его поступки. А если он ведет себя как ребенок — мы этого не понимаем и негодуем. По нашему — так быть не должно, человек должен соответствовать своему возрасту! Про то, кто и что должен поговорим позже отдельно, тема интересная.



Разрушительный «эгоцентризм»


Базовая карта реальности возникает во время нашего рождения. Эгоцентризм (или «райский сад») — это карта реальности грудного младенца — всё в этом мире существует только ради меня любимого. Всё имеет два полюса — моё и (пока) не моё.

Я д'Артаньян, а все... Я БОГ, я — Пуп Земли! Подходит слоган — «Искушение для искушенных».

Эгоцентризм чаще всего встречается у женщин и детей. Иногда люди застревают в карте реальности грудного младенца и продолжают считать себя пупом земли, несмотря на солидный возраст. Обычно такие люди жестоки как дети, но не потому, что очень злые, а потому, что просто не знают, как другим людям может быть больно. Ломают людей, как ветки деревьев, совершенно не переживая и не задумываясь.


Немного юмора
— Да что это я все о себе да о себе! А вам-то как моё новое платье?

А вот отрывок длинного (а как же иначе) стихотворения, написанного эгоцентристом:


Я творец и Я творение,
Сущность всех мировоззрений,
Эквилибриум системы,
Бред безумца, скрытый гений
Я создатель всего — мира сего,
Счастья и бед прожитых лет,
Света и тьмы, следов тишины,
Полёта мечты, снов войны
Я — центр, Я — космос, Я — время,
Я в этом мире один,
Придуманный сам собою,
В галерее абстрактных картин
Плету лабиринты мыслей:
Квинтэссенция — пустота,
Реальность — проекция взгляда,
Бог — это часть меня.
...
Когда умру, всё расщепится,
А Я останусь, как был.
Прыгну в надежде, что вырастут крылья,
И вновь создам этот мир…

В этом примере нам не важен склад стиха и правдивость мыслей. Через искренние стихи легче понять внутренний мир человека, чем он живет, как себя ощущает.


Позитивная форма самолюбия — это умеренный эгоизм. Просто потому, что себя любить всё-таки надо, иначе не сможешь полюбить другого человека по-настоящему. Опасно, когда эгоизм перерастает в недетскую болезнь эгоцентризм. Официально считается, что эгоцентризм присущ детям до 14 лет и может иногда проснуться к старости, но, к сожалению, это видно сплошь и рядом у многих взрослых. Выявить эгоцентризм легко с помощью экспериментов, но, в отличие от детей, взрослые более сообразительны и могут их обойти интеллектуально.


Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку со всех сторон показывают небольшую модель горы с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает видимую ему часть «горы». После этого, с противоположной стороны «горы», сажают на стул игрушку, и ребёнка просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет своё первое описание. Виновата неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки. И вы будете неправы, если станете ругать ребенка, потому что он по-вашему намеренно врёт.


Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый — сколько у него братьев и сестёр, второй — сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано так, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом.


Глупо обижаться на эгоцентристов — это неспособность поставить себя на место другого, а не злонамеренность. Если взрослый обижается на ребенка — он пока еще недостаточно взрослый.

Эгоцентрист и эгоист — это вовсе не одно и то же! Эгоцентрист не понимает, что другому плохо. А эгоист понимает, но ему безразлично.


Если нам показать, как мы себя ведем, со стороны — иногда это может помочь исправить карту реальности. Хотя чаще всего «попугайничество» вызывает только агрессию в ответ: — А мне за что? Но только так дети и понимают, что кроме них есть еще другие люди, которых приходится вносить в карту реальности. Постепенно начинается самоопределение, понимание своего места в мире людей.



Разрушительное «соревнование»


Соревнование — подростковая карта реальности. Подросток начинает делить людей на мальчиков и девочек более выражено. Появляются совместные игры. У девочек — более спокойные, у мальчиков — чаще соревнования: кто круче, больше, дольше, лучше, громче, легче, выше, быстрее. Стремление к первому месту опережает остальные желания. Если в чем-то победить не судьба — пора пробовать что-то новое, другое, авось там станешь успешным, или хотя бы не лузером.


Около 30% людей (чаще мужского пола) застревают на карте «соревнование» и всю жизнь состязаются с другими, чаще с такими же игроками. Классная машина, просторная квартира ближе к центру или в дорогой экологичной зоне, больше денег на карте, больше кредиты, дороже технологические игрушки и украшения. Взрослый вид, но вечная игра.



Разрушительная «война»


Девочкам игры (например, в доктора или дочки-матери) достаточно быстро надоедают и они вливаются в следующую карту реальности — «войну». Казалось бы, девочки и война — несовместимы... Но речь не о прямом физическом разрушении. Девочкам не интересно устраивать соревнования и тем самым познавать границы допустимого. В этот период им важно к кому-то принадлежать. Появляется разделение на «лагеря», на «своих» и «чужих». Отсюда и название — «война».


И так понятно, что каждая девочка — как минимум принцесса, как максимум — звезда. Девочкам не победить мальчиков силой, да и не больно то хочется, поэтому они учатся развивать то, что у мальчиков выражено хуже всего — управление энергией, чувствами и эмоциями. Если человек оказывает внимание принцессе — значит он нормальный, временно «свой», если не оказывает — скорее всего навеки «враг».


Постепенно за девочками подтягиваются и юноши, также присоединяются к «войне». В отличии от девочек, юноши за «своего» и убить могут. Именно так и появляются банды. В юношеской реальности также живут примерно 30% взрослых людей.


Юноши и девушки друг друга замечают, но не особо понимают, даже одновременно находясь на «войне», потому что мужской и женский образы мира разные: «дураки» и «дуры».


Идет время и мы начинаем всё чаще обращать друг на друга внимание. Проникаем в карты реальности друг друга и соревнуемся. А временное перемирие возможно при наличии общей цели, врага или досуга. До тех пор, пока они есть...



Разрушительная «игра»


Дальше начинается «игра», но до этой карты доходят немногие взрослые — как вы помните, ранее отсеялись уже около 60% на «соревновании» и «войне», плюс 1-2% на эгоцентризме. В «игре» нужен менее существенный вклад и получить возможно гораздо больше, чем в предыдущих картах реальности. Здесь также есть разделение людей — лохи и игроки. Каждый думает, что он — точно не лох. Большинство в США живут по этой карте. А в России это уже не так актуально, как прежде.



Перечисленные карты реальности являются разрушительными, потому что постепенно разрушают личность, формируя неадекватные стереотипы решения жизненных проблем. А когда приключается какая-то трагедия, мы легко можем спуститься еще ниже и перейти к детской карте реальности.


===================================



Продолжение следует.

Это еще не все карты реальности, есть и интереснее.


P.S.: Сбор информации о возможных дубликатах при наличии в посте такой же картинки работает сверхдолго. После 15 минут ожидания я решил картинку немного изменить. Но это не сильно помогло... как и смена заголовка. Помогло открыть добавление поста еще раз.

Психология | Psychology

19.8K постов59.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Автор поста оценил этот комментарий
Что-то не нашёл данную книгу
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

эмоциональная зрелость. Возраст нашего Я. Редко превышает 22 года

Никогда не думали, что все эти карты реальности соответствуют примерно 5 летнему ребёнку. Откуда тогда цифра 22??

раскрыть ветку