Недетские сказки. Часть 1. Хозяйка медной горы, Малахитовая шкатулка

Многие слышали в своей жизни понятия "Хозяйка медной горы", "Малахитовая шкатулка", отсылающие к Уральским сказкам П. Бажова. Многие слышали, да далеко не многие помнят, о чем были те сказки. Это и неудивительно, времени на многое не хватает, всех хороших книг не перечитать.

А сказки, надо отметить, довольно мрачные. Только читать их нужно взрослому, ребенок очень мало оттуда возьмет. Вообще перечитывать книги взрослым - значит сильно их переосмыслить. Словно другие книги читаешь, а не те, что в детстве. Зачастую полезно.


Итак, про пару Уральских сказок.


Если серьезно, то условия жизни народа - работа в шахтах + риск обвалов + сопутствующие заболевания, в том числе описанные Бажовым + отсутствие трудового кодекса, ведущее к беспределу начальства - это всё куда страшнее какого-то там выдуманного духа горы.


Если несерьезно, данные сказки - про довольно своевольного духа (Хозяйку), который дарит довольно меркантильный подарок! (Малахитовую шкатулку).

Не придется ничего доказывать: просто вспомним содержание этих сказок.

Недетские сказки. Часть 1. Хозяйка медной горы, Малахитовая шкатулка Книги, Сказы Бажова, Павел Бажов, Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Крепостное право, Угнетение, Завод, Длиннопост

С детства стояла у меня книга на полке "Уральских сказов". Это сборник коротких сказок, главными героями которых были рабочие и начальники горнодобывающих заводов. Была я ребенком читающим, да вот эта книжка мне вовсе не пошла.

Это и неудивительно - взявшись за эту книгу сейчас, в более сознательном возрасте, я понимаю, почему.

В сказах Бажова есть две составляющих части: жизнь крепостных рабочих (горнозаводских крестьян) и мистический компонент, придуманный самим Бажовым (дух места - Хозяйка медной горы, дух золота - Великий полоз и др). Как правило, мистический компонент появляется только во второй половине сказки.

Однако современный маленький читатель понять исторического контекста не может, а значит ему остается довольствоваться только мистическим компонентом. В дополнение к очень специфическому языку автора, чтение для ребенка становится настоящим испытанием: преодолеть заковыристый язык + непонятные термины исторического контекста, чтобы добраться наконец до сказочных персонажей.


1) Сперва про мистических персонажей.


Вот что написано в википедии про сказ «Медной горы хозяйка»:

"Отправившись смотреть покосы, заводской паренёк Степан встретил женщину в необычных одеждах. Присмотревшись, он догадался, что перед ним — Хозяйка Медной горы. Она велела передать приказчику, чтобы тот уходил с Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу и за это поплатился: приказчик его выпорол, заковал в цепи и отправил в забой. Спасла Степана Малахитница. Привела парня в свои владения и вопрос ребром поставила: «Ну, как насчёт женитьбы?» Степан честно признался, что обещал жениться на девушке Настёне. Хозяйка оценила эту прямоту, подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениями и помогла Степану и его невесте получить волю."


Так, да не так!

Не вышло счастливой концовки в оригинале!


Хозяйка медной горы дала третье испытание Степану. Поплакав на прощанье, Хозяйка отдала Степану горсть изумрудов , в которые превратились ее слезы, и велела изумруды отдать невесте и забыть навсегда Хозяйку. Только Степан изумруды не отдал, а Хозяйку не забыл.

Женился он, семью завел. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал. Повадился на охоту ходить, и дичи с нее не приносить. Однажды ушел на охоту и не вернулся.

Цитирую:

А он, слышь-ко, на руднике у высокого камня мертвый лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него. <...> А как покойника домой привезли да обмывать стали — глядят: у него одна рука накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть. <...> Стали те камешки из мертвой Степановой руки доставать, а они и рассыпались в пыль. Так и не дознались в ту пору, откуда они у Степана были. Копались потом на Красногорке. Ну, руда и руда, бурая с медным блеском. Потом уж кто-то вызнал, что это у Степана слезы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, слышь-ко, никому, тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял. А?
Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало."

Сказка "Малахитовая шкатулка" тоже исключительно трагическая. Сказка начинается с уже знакомых персонажей: овдовевшей жены Степана, его двух сыновей и дочери. Степан жене подарил малахитовую шкатулку с украшениями в предыдущей сказке, а в этой сказке мы узнаем, что не принесла семье счастья та шкатулка! Жене каменные украшения из той шкатулки не пришлись впору: холодные и тяжелые ощущались, из-за колец чуть пальцы не потеряла, еле сняла их. А дочка её Татьяна на мать была вовсе не похожа, а похожа была на Хозяйку Медной горы, словно Хозяйка была ей матерью. И Татьяне украшения полюбились и пришлись впору. В течение всей сказки Татьяна помогает продажей своего искусного шитья не обеднеть своим родственникам, с которыми живет, попутно отшивая подальше всех женихов, позарившихся на ее красоту. А в конце сказки Татьяна просто испаряется в воздухе перед очередным неудачным женихом и возвращается к Хозяйке медной горы.


Какие получаются ВЫВОДЫ из сказки про Хозяйку? Хозяйка медной горы сама могла без помощи Степана отвадить всех от рудника, поскольку скрыть под землей все ценные камни как раз в ее силах. Плюс к тому, она зачем-то дарит Степану в качестве подарка невесте малахитовую шкатулку с заведомо неподходящими для нее украшениями (в контексте сказочных архетипов - украшения из мира мертвых, к которому сам дух и принадлежит, которые не подходят живым). А зачем дарит? Чтобы невеста Степана родила Хозяйке медной горы дочь Татьяну, которая найдет путь домой к Хозяйке именно благодаря махалитовой шкатулке. 


2) Про исторический контекст


Описание Бажовым условий труда на заводе воспринимается куда тяжелее, чем описание какого-то там непредсказуемого духа горы. Потому что духов-то не существует, и их опасаться нечего. А вот нещадная эксплуатация рабочих на заводе существует.


Цитирую "Хозяйку медной горы":

На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:
— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.
У приказчика даже усы затряслись.
— Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!
— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне велено.
— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно.
Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость (крепостничество. — Ред.). Всяко галились (издевались. — Ред.) над человеком. Надзиратель еще и говорит:
— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.

Жуткая картина. Жуткая, потому что вполне реальная. Даже при капитализме. Выпороть не выпорют, а невыполнимый план работ поставить - это завсегда можно. И обмануть обманут. Вот как в этой же сказке дальше : посулили вольную Степану, на обманули.

Цитирую "Хозяйку медной горы":

Приказчик на это и говорит:
— Это его дело, кому он душу продал, а нам свою выгоду поиметь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет.
Велел все-таки приказчик расковать Степана и приказ такой дал — на Красногорке работы прекратить.
— Кто, — говорит, — его знает? Может, этот дурак от ума тогда говорил. Да и руда там с медью пошла, только чугуну порча.
Надзиратель объявил Степану, что от его требуется, а тот ответил:
— Кто от воли откажется? Буду стараться, а найду ли — это уж как счастье мое подойдет.
Вскорости нашел им Степан глыбу такую.
Выволокли ее наверх. Гордятся, — вот-де мы какие, а Степану воли не дали.
О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана.
— Вот что, — говорит, — даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной.
Степан отвечает:
— Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.
Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно свое:
— Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.
Барин видит — парень не мягкий. Написал ему актовую бумагу.
— На, — говорит, — только старайся смотри.
А Степан все свое:
— Это уж как счастье поищет.

Продолжение следует...

Книжная лига

22K пост78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

80
Автор поста оценил этот комментарий
Мне лет в 8-9 очень зашли Сказы Бажова, читала запоем толстенную книгу, подставляя красоту самоцветов и волшебство Урала.
Помню, подошла к маме и мечтательно так говорю:
как бы я хотела жить на Урале!
И мамины округлившиеся от удивления глаза, - А, ты где живёшь?
Жили мы в Челябинске. Но, для меня тогда город Челябинск и Бажовский Урал были совершенно разными местами.
раскрыть ветку
45
Автор поста оценил этот комментарий
Я была депрессивным ребёнком, лет в 8-9 нашла сборник сказов Бажова. Была в восторге. С другой стороны, мне в глубоком детстве мама читала на ночь русские народные сказки, они тоже не сильно счастливые.
раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий
Держите фото с Бажовских мест. г.Полевской, 60км от Екатеринбурга, 50тыс.жителей, место весьма депрессивное.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
115
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитала книги Бажова лет в 7-8 и потом много раз перечитывала. Все понятно было, а если встречала незнакомое слово - так в конце книги был словарь. Мечтала увидеть Уральские горы, да и до сих пор мечтаю. А как он передавал красоту камней-самоцветов! И быт описывал хорошо, и тяжелую жизнь обычного человека - все как картина перед глазами. Так что не наговаривайте на детей - дети хорошо понимают и чувствуют книги

раскрыть ветку
73
Автор поста оценил этот комментарий
Он их не выдумывал, у горняков собирал информацию и литературно облагораживал. Великий Полоз не только на Урале встречается, Кошачьи уши - горный газ. Синюха с Огневушкой тоже вроде как и за Уралом проскальзывают в фольклоре. Хозяйка да, она чисто местный топоним, но он её не выдумывал...
Читается сложно, потому что язык тяжёлый для современного ребёнка. А то, что без хеппи-эндов... У нас сегодня солнце первый раз за две недели выглянуло, какие уж тут хеппи-энды 😄Екатеринбург.
раскрыть ветку