Как я был педагогом по робототехнике

Когда-то давно, лет 10 назад я окончил вуз по специальности "Инженер робототехник". Иногда, ради фана, я гуглил вакансии по ключевому слову "робототехника". Было любопытно узнать, есть ли у нас хоть какие-то предложения по данной специализации. Вакансий было примерно ноль. Но в 2011 году в поисковых результатах начали появляться вакансии педагогов робототехники. Сейчас полно этих кружков для детей всех возрастов. Есть местечковые секции, и крупные школы, где составлена целая методика подготовки преподавателей и готовые программы для занятий с детьми. Но в то время это направление только начинало набирать популярность и было абсолютно неразвито.


Я не буду рассказывать о технической стороне, описывать конструктор Lego Mindstorms, на базе которого я составлял курс и даже описывать роботов, которых мы делали на занятиях. В Интернете полно таких обзоров. Здесь же я хочу рассказать скорее о своем опыте и впечатлениях от взаимодействия с детьми.


Как я уже говорил, в то время у нас курсы робототехники в таком виде, как сейчас, только зарождались. Я слабо представлял, что меня ждет. На собеседование я отправился в детский досуговый центр, размещавшийся на первом этаже жилого дома (или же на цокольном, точно не помню). Там тоже не было никакого представления о курсах робототехники. Просто учредители центра узнали, что есть такая штука и захотели организовать это у себя.


Со мной побеседовали. Сейчас я вспоминаю... кажется, даже попросили написать что-то типа небольшого сочинения о себе: кто я и почему хочу вести этот курс. Спросили об опыте работы с детьми. Его у меня не было. Но, в целом, обо мне сложилось приятное впечатление. Работать предстояло по выходным дням. Вести курс надо было для детей 6 - 10 лет. Было решено, что учредители купят 3 конструктора Lego Mindstorms NXT. А я в это время займусь оформлением медкнижки. Они будут активно набирать группы, а я в это время возьму на дом конструктор, ознакомлюсь с ним и начну продумывать программу курса.


Для получения медкнижки надо было сдать всякие анализы, в том числе сдать мазок (как же я это не люблю!), после чего надо было подготовиться по какой-то методичке для педагогов, написать тест, послушать что-то типа лекции. В общем, соблюсти ряд формальностей.


Маленькая подробность. Когда я и другие люди, получавшие медкнижки, написали тест, то тетка начала рассказывать страшилки про грязные туалеты в школах и детских центрах и плавненько подвела к теме морального воспитания. Мол, мы, будущие педагоги, должны рассказывать детям о всяких важных вещах, предостерегать их от ошибок. И, блин, она сказала, что мы должны рассказывать им про телегонию. Про телегонию, Карл! Кто не в курсе, телегонево - это бредотеория о том, что определяющее влияние на будущее потомство женщины оказывает ее первый самец. Эээ... то есть, если женщина совокупилась с кем-то первый раз, то все ее дети потом будут от этого самца. Энергетически, блин. И не важно, от кого будет зачат ее ребенок, ее первый самец все равно будет отцом. Это звучит как дичь. Точнее, это и есть дичь, но есть поциенты, которые верят в этот бред, и именно такой персонаж читала нам лекцию перед тем как выдать медкнижки. Когда она сказала про телегонию, у меня вырвалось:

- Вообще-то это не доказано.

- Доказано! - сказала тетка. Я замолчал, потому что хотел получить чертову медкнижку.


Медкнижка была на руках. Я забрал 2 набора конструктора домой для обдумывания программы курса. Конструктор, кстати, очень классный. Если кто не видел, то представьте себе, что это что-то типа Lego Technic (надеюсь, примерно представляете его), но в котором есть еще микрокомпьютер, провода, движки, датчики. В том наборе был ультразвуковой датчик расстояния, пара датчиков касания, датчик света и, кажется, 3 движка.


Курс, который мне предстояло вести, должен был продолжаться полгода. Занятия для одной группы проходили раз в неделю и длились 1 час. Мне хотелось, чтобы за это время дети прониклись интересом к роботам, инженерному делу, программированию, чтобы хотя бы на примитивном уровне начали понимать, как работают батарейки, датчики. Какие-то инструкции для роботов я нашел в Интернете. Что-то придумал сам.


Наконец, курс начался. Детей, к счастью, набралось немного. Была одна группа. В какой-то момент групп стало две, но кто-то перестал ходить и они объединились. Максимум в группе было человек 6. В основном, дети лет девяти. Было видно, что детям нравятся занятия, но, конечно, это был больше интерес к игре в конструктор. Когда я пробовал рассказать про электричество и работу батареек, пытаясь, конечно же, проводить аналогии с тем, как течет вода, то видел абсолютную незаинтересованность. Один мальчик даже начал показательно зевать. Это сильно расстраивало меня, потому что я чувствовал свою несостоятельность как педагога (да и с чего ей было взяться).


Тем не менее мне иногда удавалось донести до детей какие-то крупицы осмысленной информации. Например, о спектрах света и датчике освещенности, о звуковых волнах, ультразвуке и датчике расстояния. Конечно, все это было на очень простом детском уровне. Мы бросали в стену мячик и ловили его, и это была аналогия нашего ультразвукового измерителя расстояния. Я рассказывал о простейших алгоритмах, и мы зарисовывали блок-схемы "программ". Тоже на уровне ЕСЛИ я съел суп ТО могу съесть мороженое, ИНАЧЕ продолжаю есть суп. И было приятно, когда спустя пару занятий я спрашивал что-то из пройденного, и дети наперебой рассказывали.


На одном из занятий я решил вообще не притрагиваться к конструктору, ничего не рассказывать, а просто показать какие-то видео про роботов. Может, документальный фильм. Я скачал несколько документальных фильмов и предварительно посмотрел их. Хорошо, что я это сделал, ведь фильмы были для взрослых и там рассматривались разные аспекты робототехники, в том числе рассказывалось про секс-машины и виртуальный секс будущего. Я сделал нарезку из фильмов - взял самое интересное и эффектное (нет, конечно, не секс-машины :) ), добавил туда какие-то видео, найденные на просторах Youtube. Естественно, там были и знаменитые роботы из Boston Dynamics. Дети были довольны. А я надеялся, что это как-то вдохновит их или просто западет в дальние уголки памяти и будет всплывать иногда, пока они взрослеют.


Забавно. Однажды двое мальчишек пришли минут за 20 до занятия. Сидели общались. В какой-то момент они начали хвастаться друг другу, у кого больше телевизоров дома и на даче. Тогда я задумался, что, по сути, взрослые - все те же дети, меряющиеся количеством телевизоров, машин, яхт, денег, партнеров, звездочек в отеле. И, по большому счету, мне хотелось как-то изменить это мировоззрение. Показать детям, что существуют занятия гораздо более интересные, чем накопление чего бы то ни было с последующим измерением - у кого больше, толще, длиннее.


Это был интересный опыт. Но не могу сказать, что мне очень понравилось этим заниматься. Я понял, что работа с детьми - очень сложная работа. Тут надо быть действительно педагогом, понимать психологию детей. Когда мы делали перерыв во время занятия, дети начинали безумно бегать, кричать, гоняться друг за другом. И очень сложно было собрать их после этого на вторую часть занятия. А это была еще маленькая группа. Если бы в группе было человек 15, я не представляю, как справлялся бы. Или другой пример. Один мальчик притащил с собой игрушку. Конечно, он и сам был не настроен на занятия, и другие дети отвлекались. Я понимал, что пока игрушка у ребенка, никакого занятия провести не получится. А когда я попросил его дать мне игрушку до конца занятия, он сжал ее в руках, спрятал под стол и, улыбаясь, мотал головой. Я не очень понимаю, как вести себя в подобной ситуации. Единственное, что пришло мне в голову - это спокойно, но твердо повторить несколько раз мальчику, чтобы он отдал мне игрушку. Он в итоге сдался и выполнил мою настоятельную просьбу.


Одна девочка после каждого занятия оставалась помогать мне убирать конструктор. Ей нравились занятия. Возможно, ей нравилось смотреть на меня. Не знаю, что может быть в головах у маленьких девочек. На последнем занятии курса я раздал детям грамоты, объявил о том, что ухожу из детского центра и занятия больше вести не буду и попросил всех детей чуть-чуть задержаться и помочь мне убрать детали конструктора. Было видно, что эта девочка обиделась на меня за то, что я ухожу. Она сидела недовольная, и даже сказала: "За мной вообще-то уже пришли!". Сложно как-то реагировать на такие моменты. Это забавно, но потом понимаешь, что это детский опыт, что это как-то влияет на развитие личности. Задумываешься, что, возможно, с педагогической точки зрения надо было как-то смягчить этот момент. Но я лишь сказал, что сейчас мы вместе уберемся и я всех отпущу.


С тех пор прошло почти 7 лет. Сейчас эти дети должны быть старшеклассниками. Я понимаю, что тот небольшой курс едва ли как-то повлиял на них. Наивно было бы думать, что кто-то из них мечтает сейчас поступить в MIT и пойти потом работать в Boston Dynamics. Скорее всего они поступят куда-то, потом устроятся на работу кем-то. Я имею ввиду, что мне-то хотелось вызвать у них особый интерес, замотивировать на что-то грандиозное. Но я понимаю, что для этого мне и самому надо было быть гораздо более компетентным. Как в вопросах робототехники, так и, конечно, в педагогике. А получилось, что я просто провел небольшой курс для небольшой группы. И все. Но это был, повторюсь, очень интересный опыт.

Истории из жизни

35.9K поста73.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

7
Автор поста оценил этот комментарий

После истории захотелось самой на такие курсы! Жаль, что с моем детстве даже интернета не было( не то что курсов про роботехнику(

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Почему-то вспомнилось:

"- Триста с лишним лет назад, поступал я в университет, в Бауманку, и долго не мог определиться с кафедрой. И тут вроде интересно, и там вроде общагу дают, а тут привлечение уже с первого курса к научной работе (в те славные времена я был уверен, что буду тру инженером и ученым). С выбором помог определиться парень из приемной комиссии, который изумительно - картавым голосом выдал следующее:

"Поступай на нашу кафедйу, Кафедйу подводных йоботов и йобототехнических систем"

Мой выбор был сделан сразу. Так я и стал подводным Йобототехником."

Тимофей Царенко. "Реабилитация."

2
Автор поста оценил этот комментарий

у меня был интересный опыт, когда я был вожатым у ребят из детского дома) 40 человек от 2 до 15 лет. Ух, как было интересно....и было трогательно, когда встретился с ребятами после смены в городе, парней 7 пришло повидаться. Я отошел за сигаретами и ко мне привязался какой-то бык. Еле уговорил ребят не бить этого быка.

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Для того, чтобы создать робота Бориса, и университет оканчивать не обязательно.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Очень много воды, но рассказ об опыте классный:) Сейчас тоже есть такие энтузиасты (по мелким брату и сестре сужу - у них "сумасшедшие" в своей области преподаватели на курса по робототехнике, химии и биологии).


Про телегонию вспомнилось. У нас в страших классах классным руководителем была отличная женщина. Очень хороший учитель биологии. Если бы не одно "но" - телегония. Впрочем, еще второе "но" было - пользуясь своим предметом она приглашала к нам "экспертов по биологии", которые почему-то нам, старшеклассникам, впаривали кремы от прыщей разных марок:) Но мы её даже особо не троллили по этим поводам. Относились так - у всех свои тараканы и свой способ заработка, а биологию она хорошо преподаёт (некоторые одноклассники в мед ушли в итоге, хотя у нас профиль был физ-мат).

раскрыть ветку