Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей

Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей Дети, Психология, Мысли, Школа, Литература, Николай Носов, Длиннопост, Сондиана

Не только Осеева, чьи работы в Лиге психотерапии не раз подвергались разбору*, активно занималась социальной педагогикой, на простых и повседневных примерах обучая детей тому, что такое хорошо и что такое плохо.


Милые рассказы Николая Носова, на мой взгляд, во многом перекликаются с творчеством Валентины Осеевой.


* Несколько ссылок на темы с разбором рассказов В. А. Осеевой:

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_4577645

http://pikabu.ru/story/ugadayka_quotpro_mezhlichnostnyiy_int...

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_kak_otladit_4547163


Рассказ "Клякса"


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак.


Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.


Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.


Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.


- Это чем ты лицо испачкал, тушью? - спросила она.


- Ага, - кивнул головой Федя.


- А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.


- Этой, - подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.


- Напрасно ты это сделал, напрасно! - сказала она.


- А что? - забеспокоился Федя.


- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.


Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.


- Я больше не буду мазаться тушью, - пролепетал он.


- Да уж думаю, что больше не будешь! - усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.


Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:


- Есть?


- Есть, - шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:


- На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.


Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.


- Разрешите мне пойти умыться, - попросил жалобным голосом Федя.


- А что, уже чешется лицо?


- Н-нет, - замялся Федя. - Кажется, еще не чешется.


- Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.


Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.


- Чешется? - озабоченно спрашивал Гриша.


- Н-нет, кажется, не чешется... Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?


- Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, - шепотом сказал Гриша.


- Покраснело? - испугался Федя. - Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?


Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.


- Чешется! - хныкал он.


Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:


- Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.


Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.


- Ты лучше не три, - посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.


---------------------

Что думаете?;) Вы тоже заметили Hy+ в фединой кляксе и радость по поводу, что "...он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью"? А как учительница справилась с ситуацией?

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

2
Автор поста оценил этот комментарий

А мог бы получиться наш Джимм Керри... Тот тоже смешил всех на уроках, но его не забивали а позволяли шутить, но в ограниченном колличестве

5
Автор поста оценил этот комментарий
- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Садизм. Да еще по отношению к заведомо беззащитным и зависящим от нее людям.

Злоупотребление доверием, да.

Сейчас бы такую учительницу в школе родители бы распяли, если бы узнали про такое.


А у Федя не только успокоился, ему считай психику сломали, как в тюрьме. Еще и ПТСР получил небось. Ведущее влечение перестало работать. Скорее всего раскол-личности (тут уже я фантазирую, правда) и депрессия. "Живой труп" как в концлагерях люди были.


У Осеевой там только один какой-то рассказ подобный видел. Но там не бессилие перед авторитетом, а перед группой скорее, как коллективным бессознательным. И там на политику замешано было, насколько я помню.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Будет ли разбор рассказов Шукшина? =)

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж :) Николай Носов не мой кумир, однозначно.


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок.

Ключевые слова:

он насмешил весь класс

у него была привычка


Отталкиваясь от них, писатель строит посыл истории о том, как сила превращается в бессилие. Тот, кто управлял ситуацией (сам придумывал, как смешить других) стал жертвой ситуации (им смешат других).


У него была привычка = он не первый раз срывал учительнице урок, оттягивая внимание на себя, она разозлилась на ученика и прибегла ко лжи и запугиванию, чтобы его проучить.


Носов восхищается тем, как она его проучила. Эпилептоидный писательский юмор, имхо

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Подумалось, что и Носов и Осеева с одинаковой целью писали - социализации помочь. А как, из-за особенностей характера, смыслы различаются, эмоциональный отклик и, соответсвенно то, как ребёнок чувствовать себя будет и куда пойдёт развитие!
И с родителями та же история)
раскрыть ветку