750

12 современных фантастов, которых стоит читать.

ТЕКСТ

Гриша Пророков

Несмотря на то что научная фантастика — до сих пор очень популярный жанр в кино и литературе, многие читатели знают только классиков XX века. Все помнят Брэдбери, Азимова и Филипа Дика, но мало кто может назвать современных фантастов. Научная фантастика тем не менее процветает — и хороших романов выходит не меньше, чем 50 лет назад. Look At Me собрал 12 современных фантастов, которых стоит читать.


Питер Уоттс

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1958

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Морские звёзды» (1999)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Ложная слепота», «Морские звёзды», «Эхопраксия»


Морской биолог по образованию, канадец Питер Уоттс начал писать ещё в конце 90-х, но большую часть карьеры его не замечали, пока он не разместил свои произведения в свободном доступе в интернете. После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. «Ложная слепота» — книга, которая задаёт неожиданные вопросы о нейробиологии человека и ставит под сомнение эволюционную оправданность сознания. С одной стороны, в романе намешано всё сразу: вампиры, постгуманизм, инопланетяне, с другой — это предельно минималистичная и чёткая книга, в которой нет ничего лишнего. Образование Уоттса определённо влияет на его литературу: он смотрит на человечество под нестандартным углом и придумывает новых существ, отталкиваясь от существующих морских организмов.


Кен Маклеод

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1954

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Звёздная фракция» (1995)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Поминки по Ньютону: Космическая опера», «Вторжение», «Канал казни»


Кена Маклеода называют «анархо-примитивистом» и «техно-утопистом»; в его романах всегда присутствуют социалистические, коммунистические и анархические идеи, а сам автор признаётся, что вдохновляется взглядами Льва Троцкого. Маклеод занимает активную политическую позицию и нередко выступает с публичными лекциями — и критикует состояние современной Великобритании. Без фантастических тем в его книгах тоже не обходится: в первую очередь его интересуют постгуманизм, киборги и культурная эволюция. Что, например, произойдёт с нашей культурой, если мы загрузим сознание в компьютер? При этом у Маклеода есть чувство юмора: его романы нередко называют сатирическими, и сам он очень любит каламбуры — скажем, называет главы своих книг двусмысленными словосочетаниями вроде «революционная платформа».

Чайна Мьевиль

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1972

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Крысиный король» (1998)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Посольский город», «Город и город», «Вокзал потерянных снов»


Чайна Мьевиль родился в Лондоне в семье хиппи. Родители дали ему странное имя «Китай» — так было принято в контркультурном британском обществе того времени — у него, например, был друг «Индия». Мьевиль — не фантаст в классическом понимании, но один из самых популярных современных авторов, выступающих в жанре спекулятивной литературы; он пишет и фэнтези, и хорроры, и состоит в британском фэнтези-движении «Новых странных», которые пытаются спасти фэнтези от коммерциализации и клише. В книгах Мьевиля может повстречаться что угодно: магия, люди с головами насекомых, стимпанк и киборги. Иногда, впрочем, Мьевиль занимается чистой научной фантастикой, и получается это у него блестяще. Хороший пример — его роман «Посольский город», в котором он рассматривает проблемы языка; автор пытается представить, какая культура будет у разумных существ, не способных к образному мышлению.


Питер Гамильтон

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1960

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Восхождение звезды разума» (1993)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Звезда Пандоры», «Великий северный путь», «Мечтающая бездна»


Англичанин Питер Гамильтон стал известен в начале 90-х благодаря трилогии детективных романов о сыщике-экстрасенсе Греге Манделе. С тех пор, впрочем, он стал писать фантастику совсем другого толка. Гамильтон — автор больших, продуманных космических эпопей, написавший несколько космических циклов, самый известный из которых — «Сага содружества». Её действие происходит в далёком будущем (сюжет всех книг, входящих во вселенную «Саги», растягивается на тысячи лет): люди колонизируют Галактику и летают к далёким звёздам. Вместе с людьми сосуществуют сразу несколько инопланетных рас; для романов Гамильтон придумал и описал сложный мир со своей политикой, экономикой и дипломатией. В общем, фантастика Гамильтона — это примерно то, что люди представляют, когда слышат словосочетание «космическая опера», только очень хорошо продуманная и написанная.


Карл Шрёдер

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1962

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Вентус» (2000)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Порядок», «Дама лабиринтов», «Неизменность»


Дипломированный футурист и влиятельный автор для последователей философии спекулятивного реализма, канадец Карл Шрёдер пишет романы на грани киберпанка и космической оперы. С одной стороны, действие его книг обычно происходит в далёком будущем, а сюжет связан с межзвёздными перелётами, с другой — писателя интересуют вопросы, чаще всего связанные с киберпанком: неприкосновенность частной жизни, самосознание отдельной личности (и её растворение), дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект. Футуризмом Шрёдер занимается профессионально: в свободное от творчества время он консультирует организации, прогнозирующие развитие технологий. Лучшее в книгах Шрёдера — это то, что называют словом worldbuilding; способность красиво, быстро и точно описывать воображаемые миры. В своём последнем романе «Порядок» он, например, рассказывает об очень длинных космических путешествиях и описывает сотни странных миров, от одиноких планет без звезды, освещённых лазерами, и планет, состоящих целиком из воды, до газовых планет, где люди живут на огромных аэростатах, и планет, где атмосфера похожа на огромную неоновую лампу.

Чарльз Стросс

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1964

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Небо сингулярности» (2003)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Аччелерандо», «Оранжерея», «Правило 34»


Самый разносторонний писатель из всей волны новой британской фантастики (британцы отличаются тягой к «жёсткому» сай-фаю и нередко левыми политическими взглядами), Стросс за свою жизнь успел поработать программистом, фармацевтом и технологическим журналистом. Десять лет он вёл ежемесячную колонку о Linux в журнале Computer Shopper, но в итоге закрыл её, чтобы посвятить себя писательству. В литературных жанрах Стросс примерно столь же неординарен, как в выборе профессии: не считая рассказов, у него вышло около 20 книг в самых разных стилях, от «жёсткой» научной фантастики до фэнтези и ужасов в духе Лавкрафта. Его научно-фантастические романы лучше всего описывать словом «майндфак»: Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка — он настолько хорош) — «Оранжерея», в котором группа людей из будущего соглашается на эксперимент: они живут на изолированной космической станции в XX веке. Книга водит читателя за нос и несколько раз переворачивает всё с ног на голову.

Джон Скальци

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1969

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Обречённые на победу» (2005)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Люди в красном», «Сон андроида», «Взаперти»


Скальци — классический гик, превратившийся в писателя. С 1998 года он ведёт блог Whatever, где высказывается на самые разные темы, пишет книги и статьи о видеоиграх, кино и астрономии; он даже выступал консультантом на одном из сериалов по «Звёздным вратам». Самая известная книга Скальци — «Люди в красном», предельно гиковский роман. В нём комически обыгрывается известный штамп из «Звёздного пути» — там нередко появлялись безымянные персонажи в красной униформе, которые всегда погибали в миссиях, чтобы подчеркнуть для зрителя опасность. В основное время Скальци пишет более серьёзную — нередко военную — фантастику. Впрочем, он способен на многое: в одном из своих последних романов «Взаперти» он пишет настоящую детективную историю. Главное, что отличает книги Скальци, — ироничные, находчивые персонажи и остроумные диалоги.


Аластер Рейнольдс

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1966

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Пространство откровения» (2000)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Пространство откровения», «Дом солнц»,


«Толкая лёд»



Любимый в России (издательство «Азбука» исправно печатает его романы) валлийский писатель, известный «жёсткой» научной фантастикой и масштабными космическими операми. Как и прочих авторов космических опер, его можно описывать одними только цифрами: его цикл «Пространство откровения» охватывает временной период в десятки тысяч лет (хотя основное действие происходит на протяжении трёх веков), а междзвёздные путешествия в нём происходят с помощью кораблей, которые передвигаются почти со скоростью света. Рейнольдс объясняет парадокс Ферми существованием механической расы, которая уничтожает разумные цивилизации, когда те развиваются до определённого уровня. За сложными и подробными описаниями космоса, технологий и инопланетных цивилизаций у Рейнольдса, впрочем, скрываются более личные, частные вещи: лиричные размышления о философии жизни и меланхоличное настроение.


Стивен Бакстер

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1957

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Плот» (1991)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Проксима», «Ковчег», «Многообразие космоса»


Автор почти 50 романов, британец Стивен Бакстер — один из самых масштабных мыслителей современной «жёсткой» научной фантастики. Бакстер придумывает по-настоящему масштабную космическую фантастику, умудряясь при этом сохранять научную достоверность (скажем, в одной из своих книг он описывает историю Вселенной со дня её рождения 20 млрд лет назад до смерти через 10 млрд лет). Кроме этого, он выступает в жанре романа-катастрофы и альтернативной истории. Что бы Бакстер ни писал, любой свой роман он предваряет долгими и подробными исследованиями — поэтому даже будущее человечества он предсказывает по научным теориям. Сам он говорит, что вдохновляется старой фантастикой Герберта Уэллса; писатель, кстати, является вице-президентом Международного общества Герберта Уэллса.


Адам Робертс

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1965

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Соль» (2000)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Соль», «Жёлто-голубая Тибия»,


«Стеклянный Джек»


Постмодернистский трикстер Адам Робертс — самый непредсказуемый автор современной фантастики. От каждой новой его книги не знаешь, чего ждать: у него есть и футуристические детективы, и романы о колонизации других планет, и космические утопии; кроме того, Робертс написал под псевдонимами А. Р. Р. Р. Робертс и Братья Робертски несколько пародий — в том числе на романы Толкина, «Матрицу» и «Звёздные войны». Каждый роман Робертса — это литературная игра, во всех книгах он использует неожиданную структуру и играет с языком. На русском скоро выходит его книга «Стеклянный Джек», и она отлично характеризует Робертса: это детективная история о трёх убийствах, написанная как классические романы Агаты Кристи, но с условием, что читатель с самого начала знает, что убийца — главный герой. Проблема Робертса состоит в том, что он никогда не продолжает свои романы и не превращает их в серии, а в фантастике это верный способ никогда не стать популярным автором: читатели научной фантастики предпочитают большие серии, саги и циклы, чтобы раз за разом погружаться в один и тот же мир.


Энн Леки

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1966

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Слуги правосудия» (2013)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Слуги правосудия», «Слуги меча»


Несмотря на то что Энн Леки выпустила всего два романа и ещё не успела закончить свою дебютную трилогию «Империя Радч» (заключительная часть выйдет в октябре этого года), её уже называют наряду с лучшими современными фантастами. Леки пыталась заняться научной фантастикой ещё в юности, но опубликоваться у неё не вышло. Леки вышла замуж, родила двоих детей и занялась домашним хозяйством, но, чтобы не слишком скучать дома, продолжила писать — и закончила первый набросок романа «Слуги правосудия» ещё в 2002 году. Книга вышла в 2013-м — и это один из самых необычных романов последнего времени. Главная героиня — бывший космический корабль (да, именно так), чьё сознание помещено в тело 19-летней девушки. Это одновременно военный триллер и сложная история любви в странной инопланетной цивилизации, где есть разумные корабли, а некоторые группы существ объединены в сознания-ульи.


Лорен Бьюкес

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1976

ПЕРВЫЙ РОМАН: «Моксиленд» (2008)


ЛУЧШИЕ РОМАНЫ: «Моксиленд», «Сияющие девочки», «Сломанные монстры»


Южноафриканская писательница, в первую очередь сочиняющая детективные романы. Скажем, одна из её книг посвящена убийце, путешествующему во времени, другая — сверхъественным убийствам, природе славы и социальных сетей, ещё одна — альтернативному Йоханнесбургу, где преступников в наказание привязывают к волшебным животным. В своих романах Бьюкес исследует волнующие её современные феномены: от глобальной слежки и ксенофобии до автотюна. Сверхъестественное у неё мешается с технологиями, призраки и магия сосуществуют со смартфонами и электронной почтой, но при этом Бьюкес не пишет фэнтези — и совершенно точно не злоупотребляет африканским колоритом. По своей сути её книги — это научная фантастика, ведь главное, что отличает жанр — неожиданные вопросы, которые задаются в нём человечеству; именно этим Бьюкес и занимается.

16
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

За список конечно спасибо, но...  "Современные фантасты" - а в списке лишь один роман 2010+ года, большая часть - 199Х года. А с тех пор прошло уже почти 20 лет. Есть ли что-то действительно свежее - опубликованное в последние ~5 лет?

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

я б еще добавил "Спин" Уилсона

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Паоло Бачигалупи, "Заводная" ("The Windup Girl"). Биопанк как жанр.

Бангкок, противостояние агрокорпораций, коррупция, брутальность, немного секса, местами скомкано, но очень достойно. Некоторые интересные сюжетные линии, к сожалению, оказались не завершены (по какой-то непонятной причине), но, повторюсь, очень достойно.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка — он настолько хорош) — «Оранжерея»

ТС, Look at Me молодцы, конечно, но Оранжерея судя по всему не выходила на русском языке. я во всяком случае не нашёл совершенно об этом информацию. И допускаю что многие из перечисленных романов тоже. Содрали статью с какого-то забугорного паблика/журнала и всё.