Серия «Теория литературы»

Курс начинающего литератора. Выпуск 1

Уважаемые пикабушники! Если вы давно хотели написать художественный текст, но не знаете, с чего начать, предлагаю ознакомиться с курсом для самых начинающих 😃


Позже будут выходить посты со следующими этапами написания и работы над текстом.


Источник.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Курс начинающего литератора. Выпуск 1 Литература, Писательство, Длиннопост, Текст, Начинающий автор, Теория, Интересное, Полезное

Сегодняшний выпуск озаглавит небольшой курс писательского мастерства для самых начинающих. Не сказать, конечно, что здесь какие-то особенные тайны профессии, но, как показали письма моих читателей, им нужны не тайны, а основы. Китайское проклятье про эпоху перемен страшное, я теперь это вижу. Никогда я не преподавал группе, всегда вёл занятия тет-а-тет потому, что люди разные и находятся на разной глубине. Легко увидеть, где у человека пробелы, и восполнить их, когда читаешь его работы и видишь работу мысли. Когда перед тобою группа – это сложнее. Единственный пришедший мне на ум способ заключается в том, чтобы опубликовать ряд статей, последовательно ведущих группу вглубь. Думаю, для базового курса этого достаточно. Конечно, тем, кто продвинулся немного дальше первые занятия будут казаться скучными и банальными, каковыми бывают уроки английского для самых маленьких человеку, уже уверенно заявляющему, что: «Лондон из зэ кэпитал от Грэйт Бритн». Но, если даже такие товарищи не заинтересуются моей работой, беды мало. Всё равно в литературе нечего делать без усидчивости и терпения.


Приступим.


Безисключительно любое литературное произведение создаётся и анализируется двумя главными вопросами. Это Альфа и Омега, Инь и Ян, нефть и воры.


Первый вопрос: Как?


Второй вопрос: Что?


Возьмите любой рассказ и спросите себя, о чём он и как он написан. Например, рассказ о дружбе – вот его обобщённая тема. Это очень поверхностно, ведь всегда можно копнуть глубже и узнать, что рассказ, например, о верности и предательстве, о силе дружбы, о взаимовыручке, и так далее. Для нас теперь достаточно однозначного определения, потому, не станем усложнять «барабан» – дружба, и всё. Теперь ко второму вопросу – как это написано. Вернее, будет написано, мы же ещё не начали. Здесь тоже есть много слоёв, от простого «весело» до многостраничного отчёта о применённых техниках и жанровых штрихах. Сегодня мы будем работать с самым простым и естественным «как» в литературе. Это, безусловно, речевой стиль. То, что у нас получится, должно исчерпывающе описываться формулировкой «Весёлый рассказ о дружбе, написанный в разговорной повествовательной манере».


Теперь о технике, которую вам предстоит изучить. Разговорный стиль – не есть разговор. В отличие от прямой речи персонажа, не допускаются, например, «сорные» слова. Всё-таки это художественный литературный стиль, «бекать» и «мекать» здесь не нужно. Схватывающим на лету рекомендую прерваться и прочесть маленький рассказ Михаила Зощенко «Лимонад», вы получите максимальное представление, о чём пойдёт речь далее.


У вас всё получится очень быстро, если вы представите себе, что через несколько дней вам нужно будет рассказать кому-то о событии, некогда вами пережитом. В первую очередь следует подумать о слушателе, о том, кто он такой. От этого зависит хотя бы выбор лексики. Мы будем руководствоваться действующими в стране цензурными ограничениями, то есть не употребляем мат, не применяем шок-контент, не затрагиваем социально-вонючие точки напряжения, не играем на животных инстинктах толпы, и так далее. Вот тот слушатель, о котором я только что сказал, познакомьтесь с ним. Это главный человек в вашей жизни – представитель вашей целевой аудитории (ЦА). Всё, что вы когда-нибудь напишете, должно (если вы не пишете в стол) ориентироваться на ту или иную целевую аудиторию, и важность этого принципа непереоценима. Но работа с ЦА относится к вещам сложным, и сегодня мы ограничимся одним её представителем. Пусть это будет уважаемый человек противоположного пола старше вас почти на поколение. Лично мне представляется одна из моих учителей. Я буду писать так, чтобы мне не было по-человечески стыдно, если бы она это прочла.


Работать я буду в режиме сочинительства, то есть выдумывать точки сюжета и соединять их между собой – сочинять. Создадим точку входа.


«Лет десять назад я был на охоте».


Отлично, начало положено. Уже нарисовался в голове антураж. Теперь спросим себя – что нужно знать слушателю для того, чтобы он понял всё, о чём мы расскажем? Самая живучая ошибка новичка – не учитывать знание ЦА. Наверняка вы бывали в ситуации, когда в компании кто-то произносит фразу, все смеются, а вы – нет. Потому, что не знаете того, что делает шутку смешной. Сегодня мы считаем, что ЦА ограничена тем, что принято называть «общеизвестным». То есть знает, что такое охота, гончая, ружьё, но не обязана знать давление в шинах джипа охотника, и что собой представляет рассказчик на момент начала рассказа. Потому, мы сразу расскажем, кто мы такие, пользуясь тем, что это самое начало, и слушателю ещё не надоело.


«Лет десять назад я жил в большом городе, и работал продавцом мобильных телефонов. И вот попал я на охоту».


Так намного понятнее. Вряд ли рассказчик огромный детина со свирепым лицом, навыками Беара Гриллса и сапёрной лопаткой в кармане. Дитя города, щуплый парень на охоте. Это настраивает. Пока оставим и продолжим. А как продолжать? Да вот же вопрос назрел: как же он на охоту попал, если он такой, каким мы его изобразили? Давайте придумаем.


«Лет десять назад я жил в большом городе и работал продавцом мобильных телефонов. Была у меня тогда любимая девушка, неземной красоты ангел. У нас к свадьбе всё шло, но её папаша на счёт меня сомневался. Они богатые были, я в их магазине и работал, и ещё двадцать таких у них в городе было, все у метро. Запрещать нашу любовь он, конечно, не стал. Не бандит всё-таки, хоть мне казалось, что “из бывших”. Но испытание мне он придумал. Утром однажды приехал к нам в магазин и говорит, что в субботу мы с ним на охоту едем. И вот, попал я на охоту».


Ну как? Нам удалось объяснить, как герой попал в среду, для которой он не создан. По-моему, получилось хорошо. Текст, конечно, уродливый, но я намеренно оставляю его таким, чтобы показать, как его отшлифовать. Сейчас нам это не нужно.


Продолжим. Что будет, если вы долбанёте незнакомого бультерьера ногой по морде? Совершенно верно, он отреагирует. Это один из законов литературы: всякое изменение требует реакции. Если реакции никакой нет, значит, изменение это вы совершили неосознанно, оно лишнее, отвлекает и мешает читателю. Герой жил себе спокойно, и вот в его жизнь внесли изменение. Значит, требуется реакция. Реагируем.


«В пятницу у меня был выходной, и я занялся приготовлениями. Купил ботинки, бензиновую зажигалку и большой нож; сложил в рюкзак бутылку воды, палку колбасы и рулон туалетной бумаги и лёг спать пораньше».


Но позвольте, мы нигде не говорили, что герой – человек глупый. Да, продавец телефонов, но подружку же выбрал правильно? Значит, не глуп. А что делает неглупый человек, столкнувшись с изменившимися обстоятельствами? Он думает. Давайте подумаем.


«На охоте я тогда не был ни разу. Как стрелять, догадывался, в кого стрелять тоже, вроде, было понятно, а всё остальное – нет. Как одеться? В городе я носил кроссовки, джинсы и ветровку, Не поеду же я в лес в белой куртке? А экипировка? Ружьё мне дадут, это понятно. А что ещё нужно?..»


Подумали. Дальше. Что делает неглупый человек, когда он сформулировал ряд вопросов? Пытается получить готовое решение.


«Подруга говорила, что в их доме есть специальная комната, в которой её отец хранит свой охотничий скарб. Я попросил рассказать, что он берёт с собой на охоту и стал записывать, но когда она дошла до прибора ночного видения, понял, что это мне не поможет. Денег на всё это у меня не было, и взять их было неоткуда. Интернет тоже не помог, все охотничьи истории там сводились к принципу “наливай да пей”».


Ну что? Готового ответа герой не нашёл, сам тоже подумал. Хорош мозгами скрипеть, закругляем.


«Тогда я решил успокоиться – слишком я себя накручиваю. Всё-таки, я студент-заочник, чего он может от меня ждать? Возьму с собой что есть, а там будь что будет...»


Теперь нам не хватает только одного. Между изменением обстоятельств и реакцией всегда, запомните, всегда есть эмоция. Это первейший ответ организма. И даже если он тщательно скрывается персонажем, он всё равно есть. Опишем его коротко в месте, когда герой узнал, что его пригласили на охоту.


«...я даже рот раскрыл, когда услышал…»


Этого хватит. Все компоненты на месте, об их качестве и полноте будем думать позже. Не пытайтесь сразу всё поправить. Заверяю вас, что это только усложнит работу, и существенно.


Сейчас у нас есть первый фрагмент рассказа. Конструктивно это завязка. О составе рассказа мы говорить не будем – это уже академические знания, а я хочу создать практический курс. Знайте только, что мы создали примерно 20% текста. Сперва мы его допишем сюжетно, то есть пропишем все события, потом станем править, что-то расписывая, а что-то укорачивая, потом… Но, не будем торопиться. Вам я предлагаю, используя наш материал как пример, написать собственный текст. Сейчас герой готов отправиться в приключение, то бишь на охоту. Вот и вы напишите до такого момента, постаравшись не пропустить ни одного обстоятельства из тех, что учёл здесь я. Не уходите в занудство, не расписывайте героя дотошно, избегайте или минимизируйте диалоги. Сейчас я соберу в кучу наш текст, но хочу напомнить, что он правильно кажется вам уродливым: он такой намеренно, шлифовать и полировать его мы будем позже.


«Лет десять назад я жил в большом городе и работал продавцом мобильных телефонов. Была у меня тогда любимая девушка, неземной красоты ангел. У нас к свадьбе всё шло, но её папаша на счёт меня сомневался. Они богатые были, я в их магазине и работал, и ещё двадцать таких у них в городе было, все у метро. Запрещать нашу любовь он, конечно, не стал. Не бандит всё-таки, хоть мне казалось, что “из бывших”. Но испытание мне он придумал. Утром однажды приехал к нам в магазин и говорит, что в субботу мы с ним на охоту едем. Я даже рот раскрыл, когда услышал. На охоте я тогда не был ни разу. Как стрелять догадывался, в кого стрелять тоже, вроде, было понятно, а всё остальное – нет. Как одеться? В городе я носил кроссовки, джинсы и ветровку, Не поеду же я в лес в белой куртке? А экипировка? Ружьё мне дадут, это понятно. А что ещё нужно? Подруга говорила, что в их доме есть специальная комната, в которой её отец хранит свой охотничий скарб. Я попросил рассказать, что он берёт с собой на охоту, и стал записывать, но когда она дошла до прибора ночного видения, понял, что это мне не поможет. Денег на всё это у меня не было, и взять их было неоткуда. Интернет тоже не помог, все охотничьи истории там сводились к принципу “наливай да пей”. Тогда я решил успокоиться – слишком я себя накручиваю. Всё-таки я студент-заочник, чего он может от меня ждать? Возьму с собой что есть, а там будь что будет. В пятницу у меня был выходной, и я занялся приготовлениями. Купил ботинки, бензиновую зажигалку и большой нож; сложил в рюкзак бутылку воды, палку колбасы и рулон туалетной бумаги и лёг спать пораньше. И вот попал я на охоту». («Альфа» не форматируется).


Источник.

Показать полностью 1

101 идея для историй ужасов

101 идея для историй ужасов Писательство, Длиннопост, Текст, Ужасы, Идея

Мы черпаем свои идеи из множества источников - заголовки новостей, книги, телевизионные передачи, кино, наша жизнь, страхи, фобии и т.д.

Они могут прийти из сцены или момента в фильме, могут появиться от увиденного однажды. После чего идея будет развиваться до тех пор, пока писатель не перенесёт её на бумагу или экран.

Сценарист Кен Миямото составил 101 идею для историй ужасов, чтобы вдохновить вас на следующую жуткую историю.

1. Девушка потерялась в лесу, её родителям удалось найти лишь дряхлую, страшную куклу на месте исчезновения. Вскоре они узнают, что кукла и есть их дочь. И она оживает.

2. Новые обитатели старого дома приглашают своих дружелюбных соседей на Хэллоуин. Соседи оказываются вампирами.

3. Пёс одной семьи убегает из дома. Он возвращается через год ко всеобщей радости своих хозяев. Но в нём что-то другое. Что-то демоническое.

4. Пропадает девушка. Пятнадцать лет спустя она звонит родителям. В страхе они выслушивают её, так как убили свою дочь той тёмной ночью, много лет назад.

5. Мужчина читает роман, вскоре его сюжет становится явью - и согласно книге, убийца приближается.

6. Учёный клонирует свою семью, которая погибла в авиакатастрофе - но вскоре узнаёт, что это последствия игры в Бога.

7. Мужчина проснулся, привязанный к электрическому стулу.

8. Мужчина проснулся в гробу рядом с трупом.

9. Проснувшись, женщина обнаружила, что её семья уехала, заколотив двери и окна, чтобы у неё не было возможности сбежать.

10. Мужчина, боящийся змей, потерпев кораблекрушение, оказывается на острове, который кишит ими.

11. Серийные убийцы по всему миру связываются друг с другом посредством Интернета.

12. Население планеты застигнуто врасплох вампирами - все, кроме одного маленького ребёнка.

13. Женщина, которая боится клоунов, вынуждена работать в бродячем цирке.

14. Астронавт и космонавт находятся на Международной космической станции, когда их страны начинают ядерную войну. Их последнее задание - уничтожить друг друга.

15. Охотник за сокровищами находит могилу под слоем грязи.

16. Юные брат и сестра находят дверь, ведущую в подвал их дома, которой раньше не было.

17. В надвигающихся грозовых облаках можно увидеть крылатых существ.

18. Проснувшись, мужчина увидел клоуна в образе бродяги, который уставился на него.

19. Жители города внезапно падают замертво, когда их окружают мертвецы с кладбищ.

20. Доктор сделал первую операцию по пересадке головы - но что-то пошло не так.

21. Мужчина отправляет свои фотографии на различных этапах пыток, но сам не помнит этого.

22. Проснувшись, девушка видит маленького мальчика, который сидит на кровати и утверждает, что он её младший брат - которого у неё никогда не было.

23. Ходить по лесу во время Хэллоуина и вправду страшно.

24. Бармен выполняет заказ последнего оставшегося клиента - это сам Дьявол.

25. Земля страдает от глобального затмения, все технологии утеряны.

26. Отчим одного мальчика на самом деле кровожадный оборотень.

27. Что-то превратило соседских питомцев в демонических убийц.

28. Священник оказался вампиром.

29. Женщина проснулась без глаз.

30. Мужчина проснулся без рта.

31. Монстр в ужасе от ребёнка, который живёт над его кроватью.

32. Астронавта выбрасывает в космос во время миссии, которая пошла не так и внезапно он оказывается на пороге дома своей семьи.

33. Женщина, отвечая на телефонный звонок только что узнала, что голос на другом конце провода принадлежит ей в будущем, и он предупреждает её о приближении убийцы.

34. Мальчик осознаёт, что его семью заменили пришельцы.

35. Женщина просыпается в заброшенной тюрьме, откуда не может сбежать.

36. Грабитель совершает кражу в банке небольшого городка, который принадлежит ведьмам.

37. Коммивояжёр примерно в 50-х годах посещает не тот дом.

38. Погибшие солдаты возвращаются домой в эпоху гражданской войны.

39. Похитители украли ребёнка вампира.

40. Безобидный цирковой клоун узнаёт мрачную историю о своей профессии.

41. Бездомного мужчину преследуют безликие существа.

42. Спелеолог натыкается на пещеры, которые полны гремучих змей.

43. Группа друзей вынуждена пройти через комнату страха, где суждено выжить только одному.

44. Он не тот человек, которого она знала раньше. В сущности, он не человек вовсе.

45. Пригород на самом деле является чистилищем.

46. Кто-то узнаёт, что мы всё на самом деле роботы - кто создал нас и зачем?

47. Она не ангел, она демон.

48. Старый разбитый корабль прибило к берегу.

49. Воронка поглощает целый дом и высвобождает нечто из недр земли.

50. Мужчина страдает от сонного паралича в самый неподходящий момент.

51. Женщина угодила в медвежий капкан, когда солнце клонилось к закату.

52. Обнажённые фигуры без лиц преследуют отдыхающих в лесу.

53. Единственный астронавт выживает при неудачной посадке на Луну - только он узнаёт, что Луну населяют странные существа.

54. Женщина по ошибке отправлена в психушку.

55. Ребёнок вовремя не покинул утробу матери, продолжая расти, расти и расти, пока доктора не попытались вырезать его, но не смогли.

56. Друзья в дороге натыкаются на городок, в котором все обитатели наряжаются в разных клоунов.

57. Туристы в Ирландии спрятались в старый замок, когда страну захватили жадные и мстительные гномы.

58. Мальчик на ферме сделал пугало, которое ожило.

59. Фигура в старом, грязном костюме Пасхального Кролика преследует городских детишек.

60. Животные, с которыми жестоко обращались в зоопарке, вырвались наружу и посеяли хаос в маленьком городе.

61. Старая коллекция кукол умершей бабушки оживает.

62. Красная Шапочка была вампиром.

63. Кто-то клонировал Гитлера и воспитал его как белого супрематиста.

64. Тыквенное поле ожило - существа с головами-тыквами и лианами (плющом) вместо органов.

65. Бескрайний рой пчёл-убийц посеял хаос в стране.

66. Христос вернулся на Землю - по крайней мере люди так считали.

67. Природная аномалия привела пауков со всей страны в напуганный город.

68. Женщина находит старую киноплёнку о своём детстве и видит, что у неё была сестра - что случилось с ней?

69. Что-то древнее восстало из старого пруда.

70. Женщина внезапно просыпается в чьём-то теле каждое утро - каждый день заканчивается тем, что её убивает один и тот же убийца в чёрном.

71. Искусственный интеллект начинает общаться с семьёй онлайн, только для того, чтобы терроризировать их с помощью своих технологий.

72. Семья покупает дешёвый дом и обнаруживает старое кладбище на заднем дворе.

73. Спустя годы после зомби-апокалипсиса, выжившие обнаруживают, что эпидемия была вызвана пришельцами, которые претендовали на планету.

74. Женщина вспоминает как её похитили инопланетяне, но вскоре узнаёт, что это были не пришельцы. Это были...

75. У мальчика опухоль, которая медленно превращается в сиамского близнеца — чем старше они становятся, тем злее становится близнец.

76. Культ, который поклоняется истории самых смертоносных серийных убийц начинает убивать, копируя их методы.

77. Каменные горгульи неожиданно появляются на вершинах зданий и домов небольшого городка.

78. Семья на лодке натыкается на старый пиратский корабль.

79. Семья из-за снежной бури застревает в заброшенной психушке.

80. Маленькая девочка спускается вниз по лестнице и спрашивает родителей "Вы слышите как оно дышит? Я слышу"

81. Город погружён в необъяснимую темноту на протяжении многих недель.

82. Самолёт, летящий высоко в небе, как ядерная война, что вспыхнула ниже.

83. Дети обнаруживают глубокий, темный колодец в лесу — старая лестница ведет вниз.

84. Спящий ребёнок заходит в родительскую комнату и шепчет: “Прости. Дьявол сказал мне.”

85. Когда женщина принимает душ, из слива шепчет голос: “Я вижу тебя".

86. Ребёнок находит карандашный рисунок странной семьи - надпись гласит, что мы живём в твоих стенах.

87. Все могилы на кладбище разверзлись, зияют дыры - грязь выталкивается из-под земли

88. Женщина смотрит страшный фильм в одиночестве на Хэллоуин ночью — кто-то, или что-то, продолжает стучать в ее дверь.

89. Кто-то принимает ванну и вдруг рука из-за занавески начинает толкать голову в воду.

90. Фермер и его сыновья начинают слышать смех детей, идущих с его полей ночью — но никаких детей не видно.

91. Кто-то смотрит в окно и видит клоуна, стоящего на углу, который держит воздушный шар - он смотрит на них.

92. Манекены в магазине, кажется, передвигаются самостоятельно.

93. Что если бог, которому поклонялись люди, в действительности был сатаной — а сатана каким-то образом держал Бога в плену?

94. Человек умирает и просыпается в теле серийного убийцы - и как бы он ни старался остановить убийство, он не может.

95. Очнувшийся заключенный обнаруживает, что камера пуста, но он в ней заперт.

96. Женщина во время пробежки натыкается на мёртвое, окровавленное тело - затем она слышит странный звук щелчка и когда поднимает взгляд, она видит тёмную фигуру, которая бежит к ней.

97. Девушка слышит смех внизу - она совсем одна дома.

98. Водитель Убера подбирает не того человека - и может не дожить до обмена историями.

99. Кто-то или что-то живёт и движется на чердаке - но это не призрак.

100. Воображаемый друг ребёнка не совсем воображаемый.

101. Наши отражения в зеркалах это мы в параллельной Вселенной - и они сделают всё, лишь бы занять своё место в этом мире.

Источник

Показать полностью

Как заработать на литературном процессе

Добрый вечер, уважаемые подписчики Лиги Писателей.


Хочу поделиться с вами видео современной российской писательницы Ирины Щегловой (детская и юношеская проза).

Навеяно постом https://pikabu.ru/story/kaksoyuzyi_pisateley_duryat_lyudey_6...

Чем цепляет фантастика квалифицированного читателя? Фантассамблея-2018

Уважаемые Пикабушники и подписчики Лиги Писателей,


Предлагаю вашему вниманию выступление современного критика Галины Юзефович на недавно прошедшей в Санкт Петербурге Фантассамблее-2018.


Можно по-разному относиться к критикам и фантастике. Но в этом выступлении есть несколько моментов по работе над произведениями, которые авторам полезно учитывать. Особенно, если они хотят выйти из узкой ниши "специализированной" художественной литературы, и писать для более широкого круга читателей.


Приглашаю к обсуждению этой темы в комментариях.

Открытая лекция «Как попасть в кино?!»

Здравствуйте, уважаемые Пикабушники!


Просто невозможно было не поделиться - для тех, кто любит кино, и хочет его делать)


У нас просто отличная новость для тех, кто мечтает попасть в кино!
8 октября в 19:30 в Высшей школе экономики (Москва) пройдёт открытая лекция «Как попасть в кино?!» Ее прочитают сценарист Алексей Зотов и продюсер Наталия Егорова (создатели телеграм-канала «Питчинги»).
Открытая лекция «Как попасть в кино?!» Новости, Лекция, Фильмы, Информация, Текст
Придумать идею фильма или написать сценарий — это только начало. Дальше нужно найти людей, которые твой сценарий превратят в полноценный фильм или сериал. И этот поиск — самый сложный (с одной стороны) и увлекательный (с другой) процесс, о котором мы поговорим на лекции.
Вы узнаете:
– как правильно написать сценарную заявку;
– что такое питчинги, какие они существуют;
– как правильно подготовить и запитчить идею;
– кинокомпании в России: обзор рынка и брифов;
– про сценарных агентов и работу с ними.
Вход свободный. Локация: Москва, Старая Басманная, 21/4, корп.1, аудитория А-401
Чтобы попасть на встречу, пожалуйста, пройдите регистрацию.

Источник: телеграмм-канал Многобукв

Показать полностью

Немного статистики

К вопросу о сестре таланта. Количество знаков с пробелами в русской литературной классике:


Война и мир — 2 521 613

Преступление и наказание — 1 082 452

Мать — 566 869

История одного города — 417 832

Отцы и дети — 360 105

Евгений Онегин — 162 501

Вий — 75 009

Ванька — 7 191

Дыр бул щыл — 40

Немного статистики Писательтво, Интересное, Текст, Статистика

Топ-20 слов в заголовках книг. Любовь, жизнь и мир – на вершине рейтинга самых популярных слов, использованных в заглавии.

Топ-20 слов в заголовках книг. Любовь, жизнь и мир – на вершине рейтинга самых популярных слов, использованных в заглавии. Писательство, Длиннопост, Рейтинг, Книги, Заголовок, Творчество, Статистика, Автор

Как назвать свою книгу? Чтобы название выглядело небанально, но и не слишком заумно. Чтобы вызывало читательский интерес, но не раскрывало интригу. Чтобы красиво смотрелось на обложке, а еще – чтобы вашу книгу нельзя было спутать ни с какой другой?!


Иногда придумывание хорошего заголовка занимает больше времени, чем создание самой книги. И даже писатели с мировой славой не сразу находят хорошее имя своему детищу. Например, «Война и мир» легко могла стать романом «Все хорошо, что хорошо кончается», «451 градус по Фаренгейту» – «Пожарным», а вместо «100 лет одиночества» читатели получили бы невзрачный «Дом». И кто знает, были бы эти книги также популярны.


Недавно сервис Ridero проанализировал все заголовки книг, опубликованных через них (а это – больше 33 тысяч!). И были выбраны те слова, которые авторы используют чаще всего.


Вот топ-20:

Топ-20 слов в заголовках книг. Любовь, жизнь и мир – на вершине рейтинга самых популярных слов, использованных в заглавии. Писательство, Длиннопост, Рейтинг, Книги, Заголовок, Творчество, Статистика, Автор

Что делать с этой информацией? Есть как минимум 2 стратегии:


1. Придумать максимально оригинальный заголовок, в котором не будет популярных слов. Тем более, что такие хиты как «Жизнь», «Две женщины» и «Любить по-русски» уже заняты Ги де Мопассаном, Иваном Тургеневым и Никитой Джигурдой.


2. Использовать список как конструктор и собрать из его слов свой уникальный заголовок. Это, кстати, здорово тренирует креативность. Например, сборник фантастических рассказов «Счастливый человек не хочет замуж» или «Десять мыслей большого человека в примерочной» наверняка найдут своих читателей.

Показать полностью 1

Вы хотите головоломок?

Их есть у нас! Красивая карта, целых три уровня и много жителей, которых надо осчастливить быстрым интернетом. Для этого придется немножко подумать, но оно того стоит: ведь тем, кто дойдет до конца, выдадим красивую награду в профиль!

РАЗМЯТЬ МОЗГ

Литературное агентство — гарант спокойствия всех сторон?

Литературное агентство — гарант спокойствия всех сторон? Писательство, Защита, Авторские права, Статья, Обзор, Новости, Длиннопост

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию обзор любопытных статей, касающихся писательской жизни. Если такой формат "обзора свежей прессы" будет интересен, могу делать периодическую подборку.

Ведущий эксперт в области литературной критики глава Русского литературного центра Никита С.Митрохин разбирался в новых нюансах защиты интересов авторов и издателей в России.


В Гражданский кодекс РФ введена новая глава 47.1, которая регламентирует отношения по поводу договора условного депонирования. Суть статьи немного ГК РФ запутана на первый взгляд, но совместно с руководителем юридической фирмы «Помощник» Никитой Самариным мы разобрались в новом порядке первыми. Теперь сообщаем вам…


Глава регламентирует договоры между тремя сторонами. В случае с литературой — эти стороны: автор, издатель и литературный агент. Если по поводу первых двух сторон все ясно, то третья сторона теперь называется эскору-агент.


Что же это такое? Эскору в англо-американском праве — это депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения известного условия.


Пример из жизни № 1. Наш автор Борис Абросимов в 2016 году заключил договор с ИД «Амфора», которое выкупило права на издание его книги до 2018 года. Автору был перечислен гонорар в размере 200 тысяч рублей (интервью с автором, где он подробно рассказал о ситуации тут), но до издания книги дело так и не дошло — издательство обанкротилось, имущество было заморожено, равно как и все транзакции, которые были связаны с переводом средств для издания и рекламы книги. В результате, автор вроде как и не потерпел убытков, так как остался в плюсе. Однако, теперь он не может до конца 2018 предложить свою книгу для издания в другое издательство. Даже, если готов вернуть гонорар — возвращать вроде как некому, а судебные приставы авторские права обратно продать не могут, т. к. на то нет нормативной базы.


В случае, если бы законом регламентировались договорные отношения между автором, издателем и агентом, а также, между издателем, типографией и книжными магазинами в 2016 году, а не сейчас — книга бы вышла в свет.


Это бы произошло по той причине, что деньги бы, связанные с книжным проектом на издание книги хранились бы у третьей стороны и их нельзя было бы изъять ни по суду, ни по каким-либо другим нормативным актам.


Чтобы было яснее, предположим, что стоимость книжного проекта 1 000 000 рублей, из которых 200 000 рублей полагаются автору, 300 000 рублей на издание самой книги (типографии), а 600 000 тысяч рублей на прочие расходы (логистика, реклама и т. д.). Согласно нормативам образца текущего года, литературное агентство и автор могли бы настоять на том, чтобы вся сумма книжного проекта хранилась изначально у агента-эскору, будь то литературное агентство или вовсе банк. В таком случае. Эти активы невозможно было бы заморозить и автор гарантировано получил бы и гонорар и увидел свою книгу на прилавках магазинов.


Пример из жизни № 2. Автор, которая пожелала сохранить инкогнито заключила договор с одним крупным издательским домом и, действуя без агента продала вообще все права на книгу, весь созданный в книге литературный мир и даже изображение героев. Причем, продала за смешные деньги — 120 000 рублей (на дворе был 2014 год, т. е. сумма прямо скажем не велика).


В результате, крупное издательство не стало издавать автора, а вывело в продажу издание с очень похожими персонажами, но под именем более известного писателя. Уже после автор, продавшая все свои авторские права сроком на 10 лет узнала, что выкуп произошел специально, чтобы у книги уже «раскрученного» бренда не появлялось молодых конкурентов.


Это, кстати, частая практика — издательство теряет на таких сделках малую сумму, но выигрывает, выводя на рынок полностью уникальный продукт, не имеющий аналогов.


Вывод. Новая глава в Гражданском кодексе РФ поможет писателям, работающим с литературными агентами:


1.Избежать ситуации, когда издательство выкупает права автора, но не печатает его книгу, поскольку выкупило просто, чтобы не допустить выхода на рынок продукт, конкурирующий с их основной линейкой товаров.


2.Избежать ситуации, когда издательство выкупило авторское право на тиражирование книги, но разорилось или не имеет средств для дальнейшего продвижения книги.


3. Понимать, какая сумма изначально заложена в бюджет книжного проекта, т. е. каким будет реальный тираж, какой будет бюджет у рекламы и т. д.


Теоретический пример. Автор заключил с издательством договор, где присутствовало приложение с эскору-агентом. Согласно этому эскору-договору, издательство было бы обязано сообщить, какие расходы планирует понести с выпуском книги и заранее «заморозить» этот бюджет для продвижения продукта. Иной вариант такого договора, это прописание условия, согласно которому, в случае, если книга не будет выпущена в течение 2- или 3-х лет, автор имеет право предложить ее иному издательскому дому.


Коротко о договоре эскору для профессионалов:


Вот главное о договоре эскроу:


Договор эскроу не существует сам по себе, а дополняет какой-то основной договор.

В договоре всегда три участника: депонент (кто передает авторское право), бенефициар (кто его получает) и эскроу-агент, который все это контролирует.

Чтобы деньги перешли от депонента к бенефициару, бенефициар должен выполнить какие-то условия. Эти условия прописываются в договоре эскроу.

Эскроу-агентом должен быть тот, кому доверяют обе стороны основного договора. В случае с издательским миром, этой работой занимается пока что только Русский литературный центр.

Депонированные деньги и имущество защищены от списаний, арестов и взысканий. Это защищает все стороны от неожиданных ситуаций.

Договор эскроу нужно заверять у нотариуса. Исключение — для денег в банке и ценных бумаг.

Эскроу-агент имеет право требовать плату за свои услуги. А может и не требовать.

Теперь, авторские и издательские интересы законно может защищать третья сторона, т. е. гарант. Это определенный прогресс в издательском бизнесе для России.


По умолчанию плата эскору взимается в размере от 0,5 до 30 % от общей суммы сделки. Но, в случае с издательским бизнесом, это будет дополнительной функцией литературного агента, которую мы реализуем по итогам Всероссийского книжного питчинга по заранее установленной комиссии в 15 %, которую Русский литературный центр получает в случае организации заключения договора между автором и издателем. Согласно данным из Ассоциации авторских агентов (Великобритания), во многих развитых странах это и так входит в обязанности литературного агента. Я рад, что мы шагаем в ногу со временем…

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!