Общество на Кавказе (почти во всех его уголках) довольно традиционно. Это старый добрый патриархальный уклад жизни. Без особых инноваций, плюрализма мнений и без феминизма. В общем, без всех тех вещей, которые ведут нас в светлое будущее. Или в адскую бездну анархии и содомии - это уже как вам больше нравится. Но, так или иначе, Кавказ незыблем в своей традиционности. И какие ассоциации у представителя этого традиционного общества возникают, когда он или она слышат о женских тату на Кавказе? «Она чт,- сидела?», «Рокерша?», «и водку, наверное, пьёт!». Большинству женская татуировка у представительницы одного из этносов Кавказа покажется чем-то «ненормальным», «странным» и уж точно, чем-то «не нашим». Но, история Кавказа потому и интересна, что умеет удивлять: татуировка на Кавказе, причём большей частью именно женская – древний обычай. Он стал исчезать только во второй половине 20 века, но до того жил, очевидно, тысячелетия. До сих пор можно встретить бабушек, которым уже далеко за 60, но их руки, а иногда и лица украшают странные знаки, вытатуированные полвека назад. Да, татуировка тоже является частью Кавказа и культуры его народов. Познакомимся с ней поближе.
Исследования учёных: историков, этнографов, дают нам однозначный вывод - женская татуировка была распространена на Кавказе продолжительное время. Может даже тысячелетия. И исчезла только в XX веке. Причём исчезла, почти не оставляя следов. И если бы редкие татуированные бабушки не попались бы на глаза учёным, кто знает, может быть, об этом феномене в начале нашего века окончательно бы забыли. Но судьба распорядилась иначе.
[На рисунке: примеры татуировок, обнаруженных исследователями в середине ХХ века.]
Какие девушки Кавказа делали себе татуировки?
Судя по всему – любые. Исследователи разных лет и столетий говорят о женских тату в горном Дагестане, Азербайджане, Армении, Грузии, Карачаевских селениях и Осетии. Путешественники XIX века не раз оставляли упоминания, что видели татуировки у женщин на Кавказе.
Например, историк и этнограф И. Шопен, описывая «состояние Армянской области в пору присоединения ее к российской империи*» (20-е годы XIX века), отметил достаточно богатую татуировку на теле азербайджанских женщин. Ему «понравились «татарские» (до ХХ века азербайджанцев называли татарами) пляски в красных шелковых рубашках, которые при каждом движении обнаруживали бронзовое тело, татуированное в разные узоры». Мы имеем лишь смутные догадки о том, в каких заведениях Азербайджана начала 19 века историк смог найти танцовщиц «обнаруживающих бронзовое тело», но факт остаётся фактом, татуировки «обнаруживаются» везде на Кавказе, по обе стороны от кавказского хребта. Причём зачастую они довольно схожи.
Кстати, на Кавказе существовала и мужская татуировка. Но таких случаев в XX веке зафиксировано крайне мало. Графически мужские татуировки почти не отличались от женских. И, наверняка, имели схожие функции.
* В данном случаи имеется ввиду почти всё Закавказье.
[На фото: Девушки из племени Берберов-амазихов (Африка). Представлены тут по двум причинам: а)Примерно так же выглядели женские тату на Кавказе. б)На Кавказе традиция умерла ДО прихода хороших фотоаппаратов, а в Африке ещё живёт.]
Какие это были татуировки? И зачем их делали?
Видов кавказских татуировок очень много. Это и отголоски тотемистических представлений, и образы диких животных, зверей, птиц, змей, и растительные образы и антропоморфные, и многие другие. Встречаются даже татуировки с советской символикой.
Но, несмотря на разнообразие символов и их значений, татуировка на Кавказе почти всегда очень лаконична. Даже если татуируется человеческая фигура, изображается он очень просто, в стиле «палка, палка, огуречик- получился человечек». Такая лаконичность связана с тем, что татуировки, судя по всему, имеют ОЧЕНЬ древние корни. Тогда и на камнях и, как видно, на телах рисовали схожие рисунки и символы.
Самые часто встречающиеся тату - геометрические орнаменты, линии и точки. Они были распространены по всему Кавказу. Грузинки ставили точки на щеках, на лбу и на запястье — так же, как и армянки. Почти то же самое – в горных районах Северного Кавказа. И в азербайджанских сёлах. Не заметить тут связь и единство культуры просто невозможно.
Какую роль несли такие татуировки сказать очень сложно. Обладательницы тату редко могут внятно объяснить, что значит символ. А если и могут, то толкование может быть противоположенным тому, что даёт бабушка с такой же татуировкой, живущая в соседнем доме. Иногда это может быть символическим обозначением земли, Солнца (так называемые солярные знаки), древними оберегами от сглаза, да и вообще - чем угодно.
Изображения животных, рыб и земноводных встречаются редко. Но объяснить их значение гораздо легче. Животные зачастую были священными в доисламские и дохристианские времена. В селении Кули были обнаружены изображения рыб. А в горном Дагестане рыба иногда использовалась как знак плодородия. И не только в Дагестане, в отдельных районах Грузии среди бездетных женщин было принято вышивать изображение рыб на бедренной части своих шаровар с тем, чтобы обрести плодовитость. Можно предположить, что и лакские женщины преследовали ту же цель, что и грузинки, нанося образы рыб на ноги. Со схожей целью изображали древний архисимвол «древо жизни». Этот символ встречается по всему миру и значит почти всегда одно и то же – «жизнь». Татуировки показывают, что с древнейших времён деревьям в горах всегда придавали очень важное значение.
Особое внимание привлекают очень редкие антропоморфные изображения. В некоторых случаях у татуированных фигур показан пол. Причём показан так, что не ошибёшься (см. рис). Такие татуировки обнаружены в горном Дагестане. И, будем откровенны, на руке 90-летней старушки такие тату… удивляют. Ответим на ваш немой вопрос: «зачем?». Снова культ плодородия.
[ На рисунках: Женские татуировки в Дагестане. Тут, конечно, представлена крайне малая часть всего разнообразия татуировок. Но общее представление они дают. ]
Свои следы в культуре горных народов Кавказа оставили самые разные религии. Христианские (и не только) кресты – частый мотив татуировок. Встречается и свастика – тоже древний (до того, как его не погубил Гитлер) и популярный во всём мире символ.
Мы упомянули только часть символов, были и другие. Но для чего они все? Для того же, для чего и во всём остальном мире: почти всегда это стремление женщин обезопасить себя и своих близких от опасностей, которые окружали каждый день жителей Кавказа. Зачастую, охранные функции татуировок не исчезали и с приходом ислама. Те же татуировки, что защищали девушку от злых духов, теперь защищали её от джиннов. Иногда, конечно, к защитным функциям тату примешивались другие. Девушка могла получить татуировку и просто из стремления украсить себя, и для обозначение рода, и как знак инициации (взросления), и даже для более специфических целей. Например, в селении Гулатты (Дагестан) богатые невестки имели на пальцах татуировки социального статуса (в виде точек), обозначающие, что свататься к ним могут только богатые женихи. Другой специфический пример: в селении Геба (Дагестан) девушка имела на внутренней стороне бедра татуировку в виде фаллоса. Эта татуировка «будет защищать её кости в могиле от джиннов»!
Как сделать себе тату, если ты живёшь в десятом веке?
Татуировки наносили только определённые женщины, такой важный обряд, конечно, не поручался абы кому. Сначала острым предметом многократно проводили по коже, создавая контур будущего рисунка. Конечно, кожу не дезинфицировали. Поверхность покрасневшего контура обильно смазывали густым слоем нагара, взятого с внешней стороны котла для еды. Затем ударами иглы вгоняли пигмент под кожу. Использовали и древесную золу, но в старческом возрасте она почти исчезала. Это считалось недоброй приметой и иногда некоторые набивали татуировку повторно. Кроме того, использовали и другие красители, от различных природных (смолы, сок некоторых ягод и др.) до продуктов горения (сажа и пр.).
Зачастую символы, которые наносили на тело, так же вырезали в дереве и выбивали в камне. Исследователи пока не могут точно сказать, что конкретно обозначал каждый символ из тех, что они смогли обнаружить. Но одно ясно точно - корни женской татуировки уходят в досредневековую древность.
Статья, большей частью, базируется на уникальных и крайне интересных работах этнографа Габиба Исмаилова. Очень советуем вам познакомиться с его исследованиями.
Ссылка на источник: http://etnikamagazin.ru/large/tozhe-yavlyaetsya-chastyu-kavk...