Звуковая аппаратура на концерте.
Как верно заметил @1dndn, я обещал написать пост про звук на концерте и затянул с этим.
Оправданием мне служит ЛЛ в которой я давно состою, несмотря на свои два бизнеса.)
Не уверен, что уложусь в один пост. Но постараюсь. Все буду описывать понятными словами, без спецтерминов. и достаточно общо. Если понадобятся подробности - отвечу в комментах или запилю пост.
Итак поехали.
Некоторое время назад, в ответ на картинку из кабины самолета, мол как все это запомнить, я запостил место звукорежиссера. Примерно такое:
После чего получил много запросов рассказать, как получается концертный звук, и что это все за кнопочки.
Мы сейчас не берем фонограммные концерты - они сильно отличаются от настоящего концерта, как голливудское кино от реальной америки.
Звук на сцене производят музыканты. Его нужно у них взять (снять), передать звукорежиссеру, обработать, и воспроизвести на колонках (акустических системах).
Возьмем для примера простой квартет: Барабанщик, бас-гитарист, гитарист, вокалист.
1) Барабанщик. Наверное самый опутанный, как Нео в матрице проводами, музыкант.
Еще бы! Ведь в идеале каждую тарелку, каждый барабан надо подзвучить отдельным микрофоном. Но в минимальном варианте подзвучивают бочку(самый большой барабан)
рабочий/малый барабан (обычно между ног ударника, внизу пружина, в отличие от остальных издает зачетный звук - тыщщ) и вешают два конденсаторных микрофона сверху (они снимают объемно звук со всей установки)
2) Бас-гитарист
у него на шее обычно вичит кусок дерева с четырьмя струнами,(иногда басист и сам кусок дерева).
за струнами находятся черные плашки с магнитами (звукосниматели) и когда басист тренькает пальцАми по струнам - магниты возбуждаются.
Но! Это никому нифига не слышно, если конечно басист не сидит у себя на кухне и все уже легли спать. Поэтому в гитару басисту вставляют шнур и другим концом присоединяют к ящику с усилителем сигнала и колонкой(комбику или комбоусилителю).
После чего на сцене к динамику колонки подставляют микрофон, и снимают от него звук.
3) Гитарист. У него все так же как и у басиста, только на гитаре 6 струн, они потоньше.
Так же обычно у гитариста есть возможность превратить гитарный звук трень-брень в мощный джинг-джинг, или мягкий вауп-вауп. в общем, на что хватит фантазии или набора педалек (педалбоард с примочками)
звук, снимается так же как и у басиста, плюс шнурком с педалбоарда.
4) вокалист, обычно поет через рот.
снимается микрофоном.
Итого, сколько мы насчитали микрофонов+ линий
барабаны - 4, бас - 1, гитара 2, вокал 1
в сумме 8 .
Теперь все это должно добежать по проводам
вот по этому толстому как мой юмор, член пикабушника кабелю (коса, мультикор).
и воткнуться в пульт звукорежиссера
После чего это стать одной из цветных дорожек с двигалкрй (фейдером), которую можно двигать туда-сюда делая громче-тише, и ручками на этой дорожке, которые можно крутить изменяя высокие/средние/низкие частоты этого канала.
У нас получилось восемь каналов, значит на пульте это будет восемь дорожек.
Но это еще не все!
Звук который приходит на пульт называется - "чистый". Его нужно обработать. Иначе ваши уши взорвутся от какофонии и из них потечет кровь.
Обработка сводится к нормализации сигнала от инструмента (че очень тихо - усилим, че громко придавим)
и наложении на него эхо или дилэя.
Справка:
а) дилей, это когда уточка говорит кря! а дилэй за ней повторяет ря-ря-ря-ря все тише и тише (как настроишь)
б) эхо, это когда уточка говорит кря! а эхо за ней -аааааа! Все поняли?
После чего, звукорежиссер, пользуясь девайсом - "уши", прикрепленные к "голова" с помощью нейронного преобразователя - "мозг", выстраивает уровни всех инструментов в звучание коллектива, которое должно получится на выходе.
И отправляет звук куда? Правильно в делитель частот (кроссовер)
Делается это для того чтобы в сабвуфер не попадали высокие частоты , а в остальные колонки - низкие. После чего звук отправляется усиливаться в финтнес-клуб усилитель и топает по проводам в колонки, где мы его и ждем.
Думаете - все? А вот хрен там плавал!
Музыкантам, чтобы играть - нужно, представьте себе, слышать свой инструмент, и инструменты своих одногруппников.
Для этого, в бюджетном варианте, используют колонки на сцене (мониторы):
В каждую из них, звукорежиссер настраивает громкость звучания тех инструментов, которые нужны конкретному музыканту. Так что на 4 музыканта - 4 звуковых картины.
В дорогих шоу, используют кусок пластилина с вклеенным в него наушником ( in ear мониторинг)
(вот кстати про него на пикабу Custom In-Ear Monitors, что это и с чем его едят?)
в одном ухе такой чудила слышит свой инструмент а в другом остальных музыкантов:
Если коротко то вот теперь -
Всё!