Зоны идентификации ПВО (Тайваня)
Air Defense Identification Zone, ADIZ
ADIZ Тайваня создана США в 1950-х гг. вслед за созданием аналогичных зон в Южной Корее и в Японии в 1951 г. в период Корейской войны в условиях необъявленного вооруженного конфликта с КНР, выступавшей на стороне КНДР при поддержке СССР, а также в условиях Первого и Второго кризисов в Тайваньском проливе (1954-1955 гг. и 1958 г.).
Эти конфликты включали прямые боевые столкновения США с авиацией СССР и КНР в небе над Кореей и островом Хайнань. При этом на Тайване, как и в Японии и Южной Корее в этот период располагались крупные американские военные базы. Опираясь на них, США осуществляли постоянный мониторинг и наблюдение за действиями авиации СССР и КНР, в т.ч. в пределах их собственного суверенного воздушного пространства. При этом Тайваньская зона идентификации ПВО (TADIZ) простиралась глубоко вглубь территории континентального Китая. США вплоть до относительно недавнего времени рассматривали конфликт между КНР и Китайской Республикой как продолжение гражданской войны, и TADIZ подразумевалась частью поддержки законного правительства Гоминьдана.
В период 1960-1970-х гг. поддержание зоны TADIZ осуществлялось совместно вооруженными силами США и Китайской Республики. Командование расквартированных на острове Тайвань сил ВВС США провело «медианную линию» Тайваньского пролива, получившую прозвище «линии Дэвиса» по фамилии бригадного генерала Бенджамина О. Дэвиса-мл., командующего 13 оперативной группы ВВС США (Task Force 13) в Тайбэе. Эта линия неформально установила западную границу активности американской военной авиации с целью предотвращения инцидентов. «Медианная линия» при этом не является географической медианой пролива и вместо этого заметно сдвинута на запад от последней. Разумеется, «Линия Дэвиса» не имеет никакого официального статуса и не признавалась публично правительством КНР.
После нормализации двухсторонних отношений между КНР и США в 1979 г. пакт о взаимной обороне утратил силу, США вывели свои военные базы с острова и в виде символического жеста перестали «официально признавать» западную часть зоны идентификации ПВО Тайваня , расположенную за пределами «линии Дэвиса». С другой стороны, на практике американская дипломатия добилась от китайской стороны согласия также ограничить свою военную активность «медианной линией», и эта негласная договоренность соблюдалась вплоть до начала 2000-х гг., успешно пережив в том числе и Третий кризис в Тайваньском проливе в 1996 гг.
С 1980-х гг. Тайваньская зона идентификации ПВО имеет еще более неоднозначный статус. Большая часть ведущих стран мирового сообщества придерживаются принципа «одного Китая», правительство Китайской Республики де-юре не обладает легитимно признанным суверенным воздушным пространством и в лучшем случае «делит его» с правительством КНР. С другой стороны, Тайвань в реальности обладает рядом атрибутов национального воздушного пространства, в частности контролируя собственный район полетной информации Тайбэя (с точки зрения международного права формально являющийся внутренним районом полетной информации Китая). Согласованные в рамках ИКАО границы данного района полетной информации четко соответствуют «медианной линии Дэвиса».
Воздушное пространство восточнее «медианной линии» остается серой зоной, в которой ВВС Тайваня поддерживают регулярные воздушные патрули и имплементируют режим зоны идентификации ПВО. Западнее «линии Дэвиса» режим идентификации ПВО поддерживается лишь условно – с использованием исключительно средств радиоэлектронной разведки. При этом на континентальной стороне располагаются подконтрольные Тайваню архипелаги Цзиньмэнь и Мацзу. Эти острова находятся буквально внутри «исходной линии» суверенных территориальных вод КНР, но на них продолжает действовать ряд военных объектов Тайваня, включая ПВО большой дальности.