Зимнее восхождение на Эльбрус 5642м [часть I]
Привет!
В комментариях к моим постам о восхождении на пик Ленина многие заинтересованные комрады просили меня запилить пост о восхождении на Эльбрус. Сразу скажу, что, скорее всего, он получится довольно сухим, в сравнении с серией про Ленина, так как прошло уже 2 года, и я многое попросту забыл. Такие отчеты нужно писать сразу по возвращении, пока эмоции свежие. Но я все же попробую "вспомнить все".
В качестве вступления:
Эльбрус – это двуглавый вулкан высотой 5642 метра. Обе вершины (восточная и западная) примерно одинаковые по высоте, поэтому достижение «взошел на Эльбрус», в общем-то, применимо к обеим из них.
Эльбрус является самой высокой точкой гор Кавказа и вообще всей Европы (под Европой тут понимается не набор государств, а европейская часть материка Евразия). Если открыть гугл-землю в 3D и посмотреть на Кавказ сверху, то можно заметить насколько сильно Эльбрус выделяется на фоне всего остального горного массива – и по размерам и по высоте. Гора действительно огромная, если вы не бывали в больших горах типа Памира или Гималаев, то при виде Эльбруса отпад челюсти вам гарантирован.
На Эльбрусе очень сильные ветра, особенно зимой. Прям очень сильные. Перед экспедицией я плотно мониторил погоду на горе, и тихо охреневал. Скорость ветра на вершине в отдельные дни могла переваливать за 200 км/ч., а это около 60 м/с. При таком ветре, люди будут летать как целофановые пакеты.
К слову, толи в 2012, толи в 2013 году на седловине Эльбруса (аккурат между вершинами) запилили маленький приют, буквально на несколько человек. Проектировали его какие-то крутые архитекторы, проводили испытания, в общем, все серьезно. Говорили, что держит до 80 м/с. Иииии, что выдумаете, да-да, через год он оттуда улетел, осталась только платформа.
Поскольку классический маршрут на вершину Эльбруса не обременен никакими техническими сложностями, а так же является легко доступным в плане логистики, - народу на него ходит дофига. По этой же причине Эльбрус является одним из рекордсменов по количеству смертей (не путать количество с долей), так как прутся на него все подряд, без подготовки, без навыков и без мозгов.
Уже традиционно, восхождение на Эльбрус считается промежуточной ступенью между малыми и большими горами, своего рода экзамен на профпригодность в плане выживания на высоте. Гуляет расхожее мнение, что мол, если я сходил Эльбрус и не умер, то все, мне прямая дорога на пик Ленина, забегу и даже не запыхаюсь. Это, конечно же, полный бред. Эльбрус (даже зимний) в сравнении с Лениным – это легкая прогулка. Поверьте, я знаю о чем говорю. Это так, на всякий случай.
Ну да ладно, хватит вступлений.
Сначала скажу, что Эльбрус мне дался со второй попытки. Первый раз мы с другом Темой пытались сходить его в начале марта 2016 года, но тогда погода не оставила нам никаких шансов от слова совсем. Удалось доползти только до скал Пастухова, выше ветер уже просто валил с ног. Не стану подробно останавливаться на той попытке, оставлю только здесь ссылочку на короткий видосик, советую заценить, там хорошо видно, что такое Эльбрусские ветра - https://youtu.be/N2UDRU-QzR4
Итак, 14-е декабря 2016 года. Попытка номер 2.
Поздно вечером мы с Темой прилетели в Минеральные Воды, вызвали такси у первого попавшегося оператора и поехали в Азау. Я, честно, не помню сколько стоило такси, по-моему, что-то в районе 3-4 тыс. рублей.
Азау – это горнолыжный курорт у подножия Эльбруса на юго-западной его стороне на высоте примерно 2300м. От Мин. Вод до него около 180км дороги, местами довольно себе серпантинной и красивой, но это мы увидим уже на обратном пути, так как туда ехали ночью. В Азау прибыли глубокой ночью, даже, наверное, уже под утро.
Азау представляет из себя набор гостиничных построек и все, больше там нифига нет, - ни продуктовых магазинов, ни какой либо другой инфраструктуры. Но зато там очень красиво!
Нашли свободный номер в гостинице «Барс», прямо у канатной дороги. Сразу скажу, что если вы соберетесь ехать в Азау зимой, то гостиницу желательно бронировать сильно заранее, потому что Эльбрус это очень популярный горнолыжный курорт и в сезон там все напрочь забито покатушниками. Двухместный номер стоил 2000р. в сутки.
На первом этаже гостиницы располагалось кафе с офигительной местной кухней. Кавказская кухня превосходна, особенно запомнился свежий, только что с мангала, шашлык из баранины, лагман и хичины (это такие блины с сыром и маслом). Жрали так, будто впервые увидели еду – ты вроде бы уже обожрался, что даже двигаться тяжело, но все равно продолжаешь жрать, потому что, блин, вкусно! Ужас, короче.
Проснулись где-то ближе к обеду. Первым делом, конечно же, пожрали, а дальше встал вопрос – либо нам остаток дня провести здесь, немного погулять по Азау, еще пару раз пожрать в кафе, либо прыгать в подъемник и ехать на Гара-Баши. Конечно, нужно было выбрать первый вариант, но чудесная солнечная погода и шальные головы потащили нас наверх.
Прямо под канаткой и рядом с нашей гостиницей есть филиал Альпиндустрии (это такой магазин альпинистского и горнолыжного снаряжения), в котором можно либо купить, либо взять на прокат всякое альпиноидное и покатушное барахло. Мы там купили баллон газа, так как это единственное место, где его можно достать. Спасибо Альпиндустрия за то, что ты там есть.
Канатная дорога ведет из Азау, через несколько промежуточных станций, до станции Гара-Баши, на высоте 3800м. Сейчас то я понимаю, что в первый же день забираться на 3800 – это ну прям очень нездоровая идея, но тогда мозгов в этом плане было гораздо меньше… В итоге мы заехали на подъемнике на 3800, нашли там какого-то мужичка из спасов, который поселил нас в одну из множества построек и даже выделил канистру с водой, чтобы не топить снег. Построек там довольно много, всяких разных, маленькие домики, «бочки» МЧС и просто какие-то сараи. В домике, в который нас определили, на втором этаже даже была кухня с плитами и прочими атрибутами цивилизации.
А теперь я скажу, как нужно было сделать: день провести в Азау, на следующий день ПЕШКОМ (а не на подъемнике) подняться до Гара-Баши, спуститься обратно вниз, переночевать еще ночь, и только потом уже ехать ночевать на 3800.
На Гара-Баши (фото с мартовской экспедиции):
В нашем домике было вполне себе уютно:
Отопления там не было (хотя батарея висела), но зато стоял масляный обогреватель, который, правда, гудел как трактор и периодически очень подозрительно булькал, однако свою работу выполнял без нареканий. Вечером нам, естественно, стало хреново. Ситуация осложнялась тем, что мы как-то незаметно выжрали бутылку коньяка, так что сначала было хреново и весело, а потом хреново и еще хреновее. Короче ночь была тяжелая, башка трещала так, будто внутрь черепа под сильным давлением накачали воды, и он вот-вот не выдержит и лопнет. Классическая горняшка в перемешку с похмельем.
Наутро, тем не менее, чувствовали себя прекрасно. А вот погода утром была диаметрально противоположная вечерней. Вместо ясного звездного неба мы видели только свои руки, и то если сильно не вытягивать. Однако все происходило в рамках прогноза, поэтому удивляться было нечему. Сегодня по плану мы хотели подняться до высоты 4100м для второй акклиматизационной ночевки, а потом сходить радиально и набрать еще метров 500 высоты до скал Пастухова.
Ушба:
Практически наощупь за 2.5 часа мы добрались до вагончиков МЧС на высоте 4100м. Эти вагончики утрамбованы в каменную гряду справа от ратрачной дороги, а слева от нее примерно на этой же высоте находится печально известный Приют 11-ти, который стараниями нерадивых альпинистов сгорел до тла много лет назад. Вообще следы ратраков (если кто не знает, ратрак – это такая машина, чем-то похожая на комбайн, которая занимается выравниванием и утрамбовкой горнолыжных трасс) уходят вплоть до высоты 5000м и в погожие деньки туда возят заряженных покатушников и глазельщиков.
Вагончиков я насчитал 4 штуки (возможно 5, могу ошибаться), все из них были закрыты на замки, кроме одного, с гордой надписью «Мед. Пункт» - а нам больше и не надо! Дверь примерзла совершенно намертво, и пришлось упорно вырубать ее ледорубом по всей нижней части периметра. Но это оказались еще цветочки – через здоровую щель внутрь домика намело почти полтора метра снега, и дверь оказалась заблокирована. В общем, с горем пополам, мы все же открыли домик, вывезли оттуда кучу снега и начали обустраиваться.
Селфи с медпунктом:
В вагончике стоят деревянные нары – внизу 2 спальных места и еще одно наверху, скидав все вещи на верхнюю полку, мы залезли в спальники и принялись варить обед. Пока обедали, погода стала еще хуже – ветер достиг такой силы – что передвигаться уже было очень трудно, и когда я вышел за снегом – меня чуть не унесло вместе с котелком. Тогда стало понятно, что остаток дня и ночь нам придется сидеть здесь и никуда не высовываться, а наши планы набрать сегодня еще метров 500 так и останутся планами.
Минуты казались часами, а часы вообще вечностью – сидеть без дела в холодном вагончике - развлечение на любителя. К ночи на улице творилась жестокая вакханалия – порывы ветра заставляли вагончик покачиваться, а через щель в двери внутрь постоянно залетал снег и покрывал нас и все наши вещи тонким слоем снежной пыли. Поспать суммарно удалось, может, часа 4.
Утром погода немного успокоилась. Мы все так же сидели в облаках (а точнее, почти на их верхней границе) и все так же дул ветер, но уже не такой сильный, как вечером и ночью. Сидеть в вагончике ну вообще никак не хотелось и мы все же решили прогуляться наверх. Дойти удалось до начала скал Пастухова, до отметки около 4500м, дальше идти было уже опасно, ведь с набором высоты усиливался и ветер, а выше начинался голый дубовый лед.
С 4500 мы свалились обратно в вагончик, собрали пожитки и ушли вниз, на Гара-Баши, откуда съехали в Азау. Кстати, теперь спуск по канатке тоже стал платным. Для нас это было новостью, поскольку еще в марте за спуск ничего не брали. Удалось договориться со спасом на станции, который отрапортовал в Азау, что едут два парня, их надо снять и заставить заплатить. Итого по расценкам декабря 2016, туристический (разовый) подъем от Азау до Гара-Баши стоил 750 рублей, а спуск еще 700 на человека.
На этом, пожалуй, закончу первую часть. Все равно в один пост все не влезет.
Лига путешественников
25.4K пост53.5K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.