Журналисты и феномен Вертера

К очередному посту о самовыпиле.


Каждый раз, когда наши СМИ начинают трубить об очередном самоубийстве подростка, я вспоминаю книгу Роберта Чалдини «Психология влияния» и не понимаю — неужели их там, на журфаках, совсем не учат, как обращаться с подобной информацией?


Цитата:


«История открытия феномена Вертера является пугающей и одновременно интригующей. Более двух столетий тому назад великий немецкий писатель Иоганн фон Гёте опубликовал роман, озаглавленный «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers). Книга, главный герой которой, Вертер, совершает самоубийство, имела громадное воздействие на читателей. Она не только сделала Гёте знаменитым, но, кроме того, вызвала волну самоубийств по всей Европе. Этот феномен был настолько мощным, что власти в некоторых странах запретили роман.


Филлипс изучил влияние феномена Вертера на людей в прошлом и в наше время (Phillips, 1974). Проведенное им исследование показало, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Это, как считает Филлипс, говорит о том, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, убивают себя в подражание ему. Это еще одна иллюстрация принципа социального доказательства – люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах, на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие трудности.


Филлипс внимательно изучил статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах с 1947 по 1968 год. Он обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве в среднем совершалось на пятьдесят восемь самоубийств больше, чем обычно. В определенном смысле каждое сообщение о самоубийстве убивало 58 человек, которые могли бы продолжать жить. Филипс также выяснил, что тенденция самоубийств порождать самоубийства имеет место главным образом в тех областях, где первый случай самоубийства широко освещался в прессе; причем чем шире была огласка, которую получил данный случай, тем больше было число последующих самоубийств».


(Роберт Чалдини. Психология влияния.(Robert B. Cialdini. Influence. Science and Practice, 4th ed., 2001).


Когда после одного случая начинается волна подражаний, то виновными во всех последующих случаях мне представляются именно журналисты. Конечно, они не напрямую виноваты в доведении до самоубийства, но если существует научно доказанная вероятность того, что после твоей публикации кто-то с нестойкой психикой из подражания покончит с собой, а без твоей публикации он останется в живых, можно же не делать репортаж на эту тему? Или без этой новости совсем никак не обойтись? Разумеется, это мое личное крайне субъективное мнение, но эффект, описанный в книге, реализуется в жизни с такой точностью, что мне с каждым разом все труднее убеждать себя, что это очередное совпадение.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц!
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку