Живопись: утопленница
Часть вторая предыдущего поста.
Многие из мужчин, утонувших в первой части, были рыбаками, для которых это можно считать профессиональным риском. Во втором посте посмотрим картины утонувших женщин, которые, скорее всего, покончили жизнь самоубийством.
Якуб Шиканедер (1855–1924), «Утонула» (1893), пастель на картоне, 45,5 x 88 см, Народная галерея в Празе, Прага, Чехия.
Молодая женщина в белом платье лежит на песке пляжа. Ее ноги сливаются в тумане с песком, делая ее почти воздушной. Солнце встает над спокойными волнами моря. Нет ни обломков, ни объяснения ее утопления, только покой и пустота.
Джон Эверетт Милле (1829–1896), Офелия (1851–1852), холст, масло, 76,2 x 111,8 см, Тейт Британия, Лондон.
Самой известной утонувшей женщиной была героиня шекспировской трагедии « Гамлет» - Офелия. Перед вами самая известная картина изображающая тонущую Офелию . У картины богатая и очень прерафаэлитская символика в цветах: розы для любви, возможно, также намекающие на то, что ее брат называет ее «майской розой»; ива, крапива и маргаритка - покинутая любвь а так же страдания и невинность ; анютины глазки за не взаимную любовь; фиалки (в цепочке ее ожерелья) - верность, целомудрие и смерть в молодости; маки - смерть; незабудки - память.
Милле и его модель Элизабет Сиддал ( которая позже вышла замуж за Данте Габриэля Россетти), пошли на многое чтобы выдержать реалистичность. Элизабет пришлось выдержать долгие сеансы погружения в ванну, полную воды, а фон был написан на пленэре недалеко от Юэлла в графстве Суррей, Англия.
Поль Деларош (1797–1856), Мученица (1853), холст, масло, 73,5 x 60 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
На трогательной картине Поля Делароша « Молодая мученица» (1853 г.) изображена молодая христианка, чьи руки были связаны перед тем, как ее бросили в реку Тибр в Риме во время правления императора Диоклетиана (284–305 гг. н. э.). Писатель и критик Теофиль Готье считал ее «христианской Офелией» и образцом божественной красоты.
Растущая урбанизация и множество социальных проблем, которые она принесла, привели к череде самоубийств женщин, прыгающих с мостов рек, протекающих через крупные города Европы. Художники начали отображать в своих работах мрачные события того времени.
Василий Григорьевич Перов (1834–1882), Утопленница (1867), холст, масло, 68 х 106 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Полицейский сидит рядом с утонувшей, распластавшейся на спине в грязи у кромки реки.
Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904), Утопленица (1867 г.)
Аналог картины Перова только события разворачиваются на берегу Темзы в Лондоне.
Элизабет Джейн Гарднер (1837–1922), «Неосторожная девочка» (1884), холст, масло, 104,1 x 138,4 см, местонахождение неизвестно.
Картина - предупреждение. Мы видим в руках девочки кубышки, видимо за ними она полезла в пруд. По счастью рядом была девочка постарше которая ее вытащила.
Уинслоу Гомер (1836–1910), Отлив (1886), холст, масло, 75,7 x 121 см, Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс.
Уинслоу Хомер, один из самых сильных художников по части акцентных фигур. Он написал несколько сцен спасения (в том числе « Линию жизни») но в «Отливе», показанном выше, драматизм ситуации выше. Сюжет картины предположительно основан на событии произошедшем в Атлантик-Сити, которое вдохновило более раннюю «Линию жизни». Спасатели из всех сил пытаются доставить на берег двух женщин в полубессознательном состоянии, отягощенных промокшими купальными платьями.
Поль Альберт Штек (1866–1924), Офелия (около 1894 г.), размеры неизвестны, Малый дворец, Париж.
Опять Офелия, однако, эта картина необычна своим местом события - под водой. Глубокое спокойствие, обтекаемые линии водорослей, платья и волос, и до боли ужасная завершенность в последних пузырьках воздуха поднимающихся на поверхность.
За сим все.