"Жиган" - происхождение термина. Как бывшие белые офицеры стали "ворами в законе".

Исполнители шансона в своих песнях нередко пользуются словами, значение которых не всем ясно. Слово «жиган» достаточно часто употребляется в произведениях этого жанра, а также в речи представителей определенных слоев населения. У людей, не имеющих тюремного опыта, оно ассоциируется преимущественно с преступным миром. Не зная о том, кто такой жиган, к использованию этого слова прибегают и законопослушные граждане.

"Жиган" - происхождение термина. Как бывшие белые офицеры стали "ворами в законе". История, Преступность, СССР, Противостояние, Длиннопост

Варианты толкований.


Относительно значения данного термина существуют различные мнения. Поэтому невозможно дать однозначный ответ на вопрос: «Кто такой жиган?» По одной из версий, так называли кочегаров или людей, испачканных сажей. К данной категории относились все те, чья деятельность была как-то связана с огнем. Согласно второй версии, в царской России «жиганами» назывались самые бедные каторжане и сидельцы. Применялось данное название и к проигравшимся в карты свободным людям. Сегодня данное слово применимо к тем, кто стремится жить «по понятиям».

Кто такие жиганы? История появления новой касты


Термин «жиган» существовал задолго до появления словоформы «вор в законе», и с течением времени его значение менялось. Если до революции жиганами называли наибеднейших каторжан или сидельцев, полностью проигравшихся в карты, то с приходом советской власти жиган — это уже дерзкий, отчаянный преступник, уголовный вожак. Затем в преступной среде так стали называть «бывших» в прошлом белых офицеров, стремившихся к лидерству в криминальном мире. Считается, что подразделение воровского мира на уркаганов (представителей старой воровской формации) и «новых» жиганов произошло в 20-х годах прошлого века.


Исследователи истории российской преступности расходятся в мнениях о том, «откуда есть пошли» воры в законе. Одна из версий гласит, что они появились при участии НКВД: якобы для того, чтобы чекистам было легче контролировать поведение осужденных в лагерях и тюрьмах.


Однако подобная версия слишком противоречива никакого официального подтверждения она не имеет, да и собственно сам кодекс воровской чести, состоящий из нескольких «не» (не работать, не сотрудничать с любой властью и т. д.), не вписывается в гипотезу «энкавэдэшного» происхождения воров в законе.


Происхождение воров в законе и жиганов


Другая версия создания кодекса воровской части и собственно воров в законе прямо противоположна предыдущей: многие исследователи полагают, что эта система выстроена… бывшими белыми офицерами, влившимися в уголовную среду России после разгрома Красной Армией Белого движения: они для создания столь четкой и идеологически выверенной иерархической конструкции были элементарно грамотнее урок.


Более того, один из сегодняшних авторитетов преступного мира Саша Север утверждает: воровские правила схожи с кодексом офицерской чести, что косвенно подтверждает причастность бывших царских офицеров к созданию данного воровского института. Еще одно косвенное подтверждение «офицерской» версии: до революции 1917 года подобной жесткой иерархической градации в российском воровском мире не существовало.


В послереволюционные годы из политических заключенных и бывших белогвардейцев в исправительно-трудовых лагерях сформировалась новая каста осужденных, из которой самых удачливых и отчаянных сидельцев в дальнейшем стали называть «жиганами». В отличие от основной массы осужденных за уголовные преступления, белогвардейцы имели свою идеологию, были грамотны, более организованы и стремились занять в криминальном мире лидирующие позиции. Как утверждают историки, эта категория для новой власти представляла очень серьезную опасность, поскольку не захотела принять коммунистическую идеологию.


Возглавлял данную «масть» свой вожак, которого и называли «жиганом». Таким образом, с приходом советской власти значение слова «жиган» в блатном мире обогатилось новым смыслом: им стали называть особо отчаянных и опытных людей, ставших на преступную стезю. К нему появились синонимы: «жиги», «горячие», «зажигалки». Так назывались все те, кто способен «обжигать», то есть наносить болезненные удары. Некоторые исследователи, занимающиеся историей российской преступности, считают, что словоформа «вор в законе» появилась после понятия «жиган». Именно в 20-е годы произошло разделение заключенных на старую воровскую формацию (урки) и новую - жиганов.


Становление


В лагерях жиганы быстро адаптировались к обычаям преступного мира. Поскольку новая волна состояла преимущественно из военных, в их межличностных отношениях была выстроена жесткая иерархическая градация. На свободе они руководили бандами из босяков и беспризорных, занимаясь грабежами и воровством. Испытывая ненависть к советской власти, которая лишила их прежних благ, они не останавливались даже перед убийством. В отличие от урок, представители новой формации тщательно планировали свои преступления и действовали очень дерзко. Высокий уровень организации, суровая дисциплина и особая жестокость стали характерными чертами преступной деятельности жиганов.

Как проходила борьба за лидерство.


Правила поведения


В местах лишения свободы ими были разработаны следующие правила, которым в дальнейшем следовали воры в законе:


..Не работать на государство и не участвовать в общественных мероприятиях.

..Не заводить семью.

..Не использовать оружие, выданное государством, для защиты страны.

..Не сотрудничать с государственными структурами ни в качестве свидетеля, ни в качестве потерпевшего.

..Регулярно вносить деньги в общую казну.

..Жить «по понятиям».


О противостоянии уркаганов и жиганов


Имеются противоречивые сведения, поскольку до сих пор до конца не ясна природа происхождения воров в законе эта тема еще недостаточно исследована. Руководившие большим количеством банд беспризорных и босяков, жиганы, в отличие от уркаганов, грабили, убивали и разбойничали, прежде всего, из ненависти к советской власти, лишившей их прежних благ и социального положения.


В значительной степени умалению роли жиганов поспособствовало введение в 1926 году статьи 59 «Особо опасные преступления против порядка управления».


Если «социально близкий элемент» мог за квартирную кражу получить до года лагерей, то, к примеру, за организованное ограбление банка (бандитизм) зачастую ставили к стенке. А против порядка управления выступали как раз бандитствующие жиганы.


В конце 20-х годов процесс борьбы за главенство в криминальном мире активно начал развиваться в местах лишения свободы. По данным на начало 1929 года, в российских лагерях и тюрьмах содержалось порядка 37 тысяч преступных авторитетов-урок, и среди них были не только русские, но и выходцы с Кавказа, Средней Азии.


На это время (конец 20-х начало 30-х годов), судя по всему, и приходится активная фаза противостояния уркаганов и жиганов.


Впоследствии жиганы вынуждены были отступить — на стороне урок активно выступало начальство лагерей и тюрем, которому идеологически важно было задавить именно «идейных» главарей банд, замахивавшихся на государственные устои.


С особой жестокостью


Однако свои позиции жиганы еще долго не сдавали. Так, бывшие белогвардейцы, в Соловецких лагерях особого назначения (знаменитый СЛОН) в 30-х годах стремились занять самые «хлебные» места. Они отличались особой жестокостью по отношению к другим заключенным: об этом, в частности, писали в своих работах бывшие сидельцы академик Дмитрий Лихачев и литератор Александр Солженицын. Причем случалось, что писатели упоминали в своих трудах одних и тех же личностей.