Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз!

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Через двести лет после гибели главной героини трёх предыдущих фильмов военные учёные клонируют женщину, чтобы заполучить эмбрион «королевы»-матки инопланетных чудовищ, который вызревал в теле героини на момент её смерти. Из-за смешения ДНК клон получается человекоподобным, но обладающим некоторыми инопланетными способностями – в частности, кислотной кровью. Когда новая героиня узнает, как она появилась на свет, и вспоминает, как умерла в прошлой жизни, она интересуется, растет ли вырезанный из её тела эмбрион. Получив утвердительный ответ, она саркастично улыбается и констатирует: «Она принесёт потомство. Вы умрёте».

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете.

Вышедший в 1992 году «Чужой 3» снимался как завершение цикла. У него не могло быть продолжения, поскольку главная героиня «Чужого» Эллен Рипли в финале погибала, пожертвовав собой ради уничтожения зародыша матки инопланетных монстров. Но для Голливуда нет ничего невозможного. Особенно когда речь идет об одном из самых известных фантастических киносериалов. И потому в 1997 году Сигурни Уивер вернулась на экран.

«Чужой 3» был пыткой для многих работавших над ним творцов, и никто из них, включая продюсеров из курировавшей цикл студии Brandywine Productions, не горел желанием возвращаться в мир галактических монстров. Но межгалактическая корпорация Fox не могла игнорировать мировые сборы картины в 160 миллионов долларов (при бюджете в 50-55 миллионов долларов). Это, правда, была не та сумма, при которой сиквел начинают снимать немедленно, не обращая внимания на все сомнения и возражения. Однако Fox видела, что коммерческий потенциал цикла ещё не исчерпан. И она искала того, кому можно было доверить возвращение Чужих из, в общем-то, могилы.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

типичный сериал для школьников в 90-х

В середине 1990-х такой человек нашелся. В год выхода «Чужого 3» в американском прокате появилась молодежная картина «Баффи - истребительница вампиров»(не путать с шикарным сериалом), сочиненная дебютировавшим в кино сценаристом Джоссом Уидоном, ранее работавшим над семейными ситкомами. «Баффи» не произвела большого впечатления на зрителей и критиков, но зато запомнилась тем продюсерам, кто искал свежий, оригинальный сценарный голос. И Уидон (будущий режиссер «Мстителей» и автор культовых сериалов «Баффи – истребительница вампиров» и «Светлячок») в последующие годы официально и неофициально приложил руку к множеству сценариев известных картин. В частности, он работал над «Скоростью», «Историей игрушек» и «Водным миром».

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Художественный фильм "Скорость" разогнал популярность этой парочки до мировой

Среди прочих проектов Уидону предложили подумать над новой серией «Чужого». Поскольку Fox знала, что Уивер с готовностью «убила» своего персонажа в «Чужом 3», потому что не хотела больше сниматься в цикле, продюсеры студии решили, что героиней нового фильма может стать взрослая Ньют – маленькая девочка из «Чужих», погибшая в промежутке между второй и третьей картинами. Мол, Ньют вернули к жизни с помощью клонирования, чтобы превратить в воюющего с монстрами спецназовца. Ведь если она единственная из всей своей колонии пережила нападение Чужих, хотя в то время была крохотной девчушкой, то она станет супервоином, когда вырастет и пройдет специальное обучение. Как автор фильма о сражающейся с вампирами старшекласснице, Уидон был идеальным сценаристом для такого проекта.

С готовностью взявшись за дело, большой поклонник «Чужого» и «Чужих» за несколько месяцев подготовил для студии 30-страничную сценарную разработку и занялся полноценным сценарием. Но пока Уидон сочинял, продюсеры Fox перечитали финансовые сводки «Баффи» (это было несложно – студия была прокатчиком ленты) и осознали, что выпускать «Чужого» с молодой героиней, которая не так известна публике, как Эллен Рипли, – слишком большой риск. Поэтому вместо фактического перезапуска цикла продюсеры решили сделать Уивер финансовое предложение, от которого та не сможет отказаться, и вернуть её героиню в кадр. Уидону же было приказано сочинить новый сценарий, где клонировали уже Рипли.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Сценарист был от нового замысла не в восторге. Он уже прикипел душой к истории Ньют, и возвращение к жизни героини, которая героически погибла ради спасения человечества, казалось ему надругательством над памятью Рипли. Ньют, напротив, погибла во время криосна, и она толком не успела пожить. Так что ее «второй шанс» был логичным и уместным.

Однако Уидон был слишком амбициозным и влюбленным в фантастику автором, чтобы по собственной воле передать «Чужого 4» другому сценаристу – вполне возможно, менее талантливому и хуже разбирающемуся в цикле. Поэтому Уидон, поскрипев зубами, взялся за новый текст, который он решил выстроить вокруг мысли о том, что клонирование Рипли – чудовищное преступление, приводящее к новой масштабной трагедии и даже ставящее под угрозу Землю. Такая вот фига в кармане в адрес студийных боссов.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Хотя в новом сценарии главной героиней вновь была Рипли, это была уже не та женщина, которую зрители привыкли видеть в кадре. Во время клонирования военные ученые не смогли полностью разделить Рипли и созревавшую в ее теле матку Чужих, и потому новая Рипли унаследовала некоторые генетические черты своего паразита – начиная с кислотной крови и повышенных рефлексов и заканчивая способностью понимать Чужих и сочувствовать им. Это не только гарантировало, что четвертый «Чужой», названный «Чужой: Воскрешение», будет заметно отличаться от трех предыдущих серий, но и обеспечило Сигурни Уивер интересный «художественный вызов» – возможность сыграть старую героиню в новом, причудливом ключе. Именно это в первую очередь привлекло Уивер к проекту.

Хотя 11 миллионов долларов гонорара и полномочия сопродюсера также пришлись очень кстати. По воспоминаниям Уидона, Уивер требовала, чтобы он сделал Рипли как можно более странной и «нечеловечной», чтобы её было как можно более интересно играть.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

К тому времени когда Уивер подписала контракт на участие в съемках, Fox уже наняла Вайнону Райдер на вторую главную женскую роль картины. Если в предыдущих сериях «Чужого» роботы-андроиды выглядели как мужчины, то Уидон сделал андроида «Воскрешения» женщиной, чтобы провести феминистскую параллель между роботом и мутантом. Как новая Рипли, так и новый андроид – сильные и независимые «женщины», которые не уверены в своём праве на существование. В отличие от мужчин, которые об этом даже не задумываются, обе героини проводят весь фильм, прежде чем решают, что всё же должны жить дальше. Несмотря на то, что обе они – преследуемые и потенциально опасные отщепенки. Это, заметим, очень часто встречающаяся идея в сценариях Уидона – отщепенцы собираются вместе, находят общий язык, становятся лучшими друзьями и помогают друг другу разглядеть смысл своих жизней.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Поскольку Райдер ранее играла роли совсем другого плана (Мина в «Дракуле», Ким в «Эдварде Руки-ножницы»…), студийные продюсеры сомневались, что очень популярная в 1990-х актриса согласится сыграть робота. Но оказалось, что Райдер – большая поклонница «Чужого», и долго уговаривать её не пришлось.

Подбирая картине режиссёра, продюсеры по традиции искали начинающего, но амбициозного постановщика с ярким художественным видением. Очевидным кандидатом в то время был британец Дэнни Бойл, который уже выпустил «Неглубокую могилу» и приступил к съемкам «На игле», но с ним договориться не удалось. Не сговорились продюсеры и с новозеландцем Питером Джексоном (будущим режиссером «Властелина Колец»), и с американцем Брайаном Сингером, которому Fox в дальнейшем доверила «Людей Икс». А вот француза Жан-Пьера Жёне, постановщика весьма специфических «Деликатесов» и «Города потерянных детей», голливудское приглашение увлекло.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы
Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Вообще-то Fox пыталась нанять Жёне вместе с его напарником и соавтором Марком Каро, поскольку в то время они считались неразлучным дуэтом. Но если Жёне хотел попробовать себя на «фабрике грез», то Каро это было совершенно неинтересно. В результате их дуэт распался, и Жёне и Каро больше как сорежиссёры не работали. Впрочем, этот «развод» был мирным, и Каро, художник и дизайнер по первой специальности, даже помог бывшему напарнику с дизайном скафандров для «Воскрешения».

С самого начала Жёне поставил Fox два существенных условия. Во-первых, он был готов снимать лишь при условии, что ему позволят создать картину в его фирменном мрачно-эксцентричном стиле, с гротескным юмором. Продюсеры на это согласились, поскольку они меньше всего хотели, чтобы новый «Чужой» оказался шаблоннной, ничем не примечательной лентой. Во-вторых, Жёне потребовал, чтобы ему разрешили привлечь к проекту нескольких ведущих членов съемочной группы, с которыми режиссёр работал во Франции. Прежде всего, это были оператор-постановщик Дариус Хонджи (уроженец Ирана, проведший детство во Франции и молодость в США) и супервайзер визуальных эффектов Питоф (Жан-Кристоф Комар), будущий режиссёр «Видока» и печально известной «Женщины-кошки». Студия согласилась и на это. Позднее Жёне шутил, что над фильмом работало столько французов, что «Воскрешение» было французской картиной – просто снятой в Америке на голливудские деньги.

Вместе с закадровыми сотрудниками Жёне нанял двух «своих» актёров – американского здоровяка Рона Перлмана, героя «Города потерянных детей» и будущего героя «Хеллбоя», и французского комика Доминика Пинона, играющего у Жёне во всех его картинах.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Также наёмников сыграли Майкл Уинкотт и Гэри Дурдан. Дэн Хедайя из «Коммандо» изобразил руководящего экспериментами генерала Переса, а Брэд Дуриф из хоррор-цикла «Детская игра» сыграл доктора Гедимана, экспериментирующего с Чужими и Рипли. Также в картине засветился Рэймонд Крус, будущий герой полицейских сериалов «Ищейка» и «Особо тяжкие преступления». Он сыграл солдата из охраны корабля, который вместе с наемниками и Рипли пытается сбежать от разбушевавшихся Чужих.

Позднее Джосс Уидон признался, что ему не нравился кастинг второстепенных ролей в «Воскрешении», поскольку у каждого из персонажей их характер был буквально на лице написан, и это не оставляло места для «неожиданных сюжетных ходов» («Зрители думают, что этот персонаж нормален, а он внезапно оказывается психопатом!»). Но это была особенность режиссёрского видения Жёне – набирать актёров с яркими, эффектными лицами, не требующими долгих пояснений («И так видно, что этот герой из себя представляет!»).

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Подчеркнутая визуальность подхода Жёне сразу стала очевидна всем членам группы, когда они увидели подготовленный им совместно с Уидоном режиссёрский сценарий. Каждый фрагмент, даже сугубо разговорный, сопровождался раскадровочным рисунком, поясняющим, как эта сцена будет сниматься. Конечно, подробными раскадровками в Голливуде никого не удивишь. Но даже те режиссёры, кто обожает их рисовать, редко включают их непосредственно в сценарий. При этом после завершения картины обнаружилось, что большинство сцен было снято в точном соответствии с раскадровками Жёне. Это тоже редкость, потому что съемочная площадка часто подсказывает лучшие решения, чем те, которые сложились в голове постановщика до начала съемок. И нужно быть абсолютным «визуалом», чтобы найти все наилучшие ракурсы задолго до появления в павильоне.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Приступая к голливудскому проекту, Жёне полагал, что в Америке всё будет совсем не так, как во Франции. Доверяя популярному мифу, он думал, что американские продюсеры с готовностью тратят деньги, но вставляют режиссёрам палки в колеса, когда те начинают художественные эксперименты и отходят от голливудских стандартов. Но на деле Жёне работал в Штатах так же, как во Франции. Продюсеры переживали из-за съемочных проволочек и лишних трат (бюджет в 70 миллионов долларов был достаточно существенной суммой, чтобы в неё можно было уложиться без сверхъестественных ухищрений), но позволяли Жёне снимать так, как он считал нужным. Так что, в отличие от настрадавшегося из-за конфликтов с продюсерами режиссёра «Чужого 3» Дэвида Финчера, француз здорово провел время на съемках своего «Чужого».

Конечно, это не означало, что снимать «Воскрешение» было просто, легко и приятно. Но Жёне должен был лишь решать художественные проблемы, а не, как в свое время Финчер, днем пахать на площадке, а по ночам ругаться с продюсерами и студийными чиновниками по другую сторону Атлантики.

Не спать ночами Жёне не приходилось ещё и потому, что, в отличие от трех предшественниц, его картина полностью снималась в Америке, на студии Fox в Лос-Анджелесе. На этом настояла Сигурни Уивер, которая сочла, что переезды из страны в страну выматывают группу и только мешают работать.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Съемки, которые проходили с октября 1996 года по февраль 1997 года, начались с самой сложной и опасной сцены – эпизода, в котором персонажи погружаются под воду и проплывают через затопленный корабельный камбуз. Этот фрагмент длится лишь несколько минут, но его съемки заняли целый месяц, и они потребовали основательной подготовки всех участвовавших в них актёров и членов группы.

Главная трудность этой сцены заключалась в том, что камбуз был полностью затоплен, и актёры в промежутках между дублями не могли всплывать на поверхность, чтобы подышать воздухом. Поэтому за пределами кадра звезд страховали водолазы с баллонами с воздухом и дыхательными трубками. Благодаря этому актёры могли десятки минут проводить под водой. Но, конечно, это все равно было неприятно и опасно. Особенно поначалу. Предварительно звёзды провели несколько недель, тренируясь в обычном бассейне, но есть большая психологическая разница между нахождением под водой в открытом бассейне и в закрытом «аквариуме».

Хуже всего пришлось Вайноне Райдер, которая в 12 лет едва не утонула и с тех пор панически боялась глубокой воды. Она надеялась, что ее сможет подменить дублерша, но, поскольку у ее героини была очень короткая прическа, лицо Колл было хорошо видно на экране. Так что Райдер пришлось победить страх и плыть вместе со всеми.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Для подводных съемок можно было арендовать большой «аквариум», но ближайшее место с достаточно большим бассейном было в калифорнийском городе Сан-Диего, и студия Fox решила, что лучше построить бассейн в одном из студийных павильонов и в дальнейшем использовать его для съемок других лент. Так что подводная декорация была оборудована в специально построенном аквариуме глубиной в 4,5 метра и длиной и шириной в 45 и 36 метров. Это позволило оператору-постановщику заранее определить, какое подводное освещение ему понадобится, и приказать надежно и безопасно вмонтировать источники света в стены сооружения. Поэтому актёрам и подводным операторам не угрожал случайный удар током от протянутых под водой кабелей и установленных в аквариуме подводных софитов.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы
Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Съемки сцены, в которой Рипли играет в баскетбол и попутно «надирает задницы» наемникам в рукопашной схватке, таких ухищрений не потребовали, но они также заставили Уивер основательно потренироваться. Жёне решил, что, чтобы продемонстрировать новые способности Рипли, героиня должна не глядя и небрежно, через себя, забросить мяч в корзину. Во время подготовки к картине Уивер научилась это делать с приличной точностью (она попадала один раз из шести бросков). Но в ходе съёмок оказалось, что актрисе придётся бросать мяч с куда большего расстояния, чем во время тренировок. На репетиции Уивер ни разу не поразила корзину, и Жёне смирился с мыслью, что придется потратиться на спецэффектный «бросок» с помощью компьютерной графики. Но, когда включили камеру, актриса после серии неудачных попыток все же точно забросила мяч в кольцо! Тоже снимавшийся в этой сцене Рон Перлман был так поражен, что вышел из образа и воскликнул «О боже!». К счастью, это не испортило дубль.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

В то время компьютерная графика уже входила в моду, но еще не использовалась постоянно, и многие спецэффектные сцены «Воскрешения» были созданы по старинке. Космические корабли были изощренными миниатюрными моделями, взрослые Чужие – каскадерами в костюмах, а монстры поменьше и побольше – хитроумными куклами-марионетками. Во многих сценах Чужого играл Том Вудрафф, руководитель спецэффектной студии Amalgamated Dynamics, ранее работавшей над «Чужим 3». Поскольку Вудрафф ранее был подчинённым Стэна Уинстона, он также трудился над «Чужими».

Перед началом съемок Жёне с ближайшими сотрудниками тщательно изучил три предыдущих ленты о Чужих, чтобы в своей работе не перечеркнуть достижения предшественников, а вдохновиться ими и пойти дальше – например, сделать дизайн монстров более детальным и убедительным. Наибольшую фантазию режиссёр и его коллеги проявили, когда работали над своим уникальным вкладом в цикл – «гибридным Чужим», соединившим в себе инопланетные и человеческие гены. Его главным отличием от предшествующих монстров были большие, почти собачьи глаза. Также у гибрида, по замыслу режиссёра, должен был быть стандартный пенис пикабушника, но студия решила, что без этой анатомической детали мутант как-нибудь обойдется.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

«Чужой: Воскрешение» вышел в прокат 26 ноября 1997 года. В Америке он прошел заметно хуже, чем его предшественник, но зарубежные сборы это скомпенсировали, и во всем мире 70-миллионная картина заработала столько же, сколько «Чужой 3», – 160 миллионов долларов. То есть она едва окупила студийные расходы.

Критики писали о ней более лестно, чем о фильме Дэвида Финчера, но даже защитники фильма признавали, что это в лучшем случае полуудача. Потому что Чужие у Жёне получились нестрашными, а картина – скорее причудливой, чем увлекательной, и больше смешной, чем драматичной. Со временем к хору критиков присоединился даже Джосс Уидон. Презрев голливудскую традицию не выносить сор из избы и не критиковать коллег и сотрудников, он как-то сказал в интервью, что «Воскрешение» – потрясающий пример того, как можно извратить сценарий за счет одних лишь ошибочных постановочных решений (кастинга, операторской и дизайнерской работы и так далее). Это была удивительно жёсткая критика, но Уидону, очевидно, надоело, что многие обвиняют его сценарий в художественном провале фильма.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Если «Чужого 3» со временем стали ценить всё выше и выше, то «Воскрешение» критиковали едва ли не чаще, чем тогда, когда лента вышла в прокат. Пока не начали клепать нечто без Рипли. Тут-то зритель и обомлел.

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Нет, господа-товарищи! Давайте считать настоящего "Чужого" только с Эллен Рипли(или её клоном).

Итак, у нас есть четыре фильма. И все они разных жанров: триллер, боевик, драма, приключения. И все они по своему прекрасны(главное не смотреть их в рафинированном дубляже, где зеки и вояки, увидев инопланетную тварь, пожирающую их товарища, говорят элегантное "ох, какая досада").

У «Воскрешения» есть определенные достоинства, и одно из них – его позитивность. Если в предыдущих лентах к финальным титрам почти никто не оставался в живых, то в «Воскрешении» от Чужих помимо Рипли спаслось несколько наёмников и немало военных. Так что, когда героиня в начале картины произносит запомнившуюся зрителям фразу о том, что размножение Чужих сулит неминуемую смерть, она преувеличивает. И её ошибка вселяет во вдумчивых зрителей надежду, что их собственные пессимистические прогнозы тоже могут оказаться преувеличением.

Ну а финал фильма даёт нам, поклонникам вселенной ксеноморфов, надежду, на то, что когда-нибудь, когда-нибудь мы увидим «Чужой 5: Fallout».

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы
Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз! Чужой 4: Воскрешение, Эллен Рипли, Длиннопост, Фильмы

Всё о кино

19.9K постов58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.