Заживо сожжённый
19 августа 1941 года, при разведке расположения войск противника в районе посёлка Кейла (Эстония), краснофлотец Е.А. Никонов получил в бою тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был схвачен гитлеровцами.
Подвергся пыткам, но военной тайны не выдал, был заживо сожжён на костре.
Евгений Александрович Никонов – участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Участвовал в обороне Таллина.
19 августа 1941 года боец отряда обороны главной базы Балтийского флота матрос Никонов (вместе с двумя другими бойцами) был отправлен в разведку за линию фронта.
При выполнении задания по разведке расположения войск противника в районе города Кейла получил в бою тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был схвачен врагом.
Отряду моряков противостоял батальон эстонских националистов «Эрна-I».
Отряд под командованием оберштурмбанфюрера СС Ганса Хирвелаана принимал участие в операции абвера «Плутон» по захвату ценностей Госбанка в Таллине.
В группе были эстонские солдаты, одетые в форму бойцов Красной армии и солдаты СС.
Пленный матрос представлял большую удачу для диверсионного отряда.
Благодаря ему возможно было узнать расположение и численность советских войск.
Однако Евгений Никонов отказался отвечать на все вопросы.
Его подвергли пыткам, но и это не дало результата.
Тогда его привязали к дереву, облили бензином и заживо сожгли.
Советские моряки отбили хутор, нашли тела погибших моряков, среди которых было и исколотое штыками, с выколотыми глазами обугленное тело Евгения Никонова.
Политрук Григорий Шевченко, находившийся в отряде, отбившем тела погибших моряков, и опознавший Никонова, в том бою был тяжело ранен в ногу, перенёс ампутацию, долго скитался по госпиталям.
Его донесение о подвиге Никонова погибло в море.
Но он был не единственным, знавшим о подвиге.
Уже в 1941 году на кораблях Балтийского флота появилась листовка, нарисованная фронтовым корреспондентом, с изображением казни неизвестного матроса – «Запомни и отомсти!».
Весной 1943 года листовка попала в руки Шевченко, благодаря которому и стало известным имя героя.
В новом издании плаката политуправления Балтийского флота уже были подробно изложены обстоятельства гибели Никонова и сказано о присвоении его имени торпедному аппарату лидера «Минск».
В 1956 году Горьковский обком комсомола обратился с ходатайством о присвоении Евгению Никонову звания Героя Советского Союза посмертно.
Звание было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября 1957 года.
