Записки практикующего коуча. О моей профессии

Коучинг - слово популярное, однако содержание его непонятно большинству моих знакомых. Одни считают, что я специалист из области маркетинга и буду с ними говорить о построении успешного бизнеса, другие думают, что я просто "модный" психолог и выпендриваюсь, а часть вообще принимает меня за сектанта :). Еще инфобизнес активно применяет слово "коучинг" в продвижении услуг без имеющихся на то оснований. В общем, могу понять, что иногда проще отмахнуться рукой от человека с профессией "коуч" и выбрать иного специалиста, нежели разбираться кто такой и зачем...


Несмотря на подобные трудности, я не устаю рассказывать и писать об этой замечательной профессии. Коучинг - это и поддержка, и вдохновение, и идеи... Классический недирективный коучинг не учит клиента как надо, не дает советов. Суть процесса работы коуча, и его ответственность, в задавании сильных сдвигающих вопросов и обратной связи об услышанном, увиденном. Все это помогает клиенту коуча самому находить наилучшее решение для себя.


Если сравнивать коучинг и консультирование или тренерство, то здесь принципиальные отличия: 1. коуч не является экспертом и не должен разбираться в области запроса клиента (клиент сам эксперт в своей жизни); 2. коуч не дает оценок клиенту, в т.ч. личности, статусу, текущей ситуации; 3. коуч не дает советов и рекомендаций. По этим основаниям все то, что предлагает инфобизнес, зачастую не является коучингом, хотя так инфобизнесменами называется. Можно совмещать коучинг и консультирование/консалтинг, но если выходить из роли коуча в роль консультанта, делать это по просьбе и с согласия клиента, поясняя: "сейчас будет не коучнг".