Заметка об украинцах и беларусах
Первым делом я хочу записать эту статью вне политики, вне актуальных событий, а исключительно как ретроспективный поверхностный исторический анализ украинского и беларусского народов. Также я не могу не сказать, что я сам годами находился в плену многочисленных великорусских мифов и для меня данная заметка является важной вехой в саморазвитии, в борьбе с собственным шовинизмом.
Цель заметки - доказать фактическое существование украинского и беларусского народов и их права на независимый от русского народа выбор.
Для начала, необходимо утвердить важнейшее в этом вопросе правило - разделение некогда единого этноса на более мелкие в доиндустриальную эпоху абсолютно нормально. Помимо естественных колоссальных пространств, которые вынуждены были преодолевать и люди, и информация, процесс дробления культур ускоряется за счёт политической и религиозной раздробленности. Именно поэтому, например, в Испании до сих пор существует угроза сепаратизма басков и каталонцев, во Франции - бретонцев и окситанцев, Германия и Италия до сих пор представляют лоскутное одеяло, а Шотландия совсем недавно чуть было не отделилась от Великобритании в ходе референдума.
Древнерусский народ - это настоящий культурный феномен в истории. Вокруг православного народа сложились государства католиков и мусульман; вокруг славянских народов жили тюркские, германские, финно-угорские и многие другие народы, отличающиеся от русин важным атрибутом культуры - языком. Наконец, вся территория распадающегося Древнерусского государства имела политическую связь - на ней правили Рюриковичи. Наконец, на территории Восточно-Европейской равнины практически отсутствовали крупные разделители культуры (за исключением, пожалуй, Волги). Именно эти четыре причины обусловили быстрое плавление отдельных племён в народ, осознающий связи друг с другом от Новгорода до Киева, от Владимира до Полоцка.
Тем не менее, дробление жителей Древнерусского государства одновременно с дроблением собственно самого государства видно невооружённым глазом, причём до монгольского нашествия. Более того - нет никаких оснований полагать, что в гипотетическом альтернативном мире "без монголов" дробление остановится или повернёт вспять. В Полоцком княжестве (практически полностью находящемся на территории современной Беларуси) ещё в начале 11 века на трон села самостоятельная династия; в Великом княжестве Владимирском сложилась правящая династия потомков Владимира Мономаха; в Новгороде и Пскове сложились боярские республики; в Южной Руси - Русское Королевство Даниила Галицкого. Причины разделения очевидные - различные города, ветви династии и земли преследовали свои узкие экономические и политические цели, а экономический базис феодализма не подразумевал возможности и необходимости в складывании единого рынка и взаимодополняемой экономики. Кроме того, собственно экономическое и культурное - а с ними и военное - могущество домонгольской Руси очевидно, поскольку отдельно взятые княжества могли вести и вели успешные военные действия как с соседями, так и друг с другом.
Всё вышеперечисленное крайне важно, поскольку доказывает, что политическое и культурное обособление регионов домонгольской Руси - не чьё-то вражеское влияние, но естественный и неизбежный ход вещей.
Полоцкое княжество выделяется из Древней Руси при Изяславе Владимировиче в начале 11 века. В 14 веке оно входит в состав Великого княжества Литовского. В 1569 году по Люблинской унии Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в Речь Посполитую Обоих Народов. Только в 1772-1795 гг. - во время трёх разделов Речи Посполитой - территории нынешней Беларуси вошли в состав Россиийской Империи.
Левобережная Украина и Киев входят в состав России раньше - ещё в 17 веке, в ходе собственной крестьянской освободительной войны и в ходе русско-польских войн, по условиям Вечного мира в 1686 году. Правобережная Украина входит в состав России только в 1793 году в ходе второго раздела Речи Посполитой.
Фактическое складывание беларусского и украинского народов происходит на фоне языковых и религиозных отличий от сначала литовской, затем - польской правящей элиты.
Украинцы в составе Литвы и Речи Посполитой отождествляли себя с жителями Древнерусского государства, иными словами - с русинами, с русскими. Это доказывают письменные документы, в которых выходцы из этих территорий фигурируют именно под таким названием. Само слово "украинцы" - поздний новодел, которым обозначали жителей окраины ("украины"). Точно так же Белая Русь традиционно относилась к Северной или Северо-Восточной Руси, однако через польскую литературу перешла на территорию современной Беларуси.
Всё вышеописанное создаёт весьма очевидную, но печальную картину - фактический этногенез при политическом, экономическом и культурном господстве иностранцев, исповедующих другую религию и говорящих на другом языке. Разумеется, это не мешало в литовский период существовать могущественному русскому дворянству и боярству, а в польский период - украинским и беларусским деятелям во всех сферах жизни.
Ещё один весьма печальный в истории украинского и беларусского народов компонент - многовековой пограничный статус. Буквально живя на фронтире, именно они принимали на себя всю тяжесть насилия войн в Восточной Европе.
Очень красиво было бы закончить на ноте воссоединения Украины и Беларуси с Россией в ходе разделов Речи Посполитой, однако история украинцев и беларусов не закончилась. С этого момента и до распада Советского Союза у трёх братских народов восточных славян была общая история. Мы вместе прошли такие этапы, как Отечественная война 1812 года, освобождение крепостных крестьян в 1861 году, Первая Мировая война, Октябрьская революция, Вторая Мировая война, Холодная война, а также процессы индустриализации, урбанизации, получение всеобщего образования, голод 30-х годов 20 века и запуск первого человека в космос. В этот период три братских народа сосуществовали в едином государстве и одинаково разделяли тяготы и успехи в общем государстве. В том числе, благодаря воссоединению рядовые украинцы и беларусы получили возможность свободно обрастать собственной культурой. В конечном счёте в составе Советского Союза они добились государственности, получили право говорить на родном языке. Наконец, в 1991 году их государства бескровно и при поддержке народа-освободителя добились полной самостоятельности и независимости - впервые в истории своих народов.
Я уверен, что многих украинцев и беларусов - как и русских, о чём я подробно писал в предыдущей заметке - мучает чувство нищеты собственной истории, что - как и русских - толкает их к фантазиям, лженауке и поиску виноватых в лице польских и русских оккупантов. В свою очередь, многие мои соотечественники, ведомые грёзами об утраченном величии, отрицают сам факт существование собственных культуры, истории, политических и культурных деятелей Украины и Беларуси. На самом деле, речь идёт о трагедии, из-за которой два фактически сложившихся этноса практически всю свою историю существовали в экономической нищете под гнётом иностранного феодального ига.
Я также уверен, что банальное взаимоуважение и добрососедство на основе общей истории, родственных языков и географической близости смогут привести все три страны к дружбе народов.