"Зал*па Иваныча": Обзор фильма
Казалось бы, тополиный пух, жара, июнь – время топовых американских блокбастеров, но в инфополе их всех неожиданно затмила социальная драма российского производства. Интернет, без шуток, сошёл с ума, и все только и говорят о «Зал*пе Иваныча». Но заслуженно ли? Я, конечно, не буду кривить душой и сразу же могу подтвердить: фильм однозначно годный. Но годный ли он до такой степени? Оправдывает ли он свой хайп? Так сказать, не переоценён ли он?
Давайте разбираться.
Отчасти эффект разорвавшейся бомбы «Зал*па» могла произвести за счёт низкой планки ожиданий: постер обещает нам очередную мрачную драму о том, как хреново жить на Руси, и видит Бог, за последнее годы нас уже накормили и перекормили этим супом сверх всякой меры. Чего уж там, я сам приступил к просмотру фильма с изрядной долей скептицизма и уже приготовился закатывать глаза, как я инстинктивно делаю при просмотре картин Юрия Быкова. И поначалу картина поддерживает это ощущение, создавая своим визуалом и персонажами классический вайб «хорошо не жили – нечего и начинать».
А потом вдруг оголяется истинная суть «Зал*пы». И это, без сомнения, перетряхивает зрителя только в путь, причём эффект сохраняется на протяжении всех последующих двух часов. Мощь, определённо мощь, и в такой связи можно даже закрыть глаза на этот явно предумышленный обман с тоном. Я вам даже больше скажу – обман явно был сделан умышленно и является, по сути своей, метакомментарием.
То есть смотрите, ребята, какая херня: нам наше родное медиа стабильно, каждый день и круглый год, гонит хтоническую тоску. И вот это вот тоска в медиа, в кино и сериалах, в играх и шутках, мемасах про Расчленоград и Спидоград, про Россия для грустных, безысходность, и что из Омска нельзя уехать, и т.д. и т.п. – это все прививает нам определённый жизненный наратив.
Для простоты мысли остановимся чисто на кино. Среднестатистический русский фильм, в попытках показать реальность, показывает только одну сторону этой реальности, и тем самым формирует новую реальность, влияя на наше восприятие. А это уже выливается в создание нового, ещё более угнетающего контента, который формирует ещё более угнетающую реальность у нас в восприятии. И цикл этот все идёт и идёт, и мы сами уже искренне верим, что живём в Мордоре, на архипелаге ГУЛАГ, при том что объективно то все вокруг как минимум неплохо.
И вот режиссёр «Зал*пы Иваныча» в своём, без шуток, эпохальном труде показывает нам, что да, есть проблемы, и да, не все идеально в стране, но есть и хорошее, и светлое, и оно тоже рядом. Был бы очередной мрачный бездарь у руля, и мы получили бы ещё один мрачняк про печаль печальную, где все плохо и все тлен, и Иваныч если и не умер, то лучше ы все же умер, отмучался бы хоть («отмучался», кстати, тоже часть этого национального наратива). Вместо этого у Ивановича все в конце фильма довольно неплохо, плюс-минус. Кстати да, в обзоре будут лютые спойлеры.
И обратите внимание на вот какой момент: в конце вот этой типичной киношной деревни российской больше нет, исчезла без следа вместе со всеми её типичными жителями. Словно её и не было. И в последних кадрах режиссёр как бы вопрошает нас, причём вопрошает без слов, именно через визуальное искусство: а была ли вообще эта деревня?
Возвращаясь к вопросу из заголовка, я заявляю, твёрдо и чётко: «Зал*па Иваныча» не переоценена. Да, в сюжете есть пара слегка натянутых моментов в духе «ой как же удачно все совпало», мелкие киноляпы (куда уж без них), и местами таки проглядывается скромный бюджет картина. Но зато какая нескромная у «Зал*пы Иваныча» форма, какой размах!
Это буквально знаковая веха в русском кино, глава в будущем учебнике по киноискуству, нравится вам это или нет. Поворотная точка, если хотите. И может быть один этот фильм не изменит этого нашего национального нарратива в печаль и страдания, в конце концов это всего лишь один единственный фильм на два часа с копейками. Пусть так.
Но по крайне мере «Зал*па Иваныча» указала нам новое направление.