Законы библиопсихологии по Полю Отле
Данная статья относится к Категории: Научно-популярная проза
«Основными законами библиопсихологии являются следующие:
A. Закон В. Гумбольдта-Потебни: «Слово - возбудитель, а не передатчик мысли».
Б. Закон Э. Хеннекина: «Книга производит максимальное впечатление на читателя, чья психическая организация наиболее аналогична авторской».
B. Закон И. Тэна: «Раса, среда и исторический момент определяют мышление читателей».
Г. Закон Р. Семона: «Понимание книги - функция мышления читателя, то есть совокупности энграмм, образованных в его мнеме».
Д. Закон Э. Маха: «Экономия времени и сил читателя возрастает в зависимости от близости типа книги к типу читателя».
Библиопсихологические исследования позволяют, таким образом, констатировать функциональную взаимозависимость трёх факторов:
1) Читателя,
2) Книги,
3) Автора, и выражать это цифровыми коэффициентами.
Из этого вытекает, что книга может использоваться как реактив на читателя и наоборот.
Недавно библиологическая психология пошла дальше. Она опирается теперь на космические законы, пишет г-н Рубакин, она больше не изучает только явления книги и литературы с точки зрения общества и положений естественных наук. Она стремится к тому, чтобы формулировать закон и критерии беседы. Она уже сформулировала и экспериментально доказала важный закон эмоциональных созвучий и диссонансов.
Этот закон - настоящее основание для практической работы в области книги и в области речи. Он определяет библиопсихологию как науку вербального поведения, изучающую функциональную зависимость между восприемником, агентом и средой (временем и пространством)».
Поль Отле, Трактат о Документации / Библиотеки, библиография, документация: избранные труды пионера информатики, М., «Фаир-пресс»; «Пашков дом», 2004 г., с. 246.
Изображения в статье
Изображение Free-Photos с сайта Pixabay
Изображение Peggy und Marco Lachmann-Anke с сайта Pixabay