4

Захват SpaceX SLC-6 открывает новую главу для знаменитого старта

Автор Крис Бергин, 26 апреля 2023 года
Первоисточник

Космический челнок Discovery пролетает над SLC-6 Ванденберга. Предоставлено НАСА

Одна из самых знаковых стартовых площадок в мире, космический стартовый комплекс #6 военно-космической базы Ванденберг (SLC-6), будет арендована SpaceX. Подтверждение пришло после того, как полковник Дж. Роб Лонг, командир Delta 30 (SLD 30), подписал заявление в поддержку аренды SpaceX для запуска миссий Falcon 9 и Falcon Heavy со стартовой площадки.

SLC-6 находился под управлением United Launch Alliance (ULA) для запуска своих ракет Delta на западном побережье, прежде чем покинуть площадку после последнего запуска Delta IV Heavy в сентябре 2022 года. Космодром, как известно, должен был стать стартовой площадкой для космического челнока на западном побережье, прежде чем планы были отменены в середине 80-х.
Однако до приобретения ULA стартовой площадки история SLC-6 состояла из несостоявшихся запусков.

Первоначально работы на комплексе начались 12 марта 1966 года для поддержки запусков модифицированной ракеты Titan III в рамках подготовки к запуску пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL). В связи с обязательствами по выходу на полярную орбиту SLC-6 Ванденберга провел обширную работу по подготовке площадки к запуску серии 30-дневных миссий.

SLC-6 в период его строительства. (Фото: NSF / L2)

Однако три года спустя программа была отменена, что привело к тому, что SLC-6 была законсервирована.

Еще до первого запуска Space Shuttle Ванденберг был выбран в качестве второй стартовой площадки для новейшей космической программы Америки. Для гражданских и военных полезных нагрузок, требующих экваториальных орбит, полеты шаттлов будут запускаться с двух площадок Космического центра Кеннеди (KSC), LC-39A и LC-39B, в то время как военные полезные грузы, требующие полярных орбит, будут запускаться с SLC-6.

Решение выбрать Ванденберга было вызвано множеством факторов, начиная от больших штрафов за полезную нагрузку, связанных с отклонениями полярной орбиты от KSC, и опасностей, связанных с пролетом над штатами США, в частности Южной Каролиной, во время выведения. Также существовал риск того, что из-за аварийного коридора выведения из строя внешнего бака он мог бы упасть на землю над Канадой и Россией – в отличие от обычного аварийного коридора над Индийским океаном.

Это решение было принято еще в 1972 году, когда SLC-6 был утвержден в качестве места базирования Space Shuttle на Западном побережье в 1975 году – за целых шесть лет до запуска STS-1 с 39A.

Модификации SLC-6 для подготовки площадки к запуску Space Shuttle. (Фото: NSF / L2)

Поскольку весь парк шаттлов НАСА размещен в KSC, преобразование SLC-6 произошло в период с 1979 по 1986 год. Это было значительное мероприятие, обошедшееся примерно в 4 миллиарда долларов, даже с урезанной версией установки KSC. Все значимые здания площадки были сохранены в тех же местах, хотя планы по размещению центра управления запуском всего в 500 ярдах от площадки вскоре были изменены, чтобы разместить его подальше от взрывоопасной зоны.

*Фотографии конструкции L2 SLC-6 и рассказы инженеров шаттла**

Большое здание для подготовки полезной нагрузки будет расположено рядом со зданиями для замены полезной нагрузки и сборки шаттлов. С установленной сервисной конструкцией и пусковой установкой мобильная сервисная вышка была размещена в дальнем конце площадки. Сборочные и сервисные структуры были на рельсах и должны были откатиться перед запуском.

SLC-6 в надлежащей конфигурации для поддержки Shuttle. (Фото: NSF / L2)

Космический шаттл Enterprise продолжил свою послеполетную тестовую роль в качестве транспортного средства для проверки пригодности, которой она наслаждалась в KSC. Когда команды на SLC-6 были готовы к проверке пригодности, Enterprise был доставлен самолетом в Калифорнию и покатился по узким дорогам, которые уже были расширены, чтобы соответствовать размаху его крыльев, на стартовую площадку Ванденберга.

На SLC-6 Enterprise участвовал в серии тестов, которые отрабатывали подготовку орбитального аппарата, готовящегося к своему следующему полету. Это включало в себя сопряжение с внешним баком (ET) и твердотопливными ракетными ускорителями (SRBS) на SLC-6. По словам работников Ванденберга, во время этих испытаний пришлось преодолеть множество проблем, в основном связанных с необходимостью адаптации к совершенно новой стартовой установке.

Enterprise на планшете во время проверки соответствия на SLC-6. (Фото: NSF / L2)

Тем не менее, испытания в конечном итоге были завершены, и началась подготовка к отправке космического челнока Discovery на западное побережье. Ванденберг станет ее новым домом для будущих миссий ВВС США на полярные орбиты.

*L2 Восстановил фотографии с шаттла SLC-6**

Discovery должен был пройти проверку готовности к полету на площадке перед миссией, которая имела несколько обозначений миссии, включая STS-1V и STS-62A. Пилот STS-1 Боб Криппен должен был быть командиром, запуск запланирован на 15 октября 1986 года.

Экипаж STS-62A, который должен был совершить первый полет шаттла из Ванденберга. (Предоставлено НАСА)

Однако все остановилось в начале 1986 года после потери космического челнока Challenger во время STS-51L и, как следствие, прекращения полетов шаттлов. Некоторые эксперты утверждают, что это была не единственная причина, по которой операции шаттлов прекратились на SLC-6. Тем не менее, учитывая последствия трагедии, в результате которой ВВС США отказались от использования шаттла для военных целей, основное обоснование использования Ванденберга для запусков шаттлов было утрачено.

Интересно, что позже выяснилось, что если бы Шаттл продолжил свой путь к дебюту на Западном побережье, другие проблемы, связанные с самой площадкой, повлияли бы на операции шаттла и общее использование SLC-6 для программы. Эти проблемы варьировались от отсутствия очистки сточных вод до необходимости дополнительного водоснабжения для системы шумоподавления на стартовой площадке.

Последний вопрос вызвал серьезные опасения по поводу того, как ударные волны акустической энергии, создаваемые SRBS, отразились бы от холмистого ландшафта вокруг SLC-6. Однако бывшие работники Shuttle не согласны с этим вопросом, некоторые утверждают, что это никогда бы не вызвало беспокойства. Испытания проводились с использованием вертолета, зависшего над площадкой на различных высотах, прежде чем время от времени срабатывали взрывчатые вещества для измерения отраженной акустической энергии.

SLC-6 с воздуха. (Фото: NSF / L2)

Были также опасения по поводу более проблемного обледенения транспортного средства, чем во Флориде, поскольку лед представляет опасность для обломков при подъеме, вплоть до риска взрыва, связанного с захваченным газообразным водородом из-за компактности стартовой площадки.

Однако эти проблемы также были решены заблаговременно. Удивительно, но для борьбы с туманом и влажностью, которые могут привести к образованию льда на космическом корабле, команды установили два реактивных двигателя за пределами площадки с воздуховодами, проходящими между баком и орбитальным аппаратом, чтобы растопить лед. Кроме того, для решения проблем с захватом газа было использовано решение для впрыска пара.

Enterprise на SLC-6 - через NSF / L2

Было много других историй, некоторые довольно забавные, например, о том, что для очистки воздуховодов от мусора требовались мыло и вода, а туалетная бумага заполняла фильтры HEPA на стартовой площадке.

Поскольку использование Ванденберга в качестве объекта для запуска шаттлов больше не планировалось, потребовались усилия в размере 4 миллиардов долларов для вывода из эксплуатации SLC-6, что привело к его официальному останову в 1989 году.

Надежды на то, что с SLC-6 наконец осуществится запуск, возросли всего несколько месяцев спустя, когда компания Lockheed Space Operations Company получила контракт ВВС США на наземную систему для преобразования площадки в стартовый комплекс Titan IV / Centaur. По иронии судьбы, это вернуло бы SLC-6 к временам Titan III, когда команды готовились к MOL. Однако, как и MOL, планы были отменены из-за недостаточных требований к запуску Titan IV с западного побережья.

В середине 1990-х SLC-6 наконец-то стал свидетелем запуска, когда на бывшей пусковой стартовой площадке Shuttle была установлена небольшая платформа «milkstool» для ракеты-носителя Lockheed-Martin I (LMLV-1). Запуск LMLV-1 был первой ракетой, запущенной на этой небольшой установке, хотя и с аварией во время подъема.

LMLV-1 позже была переименована в Athena I, а 22 августа 1997 года состоялся успешный запуск спутника НАСА Lewis на орбиту с SLC-6. Ракета Athena 2 также успешно стартовала с SLC-6 два года спустя с запуском спутника Ikonos.

Планы по возвращению больших ракет-носителей к SLC-6 будут предложены в конце этого десятилетия, когда Boeing выберет и модифицирует SLC-6 для своего семейства ракет Delta в рамках программы Министерства обороны Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV). С последующим переходом в United Launch Alliance (ULA) с SLC-6 будут проведены многочисленные запуски ракет Delta IV и Delta IV Heavy.

Последний запуск ULA с SLC-6 состоялся в конце сентября 2022 года с помощью ракеты Delta IV Heavy. ULA постепенно выводит из эксплуатации свои ракеты Delta и Atlas V, которые будут заменены их будущей ракетой-носителем Vulcan-Centaur. Для стартовой площадки Vulcan на западном побережье ULA будет использовать свою бывшую площадку Atlas SLC-3.

Ходили слухи, что Blue Origin может заинтересоваться будущим SLC-6 до неожиданного объявления о том, что SpaceX арендовала комплекс. В SLD 30 отметили, что решение стало результатом стратегии распределения стартовых площадок, процесса оценки пригодности различных стартовых площадок для различных типов ракет и полезной нагрузки.

SpaceX уже запускает Falcon 9 с Ванденберга, используя SLC-4E. Согласно первоначальным планам, это также должна была быть платформа, способная работать с Falcon Heavy. Передача SLC-6 SpaceX объяснила, что Falcon 9 и Falcon Heavy будут запускаться с недавно приобретенной платформы.

Рендер Falcon Heavy на SLC-6. (Автор: Джей Дешелтер из NSF)

Несколько интересным является то, что таков был план первоначального использования стартового комплекса SpaceX в Бока-Чика, штат Техас, – до того, как планы превратились в Starbase и центр запуска и производства их ракеты Starship. Утверждалось, что если бы SpaceX выбрала место запуска Starship на Западном побережье, SLC-6 был бы предпочтительным вариантом.

SLD 30 добавил, что это решение было частью первого раунда распределения стартовых площадок, и дополнительные раунды распределения произойдут после дальнейшего операционного анализа.

«Это захватывающее время для базы космических сил Ванденберг, главной стартовой площадки нашей страны на Западном побережье для военных, гражданских и коммерческих космических операций», - сказал полковник. Роб Лонг, командир SLD 30. «Это соглашение дополнит богатую историю SLC-6 и укрепит и без того прочное партнерство со SpaceX».

Космическая движуха

2.2K постов1.5K подписчика

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."