Загадки моря. Пропавший в Атлантике

Море всегда было опасной стихией. Даже сейчас, в современный нам век, то и дело происходят несчастные случаи с, казалось бы, абсолютно надёжными кораблями на вдоль и поперёк изученных морских трассах. Но даже море куда как более безопасно, чем небо. Летать люди научились совсем недавно, катастрофы и происшествия с летающими машинами случаются куда как чаще, чем с плавающими. Ну а если катастрофа произошла над морем, то шанс того, что всё закончится хорошо, и вовсе ничтожен. Правда, у судьбы всегда свои планы на будущее, и иногда происходит так, что мы никогда не узнаем, что же произошло с теми, кто должен был выжить и спастись.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Отгремела величайшая в истории человечества война. Но вслед за ней тут же развязалась новая, холодная война сверхдержав. Пусть и не столь кровопролитная, но всё же уносящая жизни людей, которые посвятили себя служению своим странам, облачившись в военную униформу. Наращивание и совершенствование новых видов вооружения, а также противостояние по всей земле, от океанских глубин до ближнего космоса, стали повсеместными в эти годы. И неудивительно, что платой за эту гонку были человеческие жизни.


По окончании Второй мировой войны бывшие союзники стали врагами. И Фултонская речь Черчилля стала этому фактически официальным подтверждением. Гонка вооружений началась и продолжалась не одно десятилетие. Разработки учёных и новые тактики одарённых стратегов — вот что стало во главу угла.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Douglas C-124A Globemaster II


23 марта 1951 года транспортный самолёт американских ВВС Douglas C-124A Globemaster II из 509-й бомбардировочной группы совершал рутинный авиаперелёт. Курс его пролегал из авиабазы Уокер, расположенной неподалёку от столь прославившегося немного позже городка Розуэлл (штат Нью-Мексико), на базу Лейкенхит в Великобритании. Военное союзничество между странами подразумевало постоянный обмен разведывательной и тактической информацией, а также совместную подготовку военных специалистов для будущего, как тогда все считали, конфликта.


Накануне, 21 марта, C-124A совершил перелёт из базы Уокер на базу Баркссдейл и утром следующего дня принял на борт группу высокопоставленных офицеров. Возглавлял её бригадный генерал ВВС США Пол Томас Каллен (англ. Paul Thomas Cullen). Он являлся крупным специалистом по воздушной разведке и направлялся в Англию, чтобы на месте сформировать 7-ю авиационную дивизию стратегической авиации. После этого самолёт произвёл ещё один перелёт с промежуточной посадкой на авиабазе Лоринг, где был дозаправлен для перелёта через Атлантику, а также погрузил на борт груз из пустых топливных баков для бомбардировщиков и шин шасси. Пилоты получили новую сводку по погоде и отправили самолёт в полёт.


Такие перелёты были обычным делом, и, несмотря на усиливающееся противостояние сверхдержав, в воздухе союзники чувствовали себя уверенно, так как СССР не обладали на тот момент развитой авиацией и тем более не могли оказаться так далеко к западу от своих границ. Однако спустя несколько часов рутина превратилась в ЧП.


В пятницу, 23 марта, в 01.06 по Гринвичу радист с борта C-124A доложил о том, что самолёт находится в точке, расположенной около 1500 километров юго-западнее побережья Ирландии, а затем через час сообщил о пожаре на борту и подал сигнал бедствия.


Так точно и не выяснено, что послужило причиной возгорания, потому что по результатам дальнейших событий — это было просто невозможно. Однако военно-транспортный самолёт — серьёзная и прочная машина и, невзирая на огонь на борту, пилоты приняли решение сажать самолёт на воду. Стоит отметить мастерство и профессионализм экипажа, благодаря которым самолёт успешно приводнился в точке с координатами 50°45′ с. ш. 24°03′ з. д., причём полностью уцелел, а при посадке не погиб ни один человек. Несмотря на успешное приводнение, он не был летающей лодкой, способной долго оставаться на плаву, и должен был вскоре затонуть. Прежде чем это произошло, экипаж и пассажиры успели пересесть на пять спасательных плотов, захватив с собой припасы, воду, сигнальные ракеты и аварийные радиостанции.


Благодаря радиостанции и стало известно точное место приводнения, на поиски был поднят американский Б-29. Прибыв по координатам, пилоты обнаружили плоты и находящихся в них людей, запускающих сигнальные ракеты, и доложили об этом на базу, подтвердив место аварийного приводнения C-124A. К сожалению, Б-29 не был оборудован хоть каким-либо спасательным оборудованием и, истратив запас топлива, был вынужден вернуться на базу. Это считается последним моментом, когда экипаж и пассажиров C-124A видели в живых.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Б-29, такой же самолёт участвовал в поисках C-124A


На следующий день, 25 марта, примерно 19 часов спустя, по координатам, переданным Б-29, прибыли спасатели. Однако не обнаружили там никого. Учитывая морские течения и возможный дрейф неуправляемых плотов, район поисков был расширен, и к ним подключилось несколько десятков судов, включая подводные лодки и действовавший в том районе авианосец USS Coral Sea (CV-43). В процессе поисков на всё расширявшейся области были обследованы несколько тысяч квадратных миль, однако не было найдено никаких следов потерпевших крушение. Единственными находками стали: почти полностью сдувшийся спасательный плот и портфель одного из офицеров, что был пассажиром на самолёте. Больше ничего.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

USS Coral Sea (CV-43), 1955 год, Средиземное море


Поиски не дали никаких результатов. Находясь в спокойном море, имея при себе оружие, средства связи, а также запасы воды и продовольствия, 53 человека, 9 из которых были членами экипажа самолёта, исчезли бесследно.


Согласно законам США все документы, касающиеся поисковых операций, проводимых вооруженными силами, были засекречены. Однако в 2011 году согласно действующему в США Закону о свободе информации эти документы были обнародованы по запросу заинтересованных лиц.


Судя по выводам комиссии, самолёт практически не был повреждён при посадке на воду, об этом свидетельствовало совсем небольшое количество поднятых обломков. Не было найдено никаких доказательств, что во время полёта на борту произошло хоть что-либо, что могло бы стать причиной возгорания или выхода его из строя. Имелись косвенные улики, что пожар мог возникнуть уже после приводнения, однако точных подтверждений этому нет. В анализе обломков принимали участие специалисты компании-изготовителя самолёта, так что причин сомневаться в правдивости выводов нет.


Сразу после загадочного исчезновения одной из версий было участие в инциденте СССР. Предполагалось, что в этом районе могли действовать советские подводные лодки, и, учитывая важность находившегося на борту генерала Каллена, они могли спланировать акцию по его похищению. В условиях стремительно нарастающего взаимного противостояния США и СССР такая теория просто не могла не возникнуть. Однако логично предположить, что, учитывая большую активность сил союзников в этом регионе, СССР не стали бы рисковать своими кораблями, так как ценность находившихся на борту самолёта офицеров всё же была не столь высока, как опасность потерять подводную лодку.


Ни один из боевых кораблей США и союзников, находившихся в это время по маршруту полёта C-124A, не обнаружил никаких следов гипотетической подводной лодки. Специалисты Douglas Aircraft Company, обследовавшие обломки самолёта, не нашли никаких подтверждений, что посадка на воду была спровоцирована диверсией или же каким-либо взрывчатым устройством, что подтверждало бы версию намеренного саботажа.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Примерное место приводнения C-124A согласно Фонду безопасности полётов (Flight Safety Foundation) США


Причин исчезновения 53 человек так и не было найдено и спустя некоторое время они были объявлены погибшими.


Стоит отметить, что такое исчезновение стало на тот момент крупнейшим по числу жертв авиационных катастроф. Но было далеко не последним, которое произошло в столь загадочных обстоятельствах. В 1956 году в той же Атлантике так же бесследно исчез самолёт ВМС США Douglas DC-6, перевозивший группу офицеров. После двухнедельных поисков, единственным результатом которых был лишь пустой спасательный плот, все летевшие на нём так же были объявлены погибшими. Никаких следов экипажа или пассажиров так же не было найдено.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Douglas DC-6


Эти несколько инцидентов отнюдь не все странные аварии, происходившие в воздухе над океанами. Однако их выделяет то, что все усилия двух самых могущественных на тот момент флотов, США и Великобритании, по поиску потерпевших крушение не привели к положительному результату. На известном вдоль и поперёк маршруте передвижения так и не было найдено никаких следов и даже намёков, что же могло произойти на самом деле.

Загадки моря. Пропавший в Атлантике США, История, Самолет, Авиакатастрофа, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.