Зачем в СССР решили сохранить тело Ленина?

Как известно, лидер большевиков Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. А уже 25 января Президиум Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР постановил: тело Ленина земле не предавать, а забальзамировать и поместить «на сохранение в склеп» у Кремлёвской стены (слово «мавзолей» тогда ещё не использовали). Значит, решение о мумификации вождя было принято в течение этих четырёх суток — между 21 и 25 января. Что же произошло за эти дни?

Идея Обуха завоёвывает массы

Первым предложение забальзамировать тело покойного высказал лечащий врач Ленина — Владимир Обух. Произошло это 21 января, сразу после смерти вождя пролетариата. Идея понравилась. Правда, первое время члены только что организованной Комиссии по организации похорон Ленина рассматривали по инерции план традиционного захоронения (на Красной площади, рядом с могилой Свердлова). Но идея Обуха, ушедшая уже к тому времени «в народ» (в большевистские низы), быстро набирала популярность.

В комиссию посыпались петиции от трудящихся с просьбой — сохранить тело гения революция для потомков. Комиссия оперативно отреагировала на настроения трудящихся, и уже 23 января стал рассматривать» вопрос именно бальзамировании и помещения в общественно доступный склеп (мавзолей).

Ленин предпочёл бы крематорий?

Мнения большевистской верхушки по этому поводу разделились. За мумификацию выступали Феликс Дзержинский, Вячеслав Молотов, Григорий Зиновьев, Иосиф Сталин.

Против — разумеется, родные и близкие Ленина (те старые большевики, которые были дружны с Лениным как с человеком, а не как с «символом революции»). Мнение несогласных хорошо высказал Владимир Бонч-Бруевич: «Я подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому и высказался отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против та кого обращения с собой: он всегда выска зывался за обыкновенное захоронение или за сожжение, нередко говоря, что не обходимо и у нас построить крематорий».

Надежда Крупская, вдова Ленина, позднее писала: «Когда у наших возник проект похоронить Владимира Ильича в мавзолее, я ужасно возмутилась — его надо было похоронить с товарищами, вместе по Красной стеной пусть лежат…».

Против высказался и Лев Троцкий. О считал, что такое отношение к телу покойника больше подходит для древних религиозных культов, а не для победившей революции.

«Ильич должен физически остаться с нами…»

Однако поток писем с предприятий и м зовых большевистских организаций не иссякал. «Необходимо, чтобы Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся», — писали, например, работники Путиловского завода.

«Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет», — вторили путиловцам рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы.

Такое двойное давление — со стороны рядовых коммунистов и от видных большевиков (Сталин, Дзержинский, Зиновьев) — заставило родных смириться. Комиссия по организации похорон признала необходимым «сохранить тело Ленина для пролетариата» на максимально долгий срок (рассчитывали, как минимум, на столетия).

Египетская пирамида у стен Кремля

25 января 1924 года Президиум Центрального исполнительного комитета СССР выпустил то самое постановление о сооружении Мавзолея у Кремлёвской стены и о помещении в него бальзамированного тела Ленина. На следующий день на II Всесоюзном съезде Советов постановление утвердили.

Но ещё ранее, в ночь на 24 января, когда соратники Ленина уже определились с решением судьбы останков вождя, архитектор Алексей Щусев получил срочное задание: за три дня (к 27 января, дню похорон) возвести на Красной площади Мавзолей. Конечно, тогда речь шла о временной деревянной конструкции.

Щусев задание партии выполнил в срок. Получилось нечто среднее между египетской пирамидой Джосера и вавилонскими зиккуратами. 27 января 1924 года в этом временном Мавзолее было помещено тело Ленина. Само здание было открыто дм всех желающих попрощаться с вождём.

Как склеп стал трибуной

26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильина Ленина», так как первое бальзамирование не могло долго сохранять тело вождя. Медики Владимир Воробьёв и Борис Збарский предложили способ долговременного бальзамирования. Чтобы осуществить повторную обработку тела, Мавзолей закрыли (26 марта 1924 года). Новое бальзамирование было рассчитано на сохранение трупа в течение десятилетий (о столетиях речь уже не шла — было понятно, что это нереально!).

Одновременно с повторным бальзамированием происходило сооружение нового (тоже пока что деревянного) Мавзолея — более монументального и представительного. Новую стройку доверили всё тому же Алексею Щусеву. Он сохранил пирамидальный характер сооружения, но наделил его дополнительной функцией — служить трибуной руководителям партии и правительства.

Новый — второй по счёту — Мавзолей открылся 1 августа 1924 года. С тех пор и до конца советской власти партийные боссы будут приветствовать праздничные народные массы именно с трибуны Мавзолея.

Ну и, наконец, третий, уже привычный нам, гранитный Мавзолей, был построен в 1930 году. Создателем его выступил — уже по традиции — всё тот же Алексей Щусев.

«Никитка» ревнует народ к генералиссимусу

Следующее изменение в облике и — главное — статусе Мавзолея произошло после смерти Сталина в 1953 году. Льстецы называли правителя: «Сталин — это Ленин сегодня». Ну а если Сталин равен Ленину, то и покоиться они должны вместе — решили в политбюро. И тело генсека было забальзамировано и помещено в Мавзолей рядом с телом Ленина. Само сооружение стало называться «Мавзолеем Ленина-Сталина».

Причём Сталин продолжал лежать там и после того, как на XX съезде КПСС развенчали его культ. Сложилась парадоксальная ситуация. На идеологическом уровне Сталина вывели из сонма богов, приравняли к простым смертным и объявили чуть ли не еретиком. А толпы людей продолжали каждый день поклоняться его гробнице. Это начало беспокоить Хрущёва, ибо в народе всё чаще стали поминать Сталина добрым словом, говоря, что при нём цены снижались, а при Никитке они растут.

И тогда Хрущёв решил добить культ бывшего «хозяина» окончательно и бесповоротно. В 1961 году на XXII съезде КПСС сначала народу пообещали, что следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А потом решили, что первым делом для этого надо избавиться от остатков «проклятого прошлого».

Коммунистка беседует с духом Ленина

В последний день работы съезда 30 октября 1961 года 1-й секретарь Ленинградского обкома партии Спиридонов довёл до собравшихся поступившее к нему предложение собрания рабочих Кировского завода об удалении тела Сталина из Мавзолея.

После этого выступила депутат Лазуркина и объявила коммунистам: «Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть со Сталиным, который столько бед принёс партии».

После этого последовали бурные, продолжительные аплодисменты и слово было предоставлено первому секретарю Компартии Украины Подгорному, который внёс предложение принять решение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Как водится, поднять руку против никто не посмел.

Сталина вынесли через чёрный ход

Исполнение решения съезда не стали откладывать в долгий ящик, и уже на следующий день, как стемнело, Красную площадь перекрыли для репетиции парада. Возле Мавзолея выставили две роты автоматчиков и приступили к делу.

Для захоронения Сталина решением Президиума ЦК КПСС была создана специальная комиссия из пяти человек во главе с председателем Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС Николаем Шверником. В неё также входили первый секретарь ЦК Компартии Грузии Василий Мжаванадзе, председатель Совета министров Грузии Гиви Джавахишвили, председатель КГБ Александр Шелепин, первый секретарь Московского горкома партии Пётр Демичев и председатель исполкома Моссовета Николай Дыгай. А работами руководили генерал Николай Захаров, возглавлявший 9-е управление КГБ, и комендант Кремля А. Веденин.

В операции участвовало всего 30 человек, но к утру всё было готово. Восемь офицеров через чёрный ход вынесли из Мавзолея гроб с телом Сталина, поднесли к могиле у Кремлёвской стены, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. Не было ни воински) салютов, ни надгробных речей.

На следующий день над могилой установили плиту с датой рождения и смерти Сталина, и только спустя 10 лет её заменили бюстом работы скульптора Николая Томского.

После выноса тела Сталина из Мавзолея по Москве поползли слухи, что при перезахоронении его чуть ли не вытряхнули из мундира. Нет, из френча его не вытряхивали, но лишили золотых атрибутов. Сняли с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда, отрезали золотые пуговицы и заменили их на латунные. Снятую награду и пуговицы комендант Мавзолея Машков передал в специальную Охранную комнату, где находились награды всех зарытых у Кремлёвской стены.

Утром 1 ноября 1961 года перед Мавзолеем выстроилась традиционная очередь. Сначала люди с удивлением обнаруживали, что на плите над Мавзолеем красуется всего одна фамилия — Ленин. А потом с изумлением отмечали, что вместо двух тел в Мавзолее покоится всего одно…

Журнал: Запретная история №15 (108), июль 2020 года

Зачем в СССР решили сохранить тело Ленина? Длиннопост, Ленин, Мавзолей