Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу?

Я уже довольно много лет занимаюсь фотографией, но до сих пор открываю для себя всякие новые штуки. Сижу, в очередной раз никого не трогаю, гуглю заради расширения кругозора "самые светосильные объективы". Пишут про всякие малоинтересные древние линзы для аэрофотосъемки, и тут встречаю... странное. Я много лет считал вершиной развития современной светосильной оптики 50 и 85 1.2 от кэнон. Больших цифр я никогда не встречал, и даже не думал, что они могут быть - ну блин, 1.2 и так моет как ненормальный, куда дальше-то.


Но вот это вот что? Что это за 50 1.0?


(котик для привлечения внимания)

Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост

В общем, давным-давно, в далекой галактике, а именно в середине 80х, сидели себе инженеры одной японской фирмочки, балду пинали, сакэ пили, онемэ листали и прочая. Почему им было так привольно жить? Потому что жизнь была прекрасна, они только что запустили в производство первый свой 50 1.8, который был дешевым, расходился огромными тиражами и радовал фотографов по всему миру.


Но просто так теребить щупальцы им довольно быстро надоело, да и соперники на пятки наступать начали, и пришла им в голову идея - а не надрать ли зад всем конкурирующим производителям фототехники в целом и оптики в частности? Два года чесали репу, точили дралку, а потом взяли и сделали. И надрали. И в 89 году кэнон выпускает в продажу 85 1.2, который по сей день желанная конфетка для любого свадебщика, и - тадааам! - полтос с f 1.0!.


"Ну и что?", вопросили конкурирующие производители. "Вон там у вас dreamlens 0.95 валяется уже лет 30, никому не нужный, да и у лейки вон есть, и еще вот супер-светосильные штуки есть у малоизвестных парней".


Ха, сказал кэнон, и подписал красным маркером - автофокус. Ультразвуковой мотор. Весь средний формат сразу же развернулся и ушел покурить (им такая светосила в принципе никогда не светит), прихватив с собой лейку и других мелких дальномерочников, оставив отдуваться основного конкурента кэнона - никона. Никон подумал-подумал, но т.к. в принципе даже и по сей день не смог родить АФ линзы светлее 1.4, решил не связываться с отморозками, таким образом постыдно присоединившись к решению старших братьев.


Казалось, победитель определен, вершина взята и вот это вот всё, и 50 1.8, и 85 продается неплохими темпами. Но почему такие плохие продажи 1.0? Почему венец нашего творения продается примерно по 3,5 штуки в год?


Ответ прост и в то же время обескураживающ - дорого, блин! Единичка стоила в 10 раз дороже и весила в 7 раз больше, чем младший брат 1.8. И значительно, значительно дороже чем 85, который всего-то на 66% темнее.


Увы, соотношение цена/производительность оказалось настолько невменяемым, что за 12 лет было продано всего около 800 штук.


Кэнон схватился за голову и в срочном порядке склепал к 93 году 50 1.4, который и по сей день можно купить и радоваться его постоянным косякам и поломкам, а потом и дополнил его 50 1.2, который уже вышел вполне хорошим, относительно недорогим и легким.


И воцарилось в фотографическом сообществе мир и процветание, гармоничная линейка линз, а единожды достигнутая вершина оптического искусства оказалась на многие годы забыта.


Узнав всё это, я ощутил некий зуд. Меня совершенно не устроил тот факт, что где-то в природе существует такая лялька, а у меня ее нет. Однако, на данный момент этот объектив не продается в магазинах уже скоро 20 лет как. Купить его можно только с рук, в данном случае это означает только одно - ебай. Но вот беда - на ебае продавалось три штуки, и все в японии. Что делает гражданин РФ, который что-то хочет купить на японском ебае? Достает бритву и бреется, вот что. Ноу шиппинг ту Руссиа и ниибет.


Существуют посреднические сервисы, да, но доставка - хер знает когда, да и переправлять такую хрупкую штуку ЕМС мне как-то не захотелось. А мне вот прям щас. Мне НАДО! В итоге, помог старый товарищ, живущий в японии, который заказал его на свой адрес. Доставка в РФ по-прежнему была проблемой, т.к. ЕМС лучше-то не стал, а ДХЛ не доставляет такие вещи, и тд и тп. Таможня там и все пироги. В итоге, прилетел из Токио в РФ специальный человек, и привез мне стеклышко в ладошках. От момента захотевания до момента, когда я наложил на объект желания свои потные ладошки, прошло меньше недели.

Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост

Что в первую очередь делают люди, которым в руки попала новая оптика? Естественно, они идут и фотают котика, ибо он есть мерило всего и центральная ось, вокруг которой всё и вращается.


Котик подсвечен исключительно дохленькой гирляндой, параметры крутятся вокруг исо 800, 1/800, 1.0.

Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост

Показываю я только котика, но кроме котика я провел уже несколько съёмок, и сделал для себя определенные выводы, а именно - кэнон совершенно правильно снял этот объектив с производства. Несмотря на то, что он значительно превосходит свего потомка 85 1.2 по скорости и цепкости АФ, и по удобству использования, и по светосиле, есть у него и минусы, которые делают работу с ним очень сложной. Во-первых, он ловит зайцев как потерпевший. От точечных источников так просто невменяемые засветы, которые никак и ничем убрать нельзя. Во-вторых, абберации у него лезут на открытой дырке просто космических масштабов. Да, это можно исправить, но это лишняя возня. Ну и вопрос цены и веса тоже не стоит сбрасывать со счетов.


Однако, не обошлось и без плюсов, которые, в моем понимании кроют минусы как бык овцу.


У него невероятно акварельный рисунок боке. У современных 1.2 размытие очень сильное, но структура этого размытия очень гладкая и невнятная. Старичок как-то очень причудливо размывает задник, не просто сильнее, чем современные стекла, но и добавляет какие-то круги в источники света, а сама форма размытых огоньков у него, по непонятной причине, выглядит как обкусанный круг. Все это создает специфический рисунок, который довольно трудно перепутать с каким-то другим, если ты его хотя бы один раз видел. Западные эксперты описывают его как "creamy", и я не знаю какой подобрать аналог из русского.

Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост
Экстремальная оптика и котики - что еще нужно фотографу? Кот, Объектив, Фотография, Длиннопост

Также, на удивление быстрым и качественным оказался автофокус. 85 выдает брак гораздо чаще, у этого же % брака исчезающе мал, в одних и тех же руках. Из чего я делаю вывод, что дело все же не в руках. Он вполне пригоден для ночной репортажки, и там где 1.2 упирается в выдержку 1/50, у этого еще запас почти вдвое, а это и более динамичные сцены, и более темные подворотни.

Однако в целом, с такими характеристиками он никак не мог взлететь в век пленочной фотографии, его потенциал можно раскрыть только сейчас, когда возможности коррекции косяков крайне обширны. Чем я с удовольствием и займусь.


Краткий подвод итогов:

Что в нем хорошего?

+ 1.0

+ самый светосильный автофокусный объектив в мире.

+ никон сосет

+ легендарный, имеет коллекционную ценность

+ наворачивается на EF без переходников

+ полностью открытый 1.0 резче чем полностью открытый 50 1.2

+ быстрый и цепкий автофокус

+ 1.0

+ специфический рисунок боке, "creamy", как говорят западные эксперты. Дает не просто очень сильное размытие, но и придает ему специфическую "акварельную" структуру

+ 1.0!!!

+ ни у кого такого нет

+ 100 к ЧСВ

+ котики ну просто очуменные

+ теплит цвета


Недостатки проистекают из законов физики и экстремальной светосилы:

- очень сильные абберации на 1.0. корректировка возможна, но это отнимает время.

- "хвосты" от точечных источников. корректировка невозможна совсем, и для коммерческого использования такие кадры непригодны

- цена. цена ой. стоимость моего экземпляра уверенно подбирается к 300 тысячам

- невозможность ремонта в случае чего

- теплит цвета


В целом, общий вывод - эта линза совершенно не стоит своих денег, если рассматривать её исключительно как инструмент для работы. 50 1.2 за впятеро меньшие деньги делает практически то же самое, и не имеет проблем с контровыми источниками. Однако, как творческий объектив - чудо как хорош, гораздо удобнее пресловутого dreamlens 0.95, при том что темнее всего на 11%. Который еще и замучаешься на EF прикручивать.


Разочаровался ли я в этой покупке, покрутив ее в руках и вкусив всех ее прелестей? Конечно нет. Это уникальный образец инженерного искусства, воплощение стремления человека к новым горизонтам и взятию вершин, которых никто еще не брал. Ну и крутой рисунок никуда не денешь.

Мне крайне приятно иметь такую штуку в своей коллекции, периодически делая какие-то творческие съёмки и наслаждаясь результатом.


Буду ли я делать полноценный тест? Нет, не буду. Мне и так понятно, что по техническим характеристикам он не слишком сильно выигрывает у современной оптики, а некоторые вещи, которые он делает, просто неприемлемы. Но и в замен он дает кое-что, чего не могут дать современные линзы. В этой штуке есть душа.


Ну и главный аргумент - 1.0! Это перекрывает всё )

Всем котиков )