58

Якутские сказки (о Могусах)

Доброго дня.

Продолжаем наше дальнейшее поверхностное путешествие в мир якутских сказках. Сегодня у нас на очереди Могусы:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Нет, не эти, дорогие игроки в WoW. А вот эти:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Спойлер: это кстати, отличный пример взаимоисключающих параграфов, ибо во всех сказках они выступают как злодеи (изредка - занимают нейтральную позицию).


Итак, откуда пошли источники сказов о них? Наш учитель говорил, что раньше  Якутию населяли племена лесных людоедов. Кто это были - осталось неизвестным. Остались лишь сказы про них у якутов, ненцев и юкагиров.


Могус ("Обжора", иногда встречается вариант "Монгус") - это великан, живущий в лесу. Обычно его дом стоит на опушке, живут представители этого племени обособленно, но стараются заиметь большую семью. Жена сидит дома, поддерживает порядок, играет с детьми; а муж в это время либо валяется от скуки дома, либо (чаще всего) уходит далеко и надолго на промысел. Также, у них богатый набор домашнего скота и очень много хорошей одежды. Всё как у нормальных людей.


Употребляются с эпитетами "Ала" (ненасытный) и "Анга" (Неуклюжий).

Наиболее известными произведениями, где появляются Могусы, являются "Чаачаахаан", "Птичка и Могус", "Лыбыырдаа", "Дети-узоры", "Старуха Таал-Таал", "Торбос и Тысагас".

Практически во всех сказках, протагонисты - это неудачные соседи Могуса, на которых тот обращает внимание (исключение - Чаачаахаан, ибо он сам пришёл к великану и отвлёк его от диеты, нехороший человек). Победить Могуса в честном бою человеку тяжело, чаще всего его хитростью сбивают с ног и жестоко рубят в куски. Итак, краткая летопись о известных Могусах:


1) "Чаарчаахаан."


Редкий случай присутствия нескольких мужиков-Могусов в одном произведении и, более того - двое из них нейтрально настроены к протагонисту. Как следует из повествования, три брата Могуса уже давно сидят на диете, но внезапно к ним приходит их сосед Чаарчаахаан и жалуется, что вся семья умерла тупейшим образом, а у него ещё осталось много мяса быка и требуется помощь в поедании, дабы говядина бездарно не пропала. Старший и средний Могусы усердно постятся и отказывают в помощи, зато младший, немного подумав, решает предать заветы диетолога и, эпично экипировавшись, аки Арни в "Коммандо", идёт в гости к соседу.

Придя к Чаарчаахаану, Могус сжирает всё мясо, трупы всей семьи и все равно остаётся голодным (ну правильно, попробуйте после долгой диеты устроить себе обжираловку -тот же эффект будет). Расстроившись, что ему нечего нести домой жене и детям, он хватает самого Чаарчаахаана. Далее, по ходу текста, тот хитростью подставляет жену Могуса (отчего тот её убивает); затем, навешав лапши на уши детишкам Могуса, выпиливает их одним взмахом ножа и, наконец, обездвижив Могуса в лучших традициях "застрявшего в норе Винни-Пуха", убивает великана. Находит в его мизинце живую воду, мажет ей ещё не переваренных в желудке людоеда трупы семьи, все оживают, забирают имущество Могусов. Happy End.



2) "Лыбыырдаа."


ГГ сказки  - обычный рыбак-охотник. Однажды, вытаскивая рыбу из сетки, слышит он из леса, как женский голос нежно зовёт его "Лыбыырдааа! Лыбыырдааа!" Побросав сети, рыбак спешит на голос, но никого не находит. А вернувшись, обнаруживает, что вся рыба из сетей уплыла. Подобное повторяется раза два, и после чего, решив прибить пранкера, Лыбыырдаа берёт топор и идёт в глубь леса.

Там он находит пень на котором лежит выбеленный конский череп. Поскольку злость требует выпустить пар, Лыбыырдаа пинает череп ногой. Нога прилипает. Удивлённый Лыбыырдаа использует остальные конечности, но конец немного предсказуем. От отчаяния, он бьёт череп головой - результат плачевный. В такой позе его находит дико ржущий Могус (ещё бы, представьте эту картину). Несёт его домой, велит жене тут же его приготовить на ужин - но смекалистый Лыбыырдаа говорит, что он слишком худой, и Могус с женой им не насытятся.

Поэтому, рыбак предлагает компромисс - они запирают его в амбаре и кормят неделю отменной жеребятиной и салом. После чего он набирает жировую массу и становится вкусненьким и толстым поросёночком:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Ну ладно, просто жирным. Согласившись с доводами рыбака, Могус с женой так и поступают. Вот только хитрый Лыбыырдаа не просто отменно питался всю неделю - он ещё и выполнял отжимания, приседания, занимался подготовкой по системе Невского - короче, за неделю стал настоящим богатырём.

По прошествии недели, рыбак заявил Могусу, что жрать его можно, но для улучшения вкуса, пусть тот сгоняет за треской к озеру. Могус опять соглашается и сваливает на рыбалку. В это же время, Лыбыырдаа красуется своим мощным накачанным телом перед женой Могуса, соблазняет её, она уже в предвкушении отличного секса закрывает глаза и....лишается головы от ловкого взмаха ножом.

Окончание сказки один в один повторяет "Чаарчаахаана", разве что живой воды нет. И да, про череп мне до сих пор непонятно - что это за колдовство такое было. Happy End.

3. "Дети-узоры."


Жили были мальчик с девочкой, сиротами остались, потому соседи их "детьми-узорами" назвали (не спрашивайте, я и сам не понял почему О_о).

Из имущества, был у них только дом и худенький телёнок. Однажды к ним пришёл Могус и выдал сакраментальную фразу:

"-Дети, готовьтесь - завтра я буду вас кушать." - и ушёл.

Испугались дети, бежать им некуда, но тут телёнок молвит им человеческим голосом:

"-Не пугайтесь, дети. Я знаю способ избежать угрозы. Убейте меня, стащите шкуру, а на ней написано, что делать дальше."

Заплакали дети, жалко им расставаться с единственным другом. Но вспомнив острые зубы Могуса, решили они телёнка забить и сделать, как он сказал. Сняли шкуру, а там инструкция в стиле "Как защитить ваш дом от непрошеного гостя". И перечислено следующее:


1)На порог дома внутри положите грабли - Могус на них наступит разобьёт яйца; 

2)В золе очага закопайте перепелиные яйца - Могус начнёт искать, где включить свет, пошариться в золе, тут яйца-то и лопнут и обожгут ему руки;

3)В тазик с водой засуньте живую щуку - Могус, в попытке охладить руки, сунет их в тазик, а там щука ему все пальцы и отхреначит;

4)Одеяло своё на кровати пробейте гвоздями наружу - от шока и боли, Могус попятится назад, споткнётся и упадёт на кровать, где гвозди распорят всё его тело;

5)Сами спрячьтесь на дереве и запаситесь камнями - Могус выбежит вас искать, тут-то вы его закидаете и добьёте.


Короче, всё по классику:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Разумеется, всё происходит согласно плану, детишки убивают великана, спускаются и начинают радостно играть на его трупе. Happy End.


4.Птичка и Могус


Классическая сказка о том, как женская логика добивает мужскую    Могус опять потерпел фейл. Тут я даже пересказывать не буду, процитирую оригинальный текст полностью:

"Рассказывают, что в очень давние времена некая Птичка и чудовище Алаа Могус жили вместе, в одном доме.

В какое-то лето случилась сильная жара. И вот сидели они у своего дома и вели такой разговор.


— Жарко!— сказал Могус— Хорошо бы искупаться.

— За чем же дело стало?— ответила Птичка.— Искупайся.

- А если я утону?

- Разве нельзя придержаться за траву?

- А что, если она врежется мне в руки?

- Тогда возьми да надень рукавицы.

- А если мои рукавицы намокнут?

- Неужто их нельзя потом высушить?

- А вдруг они пересохнут и растрескаются?

- А разве нельзя их размять?

- Как я их разомну?

- А очень просто: надо их поколотить молотком.

- Так они же полопаются!

— Но разве их нельзя зашить?

— А что, если иглой я наколю палец?

— Но ведь можно надеть наперсток...

— Нет, я вижу тебя не переговоришь,— рассвирепел Могус.— Надоела ты со своей болтовней. Вот возьму я съем, тебя, говорунья!

— Не ешь, Могус,— взмолилась Птичка.— Много ли от меня проку? Не ешь.

— А вот ужо посмотрим, много ли от тебя проку!

С этими словами Могус схватил Птичку и сунул ее в свой большой карман.


— Ой, в какую темноту я попала, Могус!— пропищала Птичка из кармана.— Ты слышишь меня, Могус?

Могус, не отвечая, вошел в дом, вытащил Птичку из кармана.

— Ну вот и опять я вышла на свет. Спасибо, Могус.

— Не радуйся!— сказал Могус и начал ощипывать Птичку.


Начисто ощипав, Могус насадил ее на рожон и сунул в очаг.

— Одна моя сторона уже зажарилась, Могус,— подала голос из огня Птичка.

Могус повернул рожон.

— Теперь я зажарилась вся целиком. Можешь вытаскивать и есть меня.

— До чего же разговорчивая птица!— воскликнул Могус.— Посмотрим, много ли ты теперь поговоришь.

И проглотил Птичку.


— Опять я попала в темноту, Могус,— донеслось из живота.

Могус даже (обосрался) от неожиданности. Птичка опять оказалась перед ним и как ни в чем ни бывало продолжала тараторить:

— Ну вот я и опять вышла на вольный свет, Могус.

— Она все еще продолжает говорить!— простонал в отчаянии Могус.— Ну, погоди!..


Могус протянул руку за Птичкой, но та успела выпорхнуть в незакрытую дверь. Могус кинулся за ней.

Выбежав из дома, он выдернул с корнем огромное дерево и изо всей своей немереной силы ударил им по тому месту, где сидела Птичка.

Но произошло непонятное. Птичка осталась целой, а листья с дерева все облетели и у него на глазах превратились во всевозможных птиц. Трепеща крыльями и оглашая воздух веселым «чив-чив-чив», они взвились в нe6o и разлетелись в разные стороны.

Пораженный Могус, взглянув на небо, только и мог сказать:

— Я думал, что я всесильный. А не смог справиться с такой маленькой Птичкой..."


Ну, зато тут хотя бы Могус живой остаётся..


В завершении:


В сказке «Торбос и Тысагас» охотник Тысагас убивает одного зайца, приносит его домой. Его брат Торбос же добывает и приносит одну куропатку. Затем они находят камень. Поднимают его на крышу дома. Сделав это, смазывают его кровью куропатки и зайца, обкатывают в снегу, замораживают и кладут так, чтобы было видно красное издали. Братья, таким образом, обманывают и пугают ненасытного обжору, тем, что они питаются только Могусами (то бишь, люди начали жрать людоедов, хе-хе)


В сказке «Окунай-Токунай» Могус нападает и сжирает корову и сыновей старухи. На это старуха, чтобы расквитаться с врагом, поднимается на крышу дома Могуса и начинает кричать в трубу. Когда домочадцы, один за одним выходят посмотреть что за херня там происходит, старуха всех убивает тяпкой.


В сказке «Старушка Таал-Таал» Могус не может найти старушку и ее детей, долго ищет, расспрашивая домашние предметы старушки. Только деревянная кочерга выдает свою хозяйку, за то что так постоянно тыкает её лицом в огонь. Могус съедает сыновей Таал-Таал, а старушку не может поймать. Преследуя её, он, поскользнувшись, падает и ломает себе восемь ребер, одну руку, одну ногу и полчерепа и совсем примерзает ко льду озера. После чего, старушка добивает его топором и освобождает детей.


В сказке «Сырагына и Карагына» Могус гоняется за героями. Догнав, съедает их  После чего икает и сморкается, от чего изо рта у него сбегает первый, а из носа - второй. Конец.


В сказке «Братья и Могус» братья (Глаз, Нос) прячутся от великана. Один Рот (Айах) остается и выдает своих братьев, обидевшись на них. Но всё равно становится пищей для людоеда.


В сказке "Старушка Сюютюкээн" героиня , прежде чем Могус её вспорет ножом, жалуется, что у людоеда тот тупой. Она отправляет Могуса к старику Болоною, чтобы одолжить нож, тот отправляет к старику Хараанайу за черным камнем, чтобы наточить нож, а Хараанай просит принести от старика Алааная пегого жеребца, на это Алаанай отвечает, что из-за того, что жеребец стал пугливым, надо принести пеструю волосяную веревку старика Эрээнэя. Старик Эрээнэй направляет Могуса через реку за веревкой.

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Людоед, перепрыгивая через реку, на самой середине реки тонет. В конце ещё и оказывается, что все эти квестовые NPC - братья старушки.


Следует отметить, что Могус, почувствовав поражение, перед смертью завещает свои кости герою, чтобы тот использовал их в быту, при создании домашней утвари, постройке дома и т.д.

Например, "..тазовые кости мои сделай пестом, берцовую кость мою сделай ступой, ...из двух моих рук сделай весла, кости моей спины сделай лодкой, голенную кость мою сделай себе столбом в балагане. Из моего черепа сделай себе котел, глазницы мои сделай себе чашками, - так сказав, он умер».


На сегодня пока всё. Баянометр ругался на мемасные картинки.


Спасибо, что прочли эти буквы :)

Найдены дубликаты

+9

женский голос нежно зовёт его "Лыбыырдааа! Лыбыырдааа!".....

раскрыть ветку 1
0

Гошеунай!

+8

Я боюсь якутов, спасибо.

раскрыть ветку 1
+1

Этих сказок якуты сами не знают. Как я например.

+1

Дети-узоры может быть от слова беспризорные

ПЫСЫ: это моя версия

+1

Напомнили чем-то японских Они, только они не такие отбитые)

+1
Вот откуда слово "отмороженные" взялось.
0

Это цийлини (на фотке первой), а не могусы, ТС.

0

Госпааде. Это только якуты такие или чукчи, ненцы и эвенки тоже?

-2

Заметил одну особенность: чем примитивнее народ, тем скуднее его эпос.

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: