Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом.
В пролоджение темы https://pikabu.ru/story/vvedenie_v_zheleznodorozhnoe_modelir...
Итак, со страной и эпохой вы определились. Что дальше? Дальше определяемся с масштабом.
На сегодняшний день существует два основных стандарта в ЖД моделировании: Европейский (NEM) и Американский (NMRA). Кроме того, есть еще Британский и Японский, о них чуть позже.
В целом, и NEM и NMRA описывают одни и теже масштабы, с некоторой разницей в "узкоколейном" (narrow gauge) направлении. Его мы опустим и выделим лишь стандартные.
Впрочем, описывать все масштабы я не буду, кому интересно, можно почитать на Wiki https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_rail_transport_modelli...
Поскольку мы говорим о домашнем макете, то тут выбор стоит из трех масштабов:
HO - 1:87
TT - 1:120
N - 1:160
Объективно, самым распространенным во всем мире является масштаб HO. Следом за ним идет N, а "золотая середина" ТТ довольно широко распространена на просторах бывшего СССР.
Беглый анализ номенклатуры в интернет-магазих подтверждает такую последовательность популярности.
Так например в Америке соотношение товаров (HO-TT-N) в среднем 67%-3%-30%, в Европе 70%-10%-20%
Так какой же масштаб выбрать?
Лично мое мнение, масштаб ТТ я бы не рассматривал вообще. Слишком ограничен в нем выбор.
При выборе между HO и N - нужно учитывать несколько факторов, таких как: размер доступного пространства для макета, хотите ли вы делать цифровое управление или достаточно аналогового, для чего вы хотите делать макет (созерцание движения по кругу или маневровая работа) и т.д.
Как бы ни показалось странным, но масштаб N не в два раза меньше масштаба НО.
Если брать во внимание размеры подвижного состава, рельсового материала, строений - то да, тут вопросов нет. Но когда вы начнете строить макет, кроме всего прочего, нужно учитывать такой параметр, как минимально проходимый вашим подвижным составом радиус. А вот тут то какраз собака и порылась. Большинство моделей в масштабе HO спокойно проходят так называемые "трамвайные" радиусы, т.е. кривые с небольшим радиусом, тогда как модели в масштабе N уменьшенный в двое радиус не пройдут. Обусловлено это конструктивными особенностями моделей. У моделей в масштабе HO тележки поворачиваются на бОльший угол, нежели у моделей в масштабе N.
Для примера, путевую схему для своего макета я нашел в масштабе НО, но уменьшить ее удалось только на треть, и то мои шестиостные SD40 проходят повороты "в нятяг".
Но увлекаться уменьшением радиусов тоже не стоит, так как можно нажить проблему другого рода. Все видели надпись на трамвае : "Занос 1 метр"? Вот тоже самое у вас будет и с моделями. По мимо того, что это смотрится не эстетично, так еще и при параллельном прохождении по соседним кривым, вагоны могу задевать друг-друга
Ниже несколько фото масштаба НО:
Радиус 500мм
Радиус 1200мм
При выборе минимального радиуса для своего макета, я рекомендую не столько смотреть в характеристики купленной модели, сколько в рекомендации NEM или NMRA
https://nmra.org/sites/default/files/standards/sandrp/pdf/rp...
Следующий фактор, влияющий на выбор масштаба - это оцифровка моделей.
Если у вас нет четкого понимания, хотите ли вы делать управление макета цифровым, можно купить аналоговые модели, а когда придет понимание - то оцифровать их.
В масштабе НО проблемы оцифровки практически отсутствуют. Если покупается модель аналоговая модель с пометкой DCC Ready - это значит, для установки декодера в модель, остаточно вынуть из разъема внутри корпуса перемычку и подключить в этот разъем декодер.
Единственно что нужно выяснить, какой тип разъема имеется в модели, так как по стандарту NEM их несколько разных видов. Декодер нужно приобретать с таким же разъемом.
В масштабе N с оцифровкой не все так однозначно. Даже если модель помечена DCC Ready - это вовсе не означает, что вы можете поставить в нее любой декодер, так как в 99% случаев, эти модели не имеют NEM разъема, а просто конкретно под эту модель данного производителя одна-две фирмы выпускают, так называемые, Drop In декодеры. Т.е. это плата, по размерам и конфигурации такая же как плата установленная внутри модели и вам нужно просто их поменять.
Минус в том, что как правило, такие декодеры имеют очень скудный функционал, а в виду того, что они не универсальные - их выбор сильно ограничен. Но это не значит, что в модель нельзя поставить любой декодер, лишь бы он поместился внутри. Например, я так и делаю. Но это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий определенных навыков работы с паяльником.
Проанализировав все вышеописанное - выбирайте масштаб. В условиях стесненности наших квартир, как бы не был привлекателен масштаб НО, не все себе могут позволить занять макетом целую комнату...
Но вот оно, счастье... Из своего опыта могу сказать, что "покатушки" быстро надоедают, и даже если как у меня, макет маневровый, т.е. я не сижу с рюмкой чая наблюдая как составы нарезают круги, а занимаюсь "игрой в пятнашки", переставляя вагоны с одного производства на другое, все равно, раз три месяца можно укататься так, что даже смотреть на макет не захочется... К чему я все это... В начале прошлого года, группа московских товарищей затеяла модульное движение в масштабе НО. Вам достаточно сделать по определенным требованиям один-два модуля, на которых вы дома тоже смоете немного поиграть, а раз в квартал, они собираются вместе и устраивают три дня "лютой катки".
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих на очередную "катку", которая состоится 27-29 октября. Подробности тут http://forum.modelldepo.ru/showthread.php?t=18962
И к слову, представлен будет не только масштаб НО, но и ТТ и N.
На прошедшем летом, третьем сборе, суммарная длина модулей в НО составила более 50 метров.
Ну и обещанные ранее тонкости Британской масштабной линейки...
В отличии от Европы и Америки, Британский масштаб N - 1:148, а аналог НО - ОО 1:76. Дело в том, что британский подвижной состав имеет существенно меньшие габариты, чем континентальный. И если его делать в "правильном" масштабе, то он будет смотреться на фоне своих европейских аналогов "тараканом". Чтобы подогнать габариты под европейцев Британцы и выпускают свои модели в таких "не правильных" масштабах, хотя масштабная колея получается при этом уже прототипа (колея моделей стандартная, 9мм для N и 16,5мм для OO)
В следующий раз, я расскажу о рельсовом материале. Там тоже есть свои нюансы, о которых лучше знать перед тем, как покупать...