Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом.

В пролоджение темы https://pikabu.ru/story/vvedenie_v_zheleznodorozhnoe_modelir...
Итак, со страной и эпохой вы определились. Что дальше? Дальше определяемся с масштабом.
На сегодняшний день существует два основных стандарта в ЖД моделировании: Европейский (NEM) и Американский (NMRA). Кроме того, есть еще Британский и Японский, о них чуть позже.

В целом, и NEM и NMRA описывают одни и теже масштабы, с некоторой разницей в "узкоколейном" (narrow gauge) направлении. Его мы опустим и выделим лишь стандартные.
Впрочем, описывать все масштабы я не буду, кому интересно, можно почитать на Wiki https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_rail_transport_modelli...
Поскольку мы говорим о домашнем макете, то тут выбор стоит из трех масштабов:
HO - 1:87
TT - 1:120

N - 1:160

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

Объективно, самым распространенным во всем мире является масштаб HO. Следом за ним идет N, а "золотая середина" ТТ довольно широко распространена на просторах бывшего СССР.

Беглый анализ номенклатуры в интернет-магазих подтверждает такую последовательность популярности.
Так например в Америке соотношение товаров (HO-TT-N) в среднем 67%-3%-30%, в Европе 70%-10%-20%

Так какой же масштаб выбрать?
Лично мое мнение, масштаб ТТ я бы не рассматривал вообще. Слишком ограничен в нем выбор.

При выборе между HO и N - нужно учитывать несколько факторов, таких как: размер доступного пространства для макета, хотите ли вы делать цифровое управление или достаточно аналогового, для чего вы хотите делать макет (созерцание движения по кругу или маневровая работа) и т.д.
Как бы ни показалось странным, но масштаб N не в два раза меньше масштаба НО.

Если брать во внимание размеры подвижного состава, рельсового материала, строений - то да, тут вопросов нет. Но когда вы начнете строить макет, кроме всего прочего, нужно учитывать такой параметр, как минимально проходимый вашим подвижным составом радиус. А вот тут то какраз собака и порылась. Большинство моделей в масштабе HO спокойно проходят так называемые "трамвайные" радиусы, т.е. кривые с небольшим радиусом, тогда как модели в масштабе N уменьшенный в двое радиус не пройдут. Обусловлено это конструктивными особенностями моделей. У моделей в масштабе HO тележки поворачиваются на бОльший угол, нежели у моделей в масштабе N.
Для примера, путевую схему для своего макета я нашел в масштабе НО, но уменьшить ее удалось только на треть, и то мои шестиостные SD40 проходят повороты "в нятяг".

Но увлекаться уменьшением радиусов тоже не стоит, так как можно нажить проблему другого рода. Все видели надпись на трамвае : "Занос 1 метр"? Вот тоже самое у вас будет и с моделями. По мимо того, что это смотрится не эстетично, так еще и при параллельном прохождении по соседним кривым, вагоны могу задевать друг-друга

Ниже несколько фото масштаба НО:

Радиус 500мм

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост
Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

Радиус 1200мм

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост
Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

При выборе минимального радиуса для своего макета, я рекомендую не столько смотреть в характеристики купленной модели, сколько в рекомендации NEM или NMRA

https://nmra.org/sites/default/files/standards/sandrp/pdf/rp...

Следующий фактор, влияющий на выбор масштаба - это оцифровка моделей.

Если у вас нет четкого понимания, хотите ли вы делать управление макета цифровым, можно купить аналоговые модели, а когда придет понимание - то оцифровать их.

В масштабе НО проблемы оцифровки практически отсутствуют. Если покупается модель аналоговая модель с пометкой DCC Ready - это значит, для установки декодера в модель, остаточно вынуть из разъема внутри корпуса перемычку и подключить в этот разъем декодер.

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

Единственно что нужно выяснить, какой тип разъема имеется в модели, так как по стандарту NEM их несколько разных видов. Декодер нужно приобретать с таким же разъемом.

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

В масштабе N с оцифровкой не все так однозначно. Даже если модель помечена DCC Ready - это вовсе не означает, что вы можете поставить в нее любой декодер, так как в 99% случаев, эти модели не имеют NEM разъема, а просто конкретно под эту модель данного производителя одна-две фирмы выпускают, так называемые, Drop In декодеры. Т.е. это плата, по размерам и конфигурации такая же как плата установленная внутри модели и вам нужно просто их поменять.

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

Минус в том, что как правило, такие декодеры имеют очень скудный функционал, а в виду того, что они не универсальные - их выбор сильно ограничен. Но это не значит, что в модель нельзя поставить любой декодер, лишь бы он поместился внутри. Например, я так и делаю. Но это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий определенных навыков работы с паяльником.

Проанализировав все вышеописанное - выбирайте масштаб. В условиях стесненности наших квартир, как бы не был привлекателен масштаб НО, не все себе могут позволить занять макетом целую комнату...

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

Но вот оно, счастье... Из своего опыта могу сказать, что "покатушки" быстро надоедают, и даже если как у меня, макет маневровый, т.е. я не сижу с рюмкой чая наблюдая как составы нарезают круги, а занимаюсь "игрой в пятнашки", переставляя вагоны с одного производства на другое, все равно, раз три месяца можно укататься так, что даже смотреть на макет не захочется... К чему я все это... В начале прошлого года, группа московских товарищей затеяла модульное движение в масштабе НО. Вам достаточно сделать по определенным требованиям один-два модуля, на которых вы дома тоже смоете немного поиграть, а раз в квартал, они собираются вместе и устраивают три дня "лютой катки".
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих на очередную "катку", которая состоится 27-29 октября. Подробности тут http://forum.modelldepo.ru/showthread.php?t=18962
И к слову, представлен будет не только масштаб НО, но и ТТ и N.

Введение в железнодорожное моделирование. Часть 2. Определяемся с масштабом. Железная дорога, Железнодорожный моделизм, Стендовый моделизм, Детская железная дорога, Видео, Длиннопост

На прошедшем летом, третьем сборе, суммарная длина модулей в НО составила более 50 метров.
Ну и обещанные ранее тонкости Британской масштабной линейки...
В отличии от Европы и Америки, Британский масштаб N - 1:148, а аналог НО - ОО 1:76. Дело в том, что британский подвижной состав имеет существенно меньшие габариты, чем континентальный. И если его делать в "правильном" масштабе, то он будет смотреться на фоне своих европейских аналогов "тараканом". Чтобы подогнать габариты под европейцев Британцы и выпускают свои модели в таких "не правильных" масштабах, хотя масштабная колея получается при этом уже прототипа (колея моделей стандартная, 9мм для N и 16,5мм для OO)
В следующий раз, я расскажу о рельсовом материале. Там тоже есть свои нюансы, о которых лучше знать перед тем, как покупать...