Все о Работе Машиниста в Московском Метрополитене2

Начнем с того, как я попал в эту «прекрасную организацию».

В 2023 году, я переехал в Подольск с женой и сыном. Гуляя по Москве, увидел листовки, в которых Московскому метрополитену(далее ММ) требовались машинисты электропоездов. Привлекло, что на срок обучения предоставляется стипендия в 40 000р. А сама зарплата машиниста от 120 000р.

Пару дней раздумий, и я решился начать обучение. Придя в Корпоративный Университет Транспортного Комплекса(КУТК), я предоставил девушке на ресепшене свои документы: паспорт, ИНН, СНИЛС и военный билет(он обязателен). После проверки документов девушка выдала мне направление на медицинскую комиссию, которую оплачивает ММ. Медкомиссию я прошел за два дня(очень много было желающих учиться = большие очереди в кабинеты). Кстати, достаточно 11 классов школы и армия, чтобы учиться в КУТК.

Результаты комиссии передали в КУТК без меня. Мне позвонили и попросили пройти психолога на базе КУТК, что я и сделал. Тесты были на компьютере на внимательность, реакцию, логику. Если вы не путаетесь в собственных пальцах, тесты для вас будут простыми.

Далее меня снова пригласили на ресепшен, где та же милая девушка спросила на какой модели поезда я хочу ездить и перечислила их. Я понятия не имел о типах подвижных составов в ММ, поэтому тыкнул пальцем в небо: 81-760 «Ока».

Меня зачислили в группу и назначили дату посадки группы.

Нас собрали в актовом зале КУТК, где пожилой, но энергичный дедок(агитатор из управления ММ) в красках рассказывал нам о крутости работы в ММ, что мол вы вытянули счастливый билет, вы в надежных руках, да и вообще, все вам будут завидовать. Стелил очень мягко, мы приободрились. Затем появился наш куратор группы, которая(она женщина) назначила старосту и зам.старосты. Назначила по желанию, кто захотел, тот и стал. Никто за это место не боролся. В эго обязанности входило: таскать и заполнять наш журнал для оценок, а также следить за этим стадом, чтобы сильно не разбредались, ну и, конечно, решать вопросы с руководством.

В группу набралось чуть больше 80 человек. Там же в актовом зале нас разбили на подгруппы, примерно по 8-10 человек, чтобы начать ознакомительный курс обучения в депо. Чтобы мы, так сказать, сразу оценили, с чем будем работать. От себя отмечу – это очень правильное решение!

Меня распределили в Электродепо Владыкино. Там в течении недели с нами, желторотиками, занимался инструктор по технической учебе. Мужик знал свое дело: занятия проходили в тех.классе на территории депо. Мы много учили, нам много задавали, и отвечали мы, стоя у доски, как в школе. Инструктор смотрел, кто «достоин» дальнейшего обучения в КУТК, чтобы на нас не тратили силы и бюджетные деньги. Этот курс длился одну неделю, за эту неделю наша группа уменьшилась на 2 человека. В конце курса нас «наградили» пробной поездкой в кабине электропоезда с машинистом. Ничего трогать нам, конечно же, не разрешалось, но общаться с машинистом можно было. Эта неделя для меня была очень насыщенной и интересной.

Через пару дней, мы, а точнее те, кого не отсеяли, собрались в КУТК для получения учебников и расписания. Осталось нас тогда меньше 40 человек.

У нас начался курс обучения на Помощника машиниста.

Кстати, в КУТК на занятия можно ходить в любой одежде, кроме шорт, открытой обуви, ярких принтов и камуфляжа.

На следующий день начались занятия. В день было три пары. Учились мы с 8 до 16:30. Между парами был перерыв по 15 минут и еще час с 12:00 до 13:00 обед. Вот тут мы и «прикурили»: материала было очень много, с непривычки я, приезжая домой, сразу садился учить и учил до часу ночи, мог бы и дольше, но голова преставала соображать.

Дисциплины были следующие:

-Механика(механическое устройство подвижного состава)

-Пневматика(пневматическое устройство подвижного состава)

-Электрооборудование(все электрические элементы в поезде)

-ПТЭ или Правила технической эксплуатации(для незнающих – это как ПДД для водителей).

-Управление(выход из неисправностей подвижного состава своими силами на тренажерах).

Самое необычное было то, что при продвижении в обучении нам не давали забывать предыдущий материал. Например(условно): на ПТЭ вы прошли тему 1 и 2. На следующей(3) паре вас спросят и 1, и 2 тему. На теме 5 вы будете отвечать темы 1,2,3,4. К концу обучения по ПТЭ один курсант мог отвечать преподавателю по 20-30 минут. Но в этом аду была супер-лазейка. Преподаватели всегда нам говорили, что мы взрослые и сами должны быть заинтересованы в образовании и работе. Они очень ценили, когда люди сами выходили отвечать у доски. В нашей группе все быстро про это догадались и начали смотреть по журналу, кого долго не спрашивали, те люди и отвечали на следующих парах. Но это не отменяло того, что можно было половину материала не учить все равно, когда спросят, ответишь все предыдущие темы.

Так прошел месяц теоретической учебы на помощника машиниста. И у нас снова началась практика в депо. Все ребята решили остаться в тех депо, куда были распределены впервые. Каждому было поручено купить форму за свои деньги: рубашка(ЖД, метро,полиция, главное, что синяя), галстук, черные брюки, классические черные туфли и погоны(БОЖЕ, покупайте их сразу, как поступите в КУТК, потом днем с огнем не сыщите).В депо к каждому курсанту был приставлен опытный машинист наставник. Под его пристальным взглядом, нам доверили управлять настоящим поездом. Только представьте: вы управляете махиной под 250т, а за вашей спиной 2000 пассажиров. Это невероятное чувство! Мы ходили на учебу, как на работу, наши смены ставили точно так же, как и смены наставника. Наставник вел журнал практических навыков, которые освоил курсант. Затем экзамены на Помощника машиниста.

После этого курса сразу начался курс обучения на Машиниста электропоезда. По теории там все было тоже самое, только материала было еще больше. Но многие, как и я, уже втянулись, и учеба пошла легко. После теоретического курса снова пошла практика, только уже на машиниста электропоезда. Снова всех разогнали по депо и пошла работа. Многим из нас оставили тех же наставников, что было очень приятно.

Когда практика подошла к концу, начались экзамены на Машиниста. А спустя еще несколько дней, начались экзамены на право управления электроподвижным составом(фактически те же самые экзамены, что и на Машиниста). Весь курс закончило 24 человека, многие ушли по болезни, так как пропуск хотя бы недели – это огромный провал в знаниях, этих ребят переводили в группы, которые сформировали после нас.

А дальше пошло трудоустройство и цирк.

Но сначала хотел бы поговорить про деньги: Стипендию мы получали на карты Сбера или ВТБ(кому как удобнее) 34 800р, а где же 40 000? А все просто: это не стипендия – это зарплата, вычитаем оттуда налоги, вуаля твои чистые 34 800р. Стипендию платили раз в месяц. А вот, когда началась практика на машиниста - ее оплачивали выше, около 64 000р, так как мы уже были помощниками машиниста и занимали эту должность, а практика в депо проходит при официальном трудоустройстве.

Теперь, если вы решили, то поступать в КУТК нужно зимой, тогда практика у вас выпадет на весенне-летнее время(хотя бы снег не будете кидать на территории депо), да и под солнышком все же лучше, чем в холод.

В целом мне понравилось учиться в КУТК преподаватели хорошие, обстановка тоже. В общем всем остался доволен. По итогу выпуска, на руках я имел диплом Помощника машиниста, диплом Машиниста, а также удостоверение машиниста, удостоверение по электробезопасности и документ на право управления электроподвижным составом. Вся ваша практика уже идет в стаж работы и записывается в трудовую.

А вот про саму работу ничего хорошего не могу сказать. Поскольку ММ это единая организация, а депо лишь его «филиалы», то всех нас разбросало по всем электродепо Москвы. Я попал в электродепо Замоскворецкое, на БКЛ, при чем на другой тип подвижного состава 81-775 «Москва 2020». Если что, то каждый тип подвижного состава кардинально отличается по внутрянке друг от друга.

Понимаете всю иронию? Изучаешь одно, а работаешь совсем на другом. И никого не колышет, что ты учился на другой тип состава, сам изучай, как можешь в свободное от работы время. Ну да Бог с ним.

Как проходит сама работа? Очень сложно. Для начала начнем с графика – он тут настолько плавающий, что это ужас. Для справедливости скажу, что все смены в среднем 6-7 часов, могут быть и короче, но в неделю, в среднем должно быть 36 часов, это означает, что у вас один выходной на 7 дней(это в теории), то есть 6-ти дневная рабочая неделя.

Пример:

В понедельник я заступаю на смену в 7:15 утра и работаю до 13:00, потом еду домой.

Во вторник я заступаю в ночную смену(есть и такие) в 19:35, работаю до 01:40 и иду спать либо в депо либо в комнаты отдыха на станциях(это тоже зависит от смены). Домой сгонять поспать нельзя, у вас все еще смена, и вы на работе(за сон вам тоже платят, на то время чуть больше 100р в час). Подъем в 4:30 и иду снова на состав, чтобы проработать еще до 7:20.

В четверг(в среду я закончил работать) у меня снова смена в утро в 9:20 до 16:05.

В пятницу мне дадут выходной

В субботу могу заступить в 17:40 и работать до 23:30.

В воскресенье снова в ночь, только уже в 18:20.

Расписание смен очень сложное, составляют его зачастую на 5 дней вперед, редко, когда на 7-8 дней. Значит планировать что-то у вас не получится.

Сон получается рваный, организм, мягко говоря, офигевает. Я был постоянно уставший и не выспавшийся. Бывало, что организм уже не понимает, когда ему спать, все ритмы сбиваются. Сколько было, когда машинисты засыпали за пультом управления? Это все оттуда. Да все по закону, между сменами не может быть меньше 12 часов отдыха. Но вы не забывайте, что в эти 12 часов входит и дорога домой и на работу, домашние дела, семья, ваш сон. Ах да, чуть не забыл, помните про 6-ти дневную рабочую неделю? Так вот в депо вас обрадуют, что по закону у вас не может быть больше 12 смен подряд, а после 12 смен вам обязаны дать 2 выходных подряд. В ММ люди честные, но хитрые, закон никто не нарушит, вам могут поставить 11 смен подряд, отправить на выходной и снова дать 11 смен подряд. А зачем давать машинисту такую роскошь как сдвоенный выходной(и правда роскошь). Это не шутка. Но иногда мне везло и получалось самое крутое: у меня была смена до обеда, потом выходной, а после выходного я заступал в ночь. Считай 2 суток отдыхаешь, а считается 1 выходным. Но это редкость.

Теперь пойдем конкретнее по графику на рабочий день. Их очень много, и у каждого депо они разные.

Предположим, что я должен заступить на смену в 7:15 утра. Я приезжаю на линейный пункт(место на станции, где отдыхают машинисты) или в депо край к 7:00 и отмечаюсь, что я на месте у оператора линейного пункта или у оператора ДСЦП(оператор в депо). Беру свой путевой лист на смену(там написаны мои ФОИ, моя смена, маршрут, во сколько заступаю, сколько часов я работаю и сколько отдыхаю). Нужно прийти в себя и успокоить сердце и дыхание. Впереди Предрейсовый мед.осмотр(ПРМО). Там вам замеряют пульс и давление, а также проверят на алкотестере. Если пульс или давление не в норме, то у вас еще 2 попытки успокоиться и пройти заново, если так и не успокоились, то вас отправят в мед центр для дальнейшего разбирательства(может вы заболели?). Но не радуйтесь, пока вы там болтаетесь, вам нифига не заплатят, работу вы не делаете, за вас поедет другой машинист. А вот если не пройдете алкотест – это от отстранения до увольнения. Алкотест не пройден если 0,01 промилле.

После ПРМО я иду к оператору, чтобы она поставила подпись в моем путевом листе, что я прошел ПРМО. Я изучаю документы, приказы, распоряжения и акты, которые вышли в период моего отсутствия на работе, а иногда за день их выходит до 4-7. Ставлю подпись в журнале ознакомления, что я усвоил материал и иду к инструктору. Он опрашивает меня по всему, что ему заблагорассудится. И уже его подпись допускает меня к работе.

В 7:40 у меня поезд. Я прихожу на станцию к этому времени, и там я его принимаю у другого машиниста, делаю на нем один круг и завожу его в депо. В депо я должен сдать подвижной состав по инструкции и расписаться в журналах, что я все сдал, включая и поездной инструмент( 2 фонаря, смотровой молоток и рукоятку БРУ и рацию). Везде нужно расписаться. После у меня обед(50 минут перерыва).

После обеда, я должен из депо вывести состав на линию. Я принимаю состав по инструкции(благо, если при приемке состава ничего не сломается и не заглючит). И выезжаю на нем в назначенное время на линию, там я делаю еще круг и отдаю его другому машинисту на станции, где линейный пункт. У меня перерыв(зависит от смены, обычно от 15 до 40 минут). Отдохнув, я сажусь на еще один состав, делаю два круга и отдаю его следующему машинисту. И моя смена закончена. Но надо еще отдать оператору путевой лист, чтобы она видела, что я не сбежал с работы, и расписаться в журнале окончания смены. Теперь можно домой.

Вся тяжесть работы заключена в условиях. Один круг примерно час(на БКЛ). И этот час ваша концентрация должна быть на самом высоком уровне. А еще не стоит забывать, что поезд может заглючить, или что-то может сломаться, что происходило на нашей линии(БКЛ) почти каждый день. Почти каждый день какой-то состав ломался. Добавляет нагрузки шум в кабине, он не невозможный, но приличный, особенно с непривычки. Зимой в кабине сильные сквозняки и холодно(да на Москве 2020), печка не всегда спасает. Постоянно слышишь диспетчера линии, который раздает указания налево и направо. Выключить радиосвязь нельзя, вдруг и тебе что-то скажут. Проигноришь, не услышишь, не выполнишь – накажут.

Про наказания.

Ууууу ММ это любит. Вот вы на машине едете по городу, где ограничения 60км/ч, но вы можете безнаказанно ехать 79км/ч. В ММ не так, если ограничение на 60 км/ч, то ехать можно 59км/ч, 60км/ч – это уже превышение, которое регистрируется РПДП(черный ящик), а специальные люди в депо считывают эти показания. Превышение? Минус пол премии. Сколько премия? 32 000р. Вот так легко можно попрощаться с 16 000р. И накосячить можно где угодно. Уснул? Не расписался? Неправильно принял\сдал состав? Не вышел с неисправности? Опоздал на смену? Не ответил инструктору на вопрос?

Так что по зарплате?

Помните «ОТ 120 000р»? ахахах наивные мои. В месяц, когда я проработал и сохранил премию, я получил 104 000р(это я еще и переработал немного). Без премии(за 2 косяка за месяц) примерно 72 000р.

Заплата делится на собственно саму зарплату и премию. Зарплата растет вместе с вашем стажем в ММ, а премия зависит от вашего класса.

Конечно, за последнее время зарплаты индексируют и поднимают. Когда я работал ставка была что-то в районе 454р в час.

Про больничные. Все официально. Оформляешь и болеешь. Главное, предупредить оператора, чтобы тебя не потеряли(прогул – увольнение). Правда и тут есть печаль. За неделю больничного мне заплатили чуть больше 2000р. «Болеть не выгодно» - намекает ММ.

Теперь про приятное: про отпуск. Отпуск 2 раза в год по 21 дню. За тяжелые условия 42 дня отпуска. Его назначают, выбирать нельзя. Но назначение происходит в диаметрально разные месяца года. Например: одну часть отпуска вам дадут в июне, а вторю, ровно через 6 месяцев в декабре. На следующий год в июле и январе. Еще через год августе и феврале. Это у всех машинистов. Это колесо отпусков так и проворачивается. Сделано умно, чтобы никому не было обидно: «А чего он ходит летом в отпуск, а я зимой?».

Что могу сказать? Если ты молод, живешь в Москве, не имеешь семьи, то тебе там может понравится. Некоторые молодые кайфовали с работы. Но для меня с дорогой 2 часа на работу и 2 часа с работы – оказалось тяжко. Но опыт был в целом хороший, были, как и хорошие, так и плохие моменты.  Но в целом сейчас обстановка в ММ удручает. Группы машинистов выпускаются, но большая часть увольняется из ММ, не проработав и года. Для статистики нашей группы: получили корочки машинистов 24 курсанта, сейчас работают 8 человек. Остаются только «старики», которые работают в ММ по 20 лет и более. А знаете почему? Работа очень узкого профиля. Даже в ЖД вас не возьмут. Знакомый машинист в ММ работал с 92 года, в 2023 году дома у него произошел инфаркт. Слава Богу живой. Но мед.комиссию не прошел. Не годен. Получал он с выслугой, первым классом и наставничеством очень хорошие деньги(больше 170 000р). А теперь? Куда ему? Сторожем на склад?

Если надумываете пойти туда, но сомневаетесь, зайдите на станцию и поищите в начале платформы(это там где висят часы над тоннелем) машиниста, который ждет свой состав. Спросите, не бойтесь. Машинисты всегда любят поговорить, в кабине ты ведь один, наедине со своими мыслями. Вас не укусят и не прогонят, всегда подскажут и расскажут, по мере возможности.