"Вредные" и "полезные" животные

«Животные не обязаны приносить нам пользу, чтобы заслужить право на жизнь», — утверждает зоозащитница Фло Блэкборн. Тем не менее люди веками разделяли животных на полезных и вредных.

Ценность животного зависит от его практического использования для человечества.

От этого никуда не деться – мы просто не можем не судить о животных через призму человеческого опыта.Мы тысячелетиями проводили различие между “полезными" и “вредными” животными, даже если порой это не самые полезные классификации.

Свиньи - отличный пример. На самом деле они не мерзкие и глупые, а умные, общительные и довольно чистоплотные существа.Вероятно, именно потому, что мы уделяем так мало внимания этим милым животным, мы без колебаний едим их на регулярной основе. Мы не хотим знать, насколько разумным был бекон на наших тарелках в предыдущем воплощении.

Когда дело доходит до конфликта между животным и человеком, то почему-то всегда обвиняется животное. Хорошо известна история уничтожения «вредного» вида — мухи цеце в Африке. Ученые полагали, что от нее можно избавиться, уничтожив ее переносчиков — диких животных. Жертвами глупости стали сотни тысяч животных. Муха цеце жива там по сей день. Гораздо больше, чем цеце, не повезло другим «вредителям» — туранскому тигру (СССР) и каролинскому попугаю (США). Они были уничтожены как виды полностью.

Проблема в том, что почти каждый вид животных на Земле представляет проблему для кого-то из людей, поэтому фразы «они — вредители» часто достаточно для истребления неугодных животных. Иронично, но эти „вредители“ могут контролировать популяции других неугодных для нас видов.

Указ Екатерины II 1763 г. разрешал в любое время года бить медведей, лисиц, волков, коршунов и других животных. Декрет 1765 г. за это назначал из казны некоторую награду.

Существует большая группа диких животных, отношение к которым в Европе издавна, и во многом благодаря христианству, было сугубо отрицательным. Этих животных считали «нечистыми», пособниками бесов, дьявола, ведьм и чертей. Их убийство не считалось грехом, а даже поощрялось отпущением грехов. Нередко «нечистых» животных убивали с особой жестокостью: живьем варили в воде, сжигали в огне, распинали или сажали на кол. К таким животным, занесенным народной традицией в «черный» список, относились: волки, лисы, ласки, хорьки, ежи, кроты, серая ворона, черный ворон, воробьи, сороки, галки, грачи, козодои, удоды, коршуны, ястребы, сычи, филины, совы, летучие мыши, жабы, лягушки, змеи, ящерицы и пауки.

Во Франции еще в статуте Карла Великого всем дворянам предписывалось иметь по 2 охотника для уничтожения волков. В 1805 г. Наполеон издал указ о назначении уполномоченных для борьбы с волками. В США в 19 веке осуществлялся принцип — «хороший волк — мертвый волк».

Поиск в природе «вредных» видов — большое моральное заблуждение человечества. Борьба с «вредными» видами» питается невежеством, страхом и ненавистью. В.В. Дежкин с коллегами пишет, что одной из задач заповедников и других ОПТ является «устранение животных, признанных безусловно вредными в данном регионе (на данной ОПТ), подавление их популяций». Однако что это за глупость — защита оленей и лосей от волков путем отстрела последних — это защита природы от нее самой.

В 1960-х годах в Латвии каждый охотник был обязан убить в год 10 серых ворон, в Чувашии местная власть чуть было не начала поголовный отстрел грачей, на Ладоге происходили расстрелы нерпы, обвиненной в чрезмерном поедании рыбы.

Вирус насилия в отношении рыбоядных птиц живет в многочисленных книгах по рыбоводству, изданных в СССР в 1960–1980-е годы, когда в стране велась массовая кампания по уничтожению чаек, цапель, бакланов и других рыбоядных.

Сусликов начали уничтожать еще в 19 веке. Например, с 1870 г. каждый крестьянин Херсонщины был обязан убить по 5 сусликов с одной десятины земли. В 1885 г. в Херсонской губернии их было уничтожено 7 млн., с 1896 г. против них стали применять отравленную пшеницу.В 1930-х годах в Украине борьба с сусликами разгорелась вновь. Кулаков к тому времени уже уничтожили, из «вредителей» на селе остались одни суслики, только в 1929 г. школьники Украины, по призыву комсомола и школы, лишили жизни 2 млн. этих зверьков. Юннат Ульяновской семилетней школы Ширяевского района Одесской области Леня Миколаенко в 1950 г. самолично уничтожил 4200 сусликов.

Впрочем, из детей — истребителей сусликов вырастали отличные руководители КГБ, как например, С. Бельченко, зам. председателя КГБ СССР при Хрущеве. Вспоминая босоногое детство, генерал особенно проникновенно любил вспоминать об уничтожении сусликов: «…подъезжал к этому месту и лил воду в нору, пока вредитель не выскакивал из нее. Здесь оставалась особая сноровка — схватить суслика за шейку и ударить об землю. У меня были ножницы, я должен был отрезать ему ножки, продеть через них иголку с ниткой, что служило доказательством, что я уничтожил грызуна».

В середине 1950-х годов против сусликов был разработан и пущен в производство специальный вариант самолета АН–2, который так и назывался «Самолет для борьбы с сусликами». Кстати, против сусликов и других «животных-вредителей» часто используют абсурдные обвинения. Например, говорилось, что один суслик съедает в год 4 кг зерна. Но почему-то никто не говорил, что это — опавшее зерно.

Так называемые «вредители» появляются в условиях, когда определенные животные начинают конкурировать с человеком за ресурсы.

Прекрасным примером этого является цветочная обезьяна. Эти обезьяны широко известны как паразиты, поедающие плодовые культуры, что приводит к неизбирательному уничтожению их фермерами. Только когда ученые начали изучать поведение верветок, стало ясно, что обезьяны не так вредны для ценных сельскохозяйственных культур, как считалось ранее. “На самом деле верветки предпочитают спелые фрукты, в то время как фермеры собирают и хранят незрелые плоды для отправки на рынок… верветки очень эффективно поедают насекомых, вредных для сельскохозяйственных культур ”, - объясняет Меган Старк, менеджер заповедника в Фонде обезьян-верветок в Южной Африке.

Уподобление чужеземцев животным было одним из оправданий для колониальной агрессии и экспансии

«Другие народы могут и должны быть подвергнуты эксплуатации, поскольку они звероподобны — как обезьяны, которые вылавливают вшей у себя в волосах», — объясняет Лиза Сарасон логику захватчиков.

От такой логики был всего один шаг до дегуманизации и отождествления представителей других народов с животными-вредителями. Действительно, термин «вредитель», объясняет ученая, легко становился «смертоносной метафорой», направленной против самых разных людей: мигрантов, нищих, коммунистов, евреев, африканцев и всех, кто якобы угрожал «положению высших классов, власти доминирующей группы и комфорту, здоровью и безопасности не-вредителей».

Пожалуй, самый трагичный и известный пример такой дегуманизации — призывы хуту истреблять меньшинство тутси как тараканов во время геноцида 1994 года в Руанде.

Но в истории было немало и других похожих случаев. К примеру, английский полководец Оливер Кромвель в 1649 году во время осады ирландского города Дроэда отдал приказ истребить всех ирландцев, включая детей и женщин, потому что «из гнид получаются вши»

Уже во Вторую мировую один из главных нацистских деятелей Генрих Гиммлер заявил: «Антисемитизм — это совершенно то же самое, что и дезинсекция. Избавление от вшей — это не вопрос идеологии. Это вопрос чистоты. <…> У нас осталось всего 20 тысяч вшей, а затем для всей Германии дело будет завершено».