"Восток-Запад"

Подготавливая ответ на семинар по культурологии, набрёл на красивое и достаточно наглядное объяснение разницы подходов двух полюсов:

 "Почти одновременно (с разницей около 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело в Италии получили заказы на большие работы: первый - украсить стену дворца, второй - расписать плафон Сикстинской капеллы. Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на несколько частей иллюзорными архитектурными переборками. На каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окруженную рисованой каменной рамой. Герои его композиций - сильные, яркие личности, которые отчуждены одна от другой, даже когда они тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то что она была расчленена столбами и горизонтальными балками, изобразил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное дерево включает дворец в природную среду и символизирует неотделимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол - это как бы ствол единого национального родового тела, обобщающий образ японского народа в целом. В противоположность западному индивидуализму здесь выступает на первый план идея общности, единства людей (контраст между индивидуализмом и коллективизмом проявился в данном случае и в организации творческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу один в течение четырех лет, - тогда как Эйтоку работал вместе с группой своих учеников)"


Источник