Восстановление сложности
Восстановление сложности
Чем сложнее ситуация, тем проще наше мышление. В этом есть понятность, эволюционная ценность: когда происходило что-то угрожающее, то нашим предкам надо было реагировать как можно быстрее. Например, шорох в кустах. Если это соплеменник, надо улыбнуться; если это человек из враждебного племени, надо оскалиться; если это зайчик, надо очень быстро ударить палкой, и тогда можно будет принести к костру будущий ужин. А если это тигр, тогда надо очень быстро бежать в надежде, что тебе удастся спрятаться или оторваться от преследования. Если это тяжелый хищник, надо лезть на дерево; если этот хищник сам хорошо лазает по деревьям, надо искать другой способ спасения. Решать нужно было очень-очень быстро. Тот, кто решал медленно, обычно не выживал.
Сейчас этот эволюционный механизм, ранее такой здравый и уместный, подводит нас сейчас. Для большинства из нас нет ситуации физической угрозы для нашей жизни и целостности. Мы читаем новости, смотрим какие-то каналы в Телеграме, смотрим видео и приходим в ужас от того, что происходит, но этот ужас не может вылиться ни в какие немедленные продуктивные действия. Мы чувствуем себя беспомощными в данной картине мира. При этом высокий уровень стресса не даёт нам ее усложнить. Это та ситуация, где наш мозг, созданный для выживания в биологической среде, подводит нас в среде информационно-социальной.
Для того, чтобы принять какое-то решение, которое реально поможет нам исправить ситуацию (не для мира, но хотя бы для нас), нам нужно принимать решения, исходя из объемной и сложной картины мира. Напуганный мозг в такие моменты склонен ее максимально упрощать. По сути дела, мы сталкиваемся с парадоксом. Для того, чтобы естественным для себя биологическим образом успокоиться, нам надо проблему решить. А решить ее мы не можем, потому что в простой картине мира выхода нет, либо выходом кажутся агрессивные и неэффективные действия. Та карта мира, которую для нас строит стресс, не имеет хороших путей решения, и мы оказываемся в ситуации еще большей беспомощности.
Например, я думаю о том, что все плохо и надо с этим что-то делать, а для того, чтобы все исправилось, надо, чтобы все прекратилось, а лучше отменилось и стало, как раньше, но я не властен над временем и пространством... И я ничего не могу поделать с этим.
Поэтому здесь нужны техники искусственного управления собственным состоянием, во-первых. А во-вторых, понимание того, что происходит. Ну и, наконец, в-третьих, необходимо восстанавливать сложность картины мира. От нас НЕ требуется немедленной реакции. Один-единственный простой концептуальный слепок не дает нам картинки, по которой можно построить маршрут на выход.
Например, если меня не устраивает то, что происходит, мне хочется, чтобы исправилось все. В такой ситуации я не способен принять то, что произошедшее уже случилось. Не способен увидеть границы своей ответственности. То что я могу повлиять только на свою собственную жизнь, и ещё и на жизни близких мне людей. В результате я оказываюсь в ситуации беспомощности, вместо того, чтобы принять случившееся как свершившийся факт...
Для восстановления психического состояния есть масса техник: дыхательная гимнастика, медитация, физическая нагрузка, разные техники осознанности, посещение психотерапевта, в конце концов. Иногда мы справляемся сами, иногда нужен кто-то, кто может помочь направить этот процесс.
И еще вопрос, что именно произошло? Идет информационная война, сводки противоречивы, в кучу смешиваются реальные и постановочные фото, реальные сьемки показываю картинку, но не разворачивают ни причин, ни следствий, ни общей структуры происходящего.
И что делать дальше? Расширять и усложнять. Избегать черно-белого мышления.
Более сложная картина мира будет выглядеть так. Я вижу, что что-то произошло. Я вижу, что возникают какие-то последствия. Я не знаю достоверно, что именно к этому привело. Я видел определенные события, но не знаю всей механики происходящего. Обычно в исторической перспективе такие периоды происходят по какой-то причине и заканчиваются с какими-то последствиями. В этой ситуации мне с моими возможностями, ограничениями и потребностями следует позаботиться о себе и о своих близких определенным образом. Но для того, чтобы выйти на такой уровень, нам необходимо восстановить собственное психическое состояние. А это то, что нам подвластно, и это то, что нужно делать в первую очередь.