«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики

В конце июля на стриминговом сервисе Netflix вышел долгожданный ребут легендарного мультсериала Masters of the Universe под названием «Властелины вселенной: Откровение». Шоураннером стал Кевин Смит, режиссёр «Клерков», «Догмы» и «Джея и Молчаливого Боба». Смит славится своей любовью к поп-культуре конца XX века (особенно к комиксам) и вообще ценится в Голливуде, как один из главных кидалтов и гиков.

Что же могло пойти не так с перезапуском Хи-мена? Давайте начнем с матчасти. Врубаем трек Holding Out For A Hero Бонни Тайлер и прыгаем на 40 лет назад.

В 1982 году, когда компания Mattel (та, что делала игрушки Barbie, Hot Wheels и UNO) представила свою новинку –– Masters of the Universe, где куча крутых героев комбинировали в своей вселенной магию и технологии. Игрушки быстро набрали популярность, особенно Хи-мен (он же He-man, он же «Он-мужик»), так что логичным решением было начать производство телесериала.


С 1983 по 1985 вышло 130 серий анимационного сериала Masters of the Universe. Анимация была сделана на коленке, и вообще тогда никто и не скрывал, что мультсериал нужен только для продаж тех самых игрушек. Сюжет был прост: есть демон Скелетор (он плохой дядя), который с помощью своих приспешников пытается завоевать земли Этернии и захватить замок Серого Черепа, но у них это от серии к серии не получается, потому что на пути злодеев встают защитники в лице Хи-мена (который перевоплощается в перекаченную форму из принца Адама) и его боевой кот Кринжер, плюс помогают им в этом капитан гвардии Тила, оружейник-генерал Дункан, троллянин-маг Орко, волшебница замка Серого Черепа, ну и ещё несколько персонажей.

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

Но внезапно сериал стал очень популярным (особенно среди детей) и собрал вокруг себя огромную базу фанатов. Так что дальше выпустили ещё больше игрушек, нарисовали сотни комиксов, сделали довольно кринжовый полнометражный мультфильм и несколько спин-оффов про принцессу Ши-Ра. В 2002 году вышел уже неплохой перезапуск сериала на два сезона. А в 10-е ностальгирующие миллениалы дали Хи-мену новый виток популярности, растащив героев и сюжет на мемы.

И вот в 2021 мы получили скорее не ремейк, а сиквел, продолжающий основной сюжет, но деконструирующий общие законы мультипликационной вселенной. Известно, что у новых «Властелинов вселенной» будет как минимум два сезона, но первый сезон уже разбили на две части, что, кажется, драматургически оправдано. Перед зрителем уже висит десяток вопросов о том, как будет продолжаться и развиваться сюжет. Так что давайте разберём все эпизоды по очереди.


1. «Сила серого черепа» и переформулированная экспозиция

Сериал начинается многообещающе: постепенно на экране появляются знакомые персонажи, замечаешь, насколько качественно проработана анимация (при этом используются старые приемы, отсылающие к оригиналу), слышишь знакомые голоса, озвучившие героев (за озвучку «Властелинам вселенной» вообще улетает отдельная благодарность и низкий поклон, чего только стоит злобный смех Скелетора в исполнении Марка Хэмилла).

Драматургически сюжет развивается спокойно, но гораздо более динамично, чем 40 лет назад. Хочется отметить, как здорово здесь и далее построены сражения — за ними действительно интересно наблюдать: почти каждая атака имеет контратаку, несколько боев происходят параллельно, постоянно сменяются преимущества у сторон.

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

Вторая половина эпизода идет вразрез с фанатскими ожиданиями: оказывается, что у замка Серый Череп есть потайной подвал с истоками магии, Моссмен сгорает в битве, Скелетор умирает, Хи-Мэн умирает, Тила (верная спутница героя) узнает о том, что Хи-Мэн и есть Адам (господи, как можно было этого не понять, это же очевидно!)

В общем первая серия и отталкивается от оригинального сюжета, и формирует абсолютно новое направление дальнейшего развития истории, одновременно ломая ожидания фанатов, приковывая новых зрителей плоттвистом.


2. «Чаша яда» и интертекстуальность

Действие второй серии происходит спустя несколько лет. Тила уже без королевских доспехов и выполняет задания в стиле «найди — убей — забери — верни». Теперь у неё новое оружие, классная причёска с выбритыми висками и даже новая спутница по имени Андра. С первого взгляда может показаться, что она безликий и не прописанный персонаж (кстати в оригинальном сериале она лишь пару раз появлялась в эпизодах), который нужен лишь для дополнения образа основной героини.

Но постепенно становится понятно, что Андра здесь — олицетворение недоумевающего и любопытствующего зрителя. Благодаря ей, интертекстуальность в повествование вводится без эмоционального отторжения у зрителя, то есть сериал начинает нативно комментировать сам себя, за счёт чего может выполнять сразу несколько важных задач: поощрять фанатов ностальгическими отсылками и

продолжать постепенно рассказывать о старых сюжетах новым зрителям.

Вот например. Ивил-Лин в образе старушки просит героинь вернуть за большую плату старый кубок. Тила естественно думает, что это какой-то магический артефакт, но нет:

«Не магический — просто ностальгический. Кубок принадлежал покойному другу, лучшему другу. Я не могу вернуть его, поэтому заплачу любую цену, чтобы хоть частичка его была рядом».

И весь этот монолог точечно комментирует любовь преданных фанатов ко всей франшизе и постоянные просьбы о сиквеле.

Далее классный момент происходит на Змеиной горе в логове Триклопа. Он, кстати, стал главным после смерти Скелетора и решил изменить стратегию злодейского развития на более технологичную, что забавно, потому что сай-фай здесь всё равно передан в стилистике 80-х. Отсюда и «Святая шестерня», и «Вечная слава Материнской плате».

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

3. «Самый опасный человек в Этернии» и ностальгия

В третьем эпизоде интертекстуальность превращается глубокое погружение и переходит на следующий этап — тотальную ностальгию. Уже более подробно цитируется старый сюжет, герои перечисляют заслуги, которые были в сериале 80-х, вводятся «новые старые» персонажи (Робото, Бистмен, Мёрмен) и, наконец-то, в повествование вставляются контекстуальные шутки. Разрыв между старыми и новыми фанатами постепенно стирается.


И на этом моменте самое время перейти к тому, как истинные и преданные франшизе гики восприняли «Властелинов». Если коротко — фанаты в ярости. Конечно, всё это можно было бы списать на то, что в очередной раз маскулинные ребята взбесились от того, что главными героями сделали не Хи-Мена, а Тилу. Точнее даже не её одну, а сразу несколько женских персонажей: Ивил-Лин, которая точно так же была в тени, и всё ту же Андру. То есть фанаты ждали нового появления того самого перекачанного мужика в трусах, а получили вместо него трёх сильных девушек. Конечно, сразу посыпались стандартные упрёки в сторону Netflix, будто они каждый ремейк «портят, прогибаясь под повесточку».


Мы, конечно, не будем это комментировать, так как считаем, что это бессмысленно, однако где-то фанаты всё же правы. Во-первых, сначала Кевин Смит утверждал, что до сделки с Netflix он вообще не фанат серии Master of the Universe, а потом начал утверждать, что это чуть ли не самый любимый мультсериал его детства. Во-вторых, зачем вообще смещать главного героя, если у франшизы уже есть «женские» спин-оффы: старый мультсериал 1985 года «Непобедимая принцесса Ши-Ра» и свежий ребут на Netflix от Dreamworks «Ши-Ра и непобедимые принцессы». В-третьих, вся пиар-кампания, которая началась где-то год назад, была направлена на олдовых фанатов и позиционировалась как «новые приключения Хи-мена». Посмотрите, например, официальные трейлеры или основной постер перезапуска — там везде в центре внимания Хи-мен. На постере та же Тила где-то сбоку и очень мелкая по сравнению с каноничным протагонистом.

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

Да, какую-то часть гнева фанатов понять можно, но, как часто случается в таких случаях, они решили не сдерживать свою ненависть. Сначала уронили зрительский рейтинг на Rotten Tomatoes (сейчас, на утро 27 июля, рейтинг критиков — 95%, а зрителей — всего 33%), а потом и других сайтов типа IMDb (4,8/10). Как создатели и сам Смит будут отрабатывать хейт — пока непонятно, но, думаю, это было ожидаемо. Посмотрите хотя бы одно видео, где ютубер называет «Властелинов» плевком в фанатскую любовь. И такого контента во всех соцсетях сейчас очень много.

4. «Земля мёртвых» и погружение

Герои спускаются в Субтернию (это аналог ада), чтобы найти половину легендарного меча. Самое важное в этом эпизоде — это то, что ремейк устаканивает своё основное несходство с оригиналом. В отличие от сериала сорокалетней давности эти «Властелины» невероятно глубоко копают по части драматургии.

По сюжету в Субтернии всё пространство питается страхами прибывших. В итоге Тила погружается в собственные страхи, о которых можно было бы догадаться в оригинальном сериале, но о них даже близко не думали сценаристы, а Орко, который раньше отвечал за нелепые шутки и глупые фразочки типичного сайдкика, вдруг расплывается в длинном монологе о том, что его на самом деле зовут Оракул, но всю жизнь люди вокруг насмехались над ним, потому что ему никак не удавалось постичь магию. И вот уже мультсериал пытается говорить со зрителями о важных с эмоциональной точки зрения вещах: за небольшие пять серий поднимаются проблемы идентификации, абьюзивных отношений, предназначения, токсичного воспитания — куча всего.

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

5. «Потерянный рай» и финальный переход к новой форме

В пятой серии герои попадают в Претернию (это своего рода аналог рая), где встречают былых заступников Серого Черепа. И, конечно, герои встречают Хи-Мена, точнее Адама (в этом контексте очень любопытен посыл, что все умершие защитники выбрали себе маскулинную перекаченную форму, а Хи-Мен — единственный, кто решил остаться в теле хилого принца, хотя и мог сам выбрать образ). Далее произносится нескольких важных речей «местных жителей». Особенно доставляет фраза: «Конец — это лишь начало, и только после смерти я действительно живу». А дальше происходит такой сюжетный замес…

«Властелины вселенной» на Netflix. Фанаты vs. Критики Masters of the Universe, Netflix, Кевин Смит, 2x2, Анимация, Видео, Длиннопост, He-man

Так вот. Робото рискует собой, чтобы сковать две половины меча, и вроде бы умирает (тут только что Орко умер, вы куда вообще несётесь?), Хи-Мен отрекается от рая и возвращается в родную Этернию (хотя его предупреждают, что второго шанса уже не будет), из посоха Ивил-Лин внезапно возникает Скелетор (что?), Ивил-Лин переходит обратно ко злу (чтоооо?), Скелетор убивает Адама (ЧТО? ОПЯТЬ?). И он же впервые за 40 лет существования франшизы берёт тот самый меч (ЧТОООООООО?), произносит ту самую фразу «I have the power!» (ЧЕГОООООО?) и превращается во Властелина вселенной (ОООООООХ ЧТО ПРОИСХОДИТ?).

На этом заканчивается первая часть сезона. Становится абсолютно понятно, что «Властелины вселенной: Откровение» мало того, что полностью поменяли направление оригинального сериала, так ещё и деконструировали классику.


Коротко: Что дальше?

— Смит говорит, что вторая часть совсем крышесносная по сравнению с первой. Стоит ли верить ему сейчас после некоторой охапки вранья — вам решать.

— Шоураннер во второй раз уже почти прямым текстом говорит о том, что Хи-Мен не умер.

— Орко погиб окончательно (вот это жестоко).

— Намёки на то, что Скелетор не умер в первой серии, были на протяжении всех эпизодов.

— Вторая часть сезона, кажется, сфокусируется на сложном характере Ивил-Лин и её истории.

— Шестой эпизод начнётся с того же места, где закончилась пятая серия.