Владимир Соловьев (Философ! не тот который телеведущий) о Китайцах
1889 год. Мне вспомнилось одно заседание Парижского географического общества. Состав ораторов был самый разнообразный; тут выступали французские географы и египтологи, голландские и португальские путешественники, учёный итальянский монах в светском костюме. Но настоящим героем вечера был не белый и не чёрный, в жёлтый человек: китайский военный агент в Париже - известный генерал Чен-ки-тонг. Во всей этой толпе с разноцветными лицами, но с одноцветной европейской одеждой он один сохранил свой национальный наряд. Тем поразительнее была его речь, произнесённая на чистейшем парижском говоре. Я был глубоко поражён полновесным смыслом, скрывавшимся под этою на вид легкомысленной болтовнёй. Передо мною был представитель чужого, враждебного и всё более и более надвигающегося на нас мира.
"- Мы готовы и способны взять от вас всё, что нам нужно, всю технику вашей умственной и материальной культуры, но ни одного вашего верования, ни одной вашей идеи и даже ни одного вашего вкуса мы не усвоим. Мы любим только себя и уважаем только силу. В своей силе мы не сомневаемся: она прочнее вашей. Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нём активное участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляете средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас."
Таков был смысл того, что говорил этот Китаец, и Европейцы приветствовали его с таким же легкомысленным восторгом, с каким Иудеи Маккавейской эпохи впервые приветствовали Римлян.