Виртуальный Университет научно-буддийской Дхармы продолжает выездные гастроли
На очереди установочное (оно же -- практическое, кто понимает) занятие для прогулявших предыдущую лекцию.
Про взаимную аннигиляцию концептов. Традиционно, на примере переживания какого-нибудь цвета.
Смотрите. Воспринимается сейчас никакой не "цвет", как независимое свойство или характеристика (как бы) окружающего мира. Это просто переживание такое. Ну, впечатление, одно из многих, так?
При этом. Получает ВПЕЧАТЛЕНИЕ цвета субъективный наблюдатель, что вполне очевидно. И тут разница непринципиальна, участвует ли в создании этого впечатления только физиология, или там есть еще промежуточное звено в виде сконструированного прибора, воспризводящего запись природы на каком-нибудь экране. В любом случае, цвет будет переживанием, а не каким-то "независимо существующим явлением".
Едем дальше. Если мы согласимся, что вообще любой воспринимаемый "объект" -- это такое событие в субъективной психике, будет несложно перейти и к тому, что ничего ДРУГОГО, помимо субъективных переживаний, нам от мира не доступно -- что естественным образом должно вызывать интерес к этому самом субъекту.
И тут достаточно наблюдательный студиозус мог бы обнаружить, что субъект вообще не существует, если нет объекта! Действительно, какой же он тогда субъект? ))
Получается, что наш субъект -- этот "я" или "Вы" -- сам по себе является переживанием, причем даже не самостоятельно существующим, а просто необходимой парой к переживанию объекта. Кто не верит, тот пусть попробует себя найти безотносительно к чему-нибудь воспринимаемому или представляемому.
И если признано, что "объект" -- это переживание. И что "субъект" - это переживание. И что по сути это одно и то же парное переживание, возникающее всякий раз заново, для каждого акта апперцепции свое...
...не исключая, кстати, и любых концептов, парадоксов и теорий -- которые, как вы, конечно, согласитесь, не являются ничем иным, кроме субъективного переживания неких логических построений, также требующих некоего субъекта для своего призрачного существования...
-- если всё это признано эмпирически доступным фактом, то что тут у нас остается ПОМИМО этого созависимого творения?
Не будет ли это сама невоспринимаемая и несводимая к концепции пространства-времени Реальность, наблюдающая саму себя во всех этих радугах?
Смотрите, смотрите, вот же оно -- то, что смотрит.
Ну разве не чудесно?
Что там у вас, звонок? Значит, на сегодня пока всё. Не забываем делать домашку.
Чмоке.