Винтажные настольные часы из китайского будильника
Привет, Пикабу!
Сегодня хочу поделиться с Вами процессом доработки корпуса убитого китайского будильника, или того, что от него осталось после падения.
Так случилось, что несколько лет назад сей предмет грохнулся с книжной полки (ножки у него были неустойчивые). Стекло вдребезги, половина деталей отлетела. Так и не дождавшись ремонта, поломанный будильник попал в руки детишек и долгое время служил для них игрушкой.
Теперь детишки подросли, а этот будильник, более не подающий признаков жизни, ждала единственная участь - отправиться в мусорку. И тут мне стало его жаль: зачем выбрасывать, когда можно же починить. Ну, не знаю, чем мне так нравятся подобные винтажные безделушки, да и кому сейчас нужны будильники в наш век высоких технологий и мобильных телефонов )). Тем не менее, выбрасывать его не стал и взялся за дело.
Изначально у него были две ножки в виде стальных шариков, но они "сделала ноги" и найти их не удалось. Вслед за ножками ушла и фигурная медная ручка, которая крепилась вверху на корпусе, а также и все четыре стрелки.
Не повезло и кварцевому механизму. Обильно политый колой, соком или ещё какой-то липкой хренью, он уже не имел ни единого шанса на вторую жизнь: после такого любой механизм бы не завёлся, тем более кварцевый, так что его пришлось выбросить. Благо, раздобыть точно такой же с функцией будильника оказалось совсем не сложно, и стоимость его не велика.
Итак, начнем с реставрации корпуса. Вместо шариковых ножек решено было сделать фигурную деревянную стойку, как у старинных настольных часов. Долго копался во дворе в поисках подходящей древесины, наконец кое-что нашлось и я отпилил вот такой брусок.
Под корпус будильника сделал полукруглый вырез, переднюю и заднюю стороны обточил на наждаке под некоторым углом. Ширина бруска 7 см, и мой электролобзик не справился с такой глубиной. Более подходящих электроинструментов у меня нет, поэтому вырез пришлось выпиливать вручную обычным лобзиком. Вот что получилось:
Затем выпилил по краям фигурные вырезы. Кстати, зацените мой адский лобзик ))
Ценой немалых усилий и терпения мне всё же удалось получить вот такую фигурную стойку. Под ней будет ещё подставка, но о ней расскажу чуть позже.
Металлический корпус будильника - чёрный, поэтому и деревянную стойку с подставкой хочу затонировать черным. Не покрасить, а именно затонировать, чтобы текстура и волокна древесины, по возможности, оставались видны. Тонировать буду льняным маслом с колером "Венге".
Но перед тем, как начать обработку стойки тонирующим маслом, возникла идея дополнить её каким-нибудь декоративным элементом из латуни. В фотошопе от руки нарисовал подходящий орнамент. Вот так, на мой взгляд, стойка будет смотреться намного лучше:
Теперь мне предстоит непростая задача: выпилить из латуни орнамент и затем врезать его в дерево (техника инкрустации). Лишь после этого стойку можно будет соединить с подставкой, и всё вместе затонировать под "венге".
Итак, приступим. Вырезаем из бумаги шаблон орнамента, обводим его на кусочках листовой латуни (толщина 0,5 мм) и выпиливаем ювелирным лобзиком с тонкой пилкой. В принципе листовая латунь неплохо пилится лобзиком, сложнее всего было зафиксировать заготовку, чтобы она не трепыхалась и не гнулась во время выпиливания.
Орнамент благополучно выпилен, обработан надфилями и наждачкой. Финишная шлифовка будет выполняться уже после врезки в дерево. Врезкой мы сейчас и займёмся.
Тонким карандашом обводим на деревянной заготовке наши латунные орнаменты, затем очень аккуратно начинаем прорезать по контуру острым скальпелем на глубину не менее 0,5 мм (по толщине латуни).
Когда все контуры прорезаны, с помощью резца для резьбы по дереву выбираем слой за слоем поверхность древесины внутри рисунка, пока не получим углубление, достаточное для вставки латунного орнамента.
Резчик из меня, конечно, так себе, но здесь и не требуется идеальная художественная резьба. После вклейки орнаментов все щели будут заполнены эпоксидной смолой, затем всё тщательно зашлифуется и загладится... Ну, это я так себя успокаиваю, хотя на самом деле пока не знаю, каков будет результат :-).
Итак, подготовим компоненты эпоксидки. В смолу я добавлю наполнитель в виде древесного порошка, который остался после выпиливания. Это должно сделать смолу не прозрачной, а по цвету и составу имитирующей эту же древесину. Вот только не знаю, каким цветом она станет после тонировки готового изделия.
Теперь добавляем отвердитель (я делаю это в пропорции 1:5, на основе полученного ранее опыта), и тщательно перемешиваем. Благодаря наполнителю состав получился достаточно густой и его сразу же можно наносить в прорезанные углубления. Здесь важно не переусердствовать, иначе лишняя эпоксидка выдавится в большом количестве, и после отверждения её будет очень сложно сошлифовать с поверхности изделия.
Вставляем латунные орнаменты и оставляем под прессом до тех пор, пока эпоксидка не затвердеет полностью. Обычно на это требуется около суток, но остатки неизрасходованной эпоксидки уже часа через 4 превратились в камень, так что и моё изделие уже было готово к дальнейшей обработке.
Вот так стала выглядеть подставка после обработки тонирующим маслом:
Древесина с лицевой стороны проявила свою текстуру под тонировкой самым неожиданным образом. Я ожидал увидеть несколько иной результат. Сейчас это напоминает деревяшку, которой лет 200 )) После высыхания попробую лицевую сторону обработать ещё одним слоем, может станет немного темнее.
Ну а пока сохнет - расскажу, из чего будет сделана подставка. Изначально планировалось, что это будет просто фрезерованная дощечка, но в магазине деревянных заготовок случайно мне попалась вот такая штуковина: шкатулка-купюрница.
И по форме, и по размеру она в принципе подходит. Если соединить её с моей готовой стойкой, получится не только отличная подставка под часы, но также в ней можно будет прятать от жены заначку (только ей ни слова об этом! :-) ) Шкатулка оснащена магнитами, открывается только с достаточным усилием, так что если часы поднять - она останется плотно закрытой.
Для начала просверливаю в крышке пару отверстий, через которые саморезами она будет соединяться со стойкой вот таким образом:
Теперь надо бы и подставку обработать тонирующим маслом под венге, но снова возник вопрос: не придется ли и здесь делать инкрустацию с орнаментом? В фотошопе затемнил подставку, чтобы получить представление о её внешнем виде без инкрустации, и вот результат:
Факт налицо: без орнамента черный ящик смотрится скудно и мрачно. Значит, снова инкрустация, мать её... Ну а куда деваться, раз уж начал - надо довести дело до конца, пока не получу удовлетворительный результат.
Здесь всё усложняется тем, что створки шкатулки очень узкие. Максимально возможная высота орнамента на верхней и нижней створках - не более 5 мм. Именно такой орнамент я и нарисовал.
Честно говоря, результат после инкрустации и тонировки меня не впечатлил, я ожидал лучшего. Не знаю, то-ли с инкрустацией перебор, то-ли орнамент придумал неудачный... Хотел классический английский стиль, а получился какой-то монголо-татарский )) Впрочем, ничего удивительного, будильник же китайский ))
Ладно, продолжим. Теперь нужно вставить стекло. С этим я не стал особо заморачиваться и вырезал его из листового ПЭТ.
Тут засада: между стеклом и циферблатом должна быть прослойка в виде обруча шириной 1 см. Раньше он тут был пластмассовый, но его уже давно след простыл. Без него стеко держаться не будет. Решил попробовать вырезать его из листовой латуни. Сначала ножницами по металлу вырезал круг диаметром 20 см, по радиусу делаем разрез до центра, а затем отрезаем от края этого круга кольцо с шириной полоски 12 мм. Сводим его концы, чтобы придать коническую форму и получить нужный диаметр.
Стык я сначала хотел соединить мелким винтиком, но потом передумал и решил спаять: так надёжнее, и меньше лишней батвы. Вот теперь стекло отлично держится и не болтается в корпусе. После примерки полирую латунь до блеска.
Ну а теперь можно заняться стрелками. Пока корпус, обработанный масло-воском, всё ещё сохнет - сгонял к знакомому часовщику выпросить стрелок для такого будильника. Он по-дружески отсыпал мне их целую горсть, от самых разных часов )). Среди них был и комплект подходящих стрелок.
Для полного комплекта в верхней части корпуса делаем декоративную ручку-петельку. Вполне подошла мебельная латунная ручка, только добавил к ней небольшую втулку, отрезанную от анкера:
Пришло время финальной сборки конструкции. Когда собрал - не понравилось, что корпус словно "лежит на брюхе". Все настольные часы в подобном стиле обязательно имеют ножки. Подобрав подходящие детали, корпус моих часов был оснащен четырьмя ножками:
Ну вот вроде бы всё и готово, но мне опять кажется, что чего-то не хватает в плане отделки корпуса. Решаюсь на заключительный штрих и добавляю вот такой декоративный элемент:
Вот теперь - точно всё, точка )) Из обломков китайского будильника я получил винтажные настольные часы с функцией будильника.
Всем большое спасибо за внимание, до скорой встречи на Пикабу!
Рукодельники
59.8K постов60.2K подписчик
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.