Веры тонкая свеча

Творческий и семейный альянс Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, бывший главным поставщиком первоклассных патриотических хитов при Брежневе, в годы перестройки оказался фактически невостребованным - новому времени песни Пахмутовой-Добронравова оказались не нужны.

В конце восьмидесятых Александра Пахмутова продюсировала весьма среднего вокалиста Павла Дементьева - на концерте в Кремле в честь 70-летия Октябрьской революции Дементьев (дуэтом с другим артистом второго эшелона - Игорем Демариным) исполнил песню "Октябрь семнадцатого года" - "Фанфары правду не спасут и демагоги новой моды. Для нас с тобой есть высший суд - октябрь семнадцатого года!" Дуэт в комсомольских синих блузах на праздничной сцене смотрелся весьма уныло, да и песня была не слишком удачная - хитом она не стала.

После распада СССР Павел Дементьев уехал жить в Израиль, Александра Пахмутова с еще меньшим успехом продюсировала певца Юлиана, ныне принявшего ислам (в буквальном смысле, а не тек, как вы подумали - прим. Развалюхи), но две лучшие злободневно-политические песни Пахмутовой-Добронравова исполнила Людмила Гурченко.


В 1992 году в оппозиционно настроенной среде стала безумно популярной песня "Остаюсь" (ее и сейчас продают на кассетах на коммунистических митингах): "Слышен звон чужих монастырей, снова мы себя переиначим, на обломках родины моей вместе соберемся и поплачем... Пусть судьба страны моей горька, остаюсь с обманутым народом...".

Чуть позже появилась вторая песня - "Веры тонкая свеча", в которой не было прямых отсылов к текущему моменту, но советская ностальгическая тональность угадывалась безошибочно - после премьеры песни на Первом канале в аналитической передаче "19.59" руководитель тогдашнего ОРТ Сергей Благоволин, согласно популярной легенде, запретил показывать Гурченко на канале, а сама программа была закрыта уже после третьего выпуска.

Интересно, что популярность песен Александры Пахмутовой в "красно-коричневой" среде никак не повлияла на ее отношения с постсоветскими властями России - Пахмутова не была обделена вниманием ни Бориса Ельцина, ни Владимира Путина, пишет корпоративные гимны для чубайсовского РАО ЕЭС, а московские власти в конце девяностых присудили Пахмутовой звание почетного гражданина Москвы.