4

Вера в загробную жизнь - выгодный эволюционный механизм

В своей статье "Возможность существования невозможных культур" в журнале Nature(Nature 460, 190–196; 2009), Марк Хаузер (Marc Hauser) выдвигает смелое предположение, что кардинальные аспекты уникальности человеческого вида возникли в результате естественного отбора, а значит они должны были быть выгодными для наших далеких предков с точки зрения эволюции. Одна из ключевых особенностей человека - полное самосознание, приводящее к интерсубъективности - пониманию интенциональности других людей. Эти черты могли стать позитивными с точки зрения эволюции, если предположить, что они приносили весомые преимущества в межличностной коммуникации особей, совместному выращиванию потомства и формированию языка, как средства для общения. Однако вопрос здесь только в том, почему подобный механизм возник лишь у одного вида, несмотря на наличие миллионов других на нашей планете.

Генетик Университета Аризоны Дэнни Бауэр, предположил, что достижение полного самосознания и интерсубъективности неизбежно придет также к осознанию своей смерти и смертности людей в целом, а отсюда развился бы подавляющий страх, который должен был бы стать тупиковым эволюционным барьером, ограничивающим деятельность и когнитивные функции, необходимые для выживания и воспроизводства вида. По мнению генетиков единственным способом позитивного отбора вышеуказанных свойств является их появление в сопровождении с нейронными механизмами отрицания смертности, физиологически заложенными в мозгу человека.

Книга антрополога Эрнеста Беккера "Отрицание смерти" (E. Becker The Denial of Death; Free Press, 1973) приводит ряд доводов относительно того, как много в человеческую культуру и поведение внесло свойственное нам отрицание смерти. Однако указанный автор не касается возможности генетических изменений непосредственно в мозге человека для появления механизма отрицания и не ставит вопрос о наличии барьера, который должен был не допустить появление вредных для вида качеств.

Точка зрения Бауэра может помочь изменить и активизировать несмолкающие дискуссии о происхождении человеческой уникальности межсубъективности. Возможно также, что это поможет направить течение дискуссий о других уникальных качествах Homo Sapiens, таких как способность придерживаться ложных убеждений, экзистенциальная тоска, теории о загробной жизни, религиозность, возвеличивание похоронных ритуалов, рискованное поведение, мифология оптимизма, панические атаки, самоубийство и мученичество.

Если логика Бауэра верна, то существовало много видов теплокровных, которые, возможно достигли полного самосознания и междсубъективности, но не смогли выжить из-за негативных последствий этих качеств. Быть может нам следует искать механизмы, которые позволяют нам лгать себе и другим об окружающей нас реальности несмотря на то, что мы знаем, что способны на такие заблуждения.



оригинал статьи


Яндекс.дзэн - мой канал околонаучных статей

Telegram

twitter