14

В курской области в батареи добавят краску или сероводород

В курской области в батареи добавят краску или сероводород ЖКХ, Чиновники, Курская область, Длиннопост

  Кадр из фильма «12 стульев» 

Во многих районах области нет горячего водоснабжения. Зато есть отопление, и внутри батарей течёт горячая вода. Некоторые предприимчивые куряне решили использовать эти два факта и обеспечить себе горячую воду за чужой счёт, врезаясь в систему отопления. Губернатор области предложил бороться с нарушителями с помощью вонючего и токсичного газа, а также краски в трубах. «Курские известия» узнали о перспективах этой идеи.


Моются водой из батарей

На оперативном совещании в апреле Роман Старовойт рассказал о вопросе из посёлка имени Карла Либкнехта, который ему задали во время прямой линии:


– Светлана Р. из Курчатовского района рассказала, что резко понизился температурный режим отопления многоквартирных домов. Меня этот вопрос удивил, ведь в этом посёлке мы за два года полностью поменяли все сети теплоснабжения – впервые со времён Советского Союза. Построили абсолютно новую газовую котельную. Приехали специалисты, и выяснилось, что во всех комнатах температура была 23-24 градуса. Светлана все акты подписала, но в ходе осмотра квартиры выяснилось, что там смеситель врезали прямо в радиатор отопления.

По словам губернатора, такая практика распространена по всей области. Но сам он тогда узнал об этом впервые:


– Оказывается, такое сплошь и рядом. Жители квартир и домов в целях экономии расходов на газ врезаются в систему центрального отопления и производят несанкционированный отбор теплоносителя. И используют эту горячую воду, чтобы принять ванну или душ, помыть посуду или, как в посёлке Карла Либкнехта, для подготовки кормов животным на приусадебных хозяйствах. Это десятки миллионов постоянных потерь наших теплоснабжающих организаций. Когда возникают перебои с подачей тепла из-за того, что трубы гнилые, мы высказываем недовольство системой ЖКХ. А с другой стороны мы ведём себя просто варварски. Только по посёлку Карла Либкнехта теряется 1000 кубометров тепла. Теплоснабжающая организация должна за свой счёт, в убыток себе, пополнять объём теплоносителя за счёт чистой пресной воды, нагревать этот объём бесплатно.


По информации администрации области, 1000-1800 кубометров горячей воды (45-90 тысяч рублей) теряется ежемесячно в посёлке им. Карла Либкнехта.


Оставить дом без отопления

Как рассказали в комитете ЖКХ и ТЭК Курской области, трудно определить конкретный дом, где незаконно используют воду из системы отопления. Цикл работает так: загружаются объём воды (например, 500 кубов), нагревается и прогоняется по кругу. Потом смотрят потери. В норме допустима недостача до 5 кубометров (из-за испарения), но в посёлке Карла Либкнехта ежедневно теряют от 30 до 60 кубов. Об этом «Курским известиям» рассказал председатель комитета Александр Мулевин:


– Буду откровенен, многие тепловые сети у нас имеют большую степень износа, поэтому там теряется часть воды естественным путём, как, например, в посёлке Кшенский. Где-то подтекает, с сетями не так гладко, сложно посчитать, кто виноват в потерях – старые трубы или люди. Но в Карла Либкнехта мы только завершили ремонт, там новая ППУ-изоляция (пенополиуретановая) полностью сохраняет тепло. Обычно, чем холоднее на улице, тем горячее вода в системе. Там до 80 градусов, почти кипяток. Но мы замеряли – чем теплее вода, тем больше её разбирают жители прямо из системы отопления. Весной-осенью потери по 30-40 кубов в день, зимой до 60 кубов.


Из-за того, что люди сливают воду из системы отопления, в ней падает давление и температура. Александр Мулевин говорит, что из-за этого температура жидкости-теплоносителя опускается до 50-60 градусов, батареи во всем п. Карла Либкнехта на 2 часа становятся холодными. Но горячего водоснабжения в этом посёлке, как и во многих других по области, нет. А ставить бойлер или газовую колонку хотят (или могут себе позволить) не все.


Вонь не помогла

Роман Старовойт предложил радикальный вариант. Его идея – добавить в воду сероводород, чтобы решить проблему с помощью неприятного запаха:


– Давайте предусмотрим какие-то меры контроля, воздействия. Я знаю, что иногда добавляют красящий элемент. Но люди всё равно принимают ванну, даже с краской. Давайте сероводород добавлять, чтобы воняло на всю ивановскую. Невозможно же так! Ну это непартнёрские отношения. Нам никаких денег не хватит на восстановление и ремонт сетей.

Как вспоминает глава комитета ЖКХ, подобные методы уже неоднократно пробовали – но пока они не давали результатов:


– У нас уже была такая практика. В Пенах добавляли пахучие вещества в воду в батареях. И потом жителей Пен даже в Курчатове узнавали по характерному запаху. Они сами привыкают, а остальным вонь бьёт в нос. И в Карла Либкнехта пару лет назад краску добавляли. В этом году нет. Были даже случаи, сливали воду с краской. Люди готовы все 500 кубов слить, пока все система без давления не останется, лишь бы у них дома чистая пошла.


Коснётся каждого

Подобные потери очень сложно выявлять и контролировать. Александр Мулевин поясняет, что в теории этим может заниматься ресурсоснабжающая организация. Но и она может выявить только общий объём пропавшей воды, а не конкретные квартиры, где её сливают, говорит чиновник:


– Сколько подобных случаев зафиксировано в области, сумма ущерба – такой информации нет. По региону мы не посчитаем убыток, надо не один месяц собирать информацию по всем ресурсоснабжающим организациям. Люди нас зачастую не пускают к себе в квартиры, чтобы не показывать, врезались они или нет. Большинство посёлков на 3-5-7 тысяч человек, как Карла Ликбнехта, Кшенский, Магнитный – я думаю там везде примерно одинаковые потери. Даже если мы всё отремонтируем, всё равно будут утечки. Вот Карла Либкнехта 30-60 кубометров в день, куб горячей 45-50 рублей – вот и считайте (от 1,5 до 3 тысяч рублей в сутки).


При этом власти планируют вернуться к методу с добавлением посторонних веществ в воду. В комитете ЖКХ говорят, что это будут делать по всей территории области:


– Будем вводить обязательно и повсеместно. Краску или запах (или и то, и другое) – это мы уже по ходу определимся. Будем это делать с завидной регулярностью. Раньше мы раз в две недели добавляли краситель, сейчас будем добавлять раз в 3-5 дней. Чтобы люди что-то поняли и победили себя. Это полезно для всего посёлка, гидравлика не будет нарушаться, будет постоянная температура по всей системе. Нужно людям донести информацию, что они делают хуже себе и своим соседям. Это главный источник некачественного теплоснабжения.

Кто же победит в итоге: куряне, желающие бесплатно и незаконно пользоваться горячей технической водой из общедомовых систем, или власти, готовые доставить краску и сероводород в каждый дом, – пока остаётся неясным.


Комментарий в тему

Антон, инженер систем отопления, водоснабжения и водоотведения:

– Это техническая вода. Она не предназначена для того, чтобы купаться в ней. Несмотря на это люди пользуются этой водой. Но это районы и дома не особенно благоприятные, двухэтажки. Это где-то встречается, бывает такое, но так чтобы заострять на этом внимание…

Краску никто добавлять не будет. Это нереально и непрактично. Система отопления – это инженерная система. И добавлять туда краску? От неё вода может загустеть, забить диаметр трубы. В теплоузле, где смесительный узел, стоят сопла с отверстиями по пять, по три миллиметра. Может просто забиться. Причём не в одном доме.

Нужно лечить голову у тех, кто этим занимается. Но бороться с этим бесполезно. Ведь вода в системе отопления – от неё и руки, и кожа шелушатся, и вообще. Туда добавляют вещества, чтобы она промывала. Жидкость бывает прямо зеленоватого цвета – это же не просто так: не потому что протухла, а потому что специальные технические добавки. Нормальный человек не будет эту воду пить, ни купаться в ней.

Виктор Силаков

Источник: "Курские известия".