Тямские башни. Древняя святыня, окруженная городом
Шаломствуйте, братья и сестры!Предлагаю вам сейчас вместе со мной перенестись в одну интерсную точку на нашей планете и прогуляться по необычной святыне разрушенного царства...
Мы отправляемся в Тямские башни, где нас ожидает Богиня ПоНагар, покровительница любви, семьи и защитнице детей.
Готовы? Телепорт уже запущен!
Для начала представьте свой город. Жилые дома, магазины, парковки, производственные цеха, а рядом с ними капище Перуну или Яриле, ну или Чернобогу на худой конец. Нет у вас таких идолов? Где ж жертвы им приносят в современном городе и просьбы возносят? Ну вот! Как же вы без них живете.
У вьетнамцев же вполне возможно встретить храмы, оставшиеся от покоренных народов. И при этом они действуют.
В Ивановской области точно бы у отдельных граждан глаз задергался и рука к факелу потянулась, если бы где-то разрыли алтари и идолы и стали им молиться. Но как говорится: Восток дело тонкое, а Азия еще тоньше.
Но я отвлекся. Мы с вами сейчас увидим сохранившийся комплекс зданий Тямских башен, находящийся в Нячанге
Доехать можно на общественном транспорте, ну или на такси. Отстояв очередь покупаем такой билет-ключ и проходим на территорию.
С 7 по 17 век на части территория современного Вьетнама существовало государство Тямпа(Чампа). Состояло оно из 5 княжеств. И жили бы они и не тужили, но к ним «в гости» стали приходить вьеты, да и не только они — монголы тоже захаживали.
В итоге после нескольких веков нашествий предков вьетов, государство прекратило свое существование, а большая часть его населения отправилась в поисках лучшей жизни в другие страны(от Китая до Индонезии)
От крупного государства осталось небольшое княжество-вассал, но и его через пару столетий лишили всех преференций.
Но пока Тямпа процветала по всей своей стране строились прекрасные даже по современным меркам храмы.
В одном из таких мы сегодня и оказались. Его строили и достраивали несколько столетий. Примерно с 7 века до 12.
Прежде чем вы поднимитесь на холм вас встретят огромные колонны.
Они ведут к лестнице, по которой раньше поднимались к храмовому комплексу. Сейчас эта дорога закрыта, поскольку она практически вертикальная.
Но даже эта недоступная лестница стала частью поклонения для потомков тямов. Молитвы у алтаря практически не стихают.
Сложно представить как раньше можно было вскарабкаться тут. Есть мнение, что туда не шли, а ползли, показывая веру богине...
Сейчас для туристов есть удобная тропа и можно на расслабоне подняться.
Установлено, что в стародавние времена башен было восемь. Но до 21 века дошли лишь 4. Построены они в разное время и можно увидеть небольшие отличая по стилю(и видимо благосостоянию государства)
Самая большая является храмом богини ПоНагар.
Даже сейчас в современном мире со всего Вьетнама к этой богине приезжают барышни и молят ее о ребенке и возносят другие просьбы связанные с женской долей
ПоНагар для тямов была Богинь-Мать. Родилась она из пены морской(привет Афродите), правда кроме пены были еще облака.
На сушу она вышла недалеко от этого храмового комплекса. И благодаря этому ее выходу в свет — везде стал расти рис. Она же научила местных жителей его термически обрабатывать и есть.
Когда вьеты разрушили тямскую государственность, они стали эту богиню ассоциировать с одной из своих по имени Тhiên Y A Na.
Над входом в самый большой храм установлена каменная богиня Дурга. Парвати и Кали это тоже она.
Для посещения любого храма на территории необходимо быть без обуви ну и без оголений. Или воспользоваться халатами и прикрыть непотребство(с их точки зрения)
Фотографировать в большом храме нельзя, там службы и молитвы. Да и охрана не дремлет. А вот в маленьких вполне можно. Но там нет ничего особого, кроме следов пожара на стенах и лингамов перед алтарями.
У лингама есть большое духовное значение, а в целом это мужское эрегированное естество.
Туристов безумно интересуют храмы, но и они выстаивают в очередях, поскольку каждый храм действующий.
В девятом веке тямы отлили из чистого золота золотую статую своей богини. Но потом пришли кхмеры и ее похитили. Пришлось сделать статую из камня, и до сих пор она в целости и сохранности.
Холм, на котором построены храмы, возвышается над городом метров на 50 и вид открывается просто прекрасный.
На крышах и фасадах храма можно заметить копии фигурок прошлого. Он из бетона и повторяют древние каменные изображения.
Если вы любите необычные сувениры — вам точно надо туда. На холме можно купить глиняные копии древних статуэток богов. Копии достаточно точные. Если бы мой чемодан позволял — точно бы привез, но я всегда стараюсь путешествовать налегке.
Кроме храмов есть там и небольшой музей, в котором можно увидеть каменные оригиналы древних идолов.
А еще надо внимательнее вглядываться в сами храмы, иногда можо встретить вот такую красоту.
Каждый час проходят интересные костюмированные мероприятия с чамскими танцами и музыкой. Посмотрите с какой любовью подходят к таким выступлениям — даже колонки скрывают в стилизованных алтарях с лингамом.
Пока туристы фоткаются в разнообразных позах у храмов, потомки тямов осуществляют жертвоприношение рядом с храмом.
Рис, курица, пиво, фрукты и монах.
И пока священнослужитель начитывает молитвы, рядом ритм для танцующих артисток задает современный вьетнамец, а сотни китайцев шумят и превращают все в какое-то странное действо.
Самое удивительное, что у чамов был матриархат. И храм Шивы меньше чем соседний с ним ПоНагар...
На вершине храма Шивы уже привычный вам лингам.
Вот такая небольшая экскурсия к башням ПоНагар. Надеюсь вам понравилось.