132

Ту-22М3 в Монино

Ту-22М3 ("45-03") советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева. Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года был запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.

Всего было выпущено 270 самолетов Ту-22М3 КАПО, опытный образец 4621556, переоборудованный в 1976 году, и около 10 заводских единиц. Есть данные о 30-31 потерянных машинах, 43 самолета остались на территории Украины . Некоторые из них сохранились как музейные экспонаты. В Индии три машины. В России осталось около 191.

Это пятый, заключительный прототип Ту-22М3 1976 года выпуска с бортовым номером 33, заводским 4831328, серийным 31-02. Одновременно с Ту-95МС в музей с учебно-аэродромной базы ВВИА поступил бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3. Это случилось в 2012 году. Самолет еще со штангой дозаправки. Из отличий от строевых самолётов - 4 держателя для пороховых ускорителей в районе окончания грузолюка.

Первыми из строевых частей в Дальней авиации Ту-22М получил 185-й Гвардейский ТБАП в Полтаве. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16. Полк достаточно быстро освоил новые машины и комплекс. В том же 1974 году Ту-22М2 начали поступать в строевые части авиации ВМФ. В течение 1970-х и 1980-х годов еще несколько полков ДА и авиации ВМФ перешли на Ту-22М2 и Ту-22М3. После распада СССР Ту-22М остались только в составе ВВС России и Украины (последний Ту-22М3 был разделан на Украине в прошлом году). Самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 участвовали в боевых действиях в ходе Афганской войны, ограниченно Ту-22М3 приняли участие в антитеррористических операциях в Чеченской республике.

В настоящее время в составе Дальней Авиации и в авиации ВМФ продолжается эксплуатация значительного количества Ту-22М3, все остававшиеся в строю Ту-22М2 в начале 1990 годов были выведены из состава ВВС и утилизированы, как избыточные для измененной структуры российских ВВС.

Учитывая большой остаточный ресурс имеющихся самолетов Ту-22М3 и то, что в составе ВВС России имеется достаточно большое количество самолетов Ту-22М3, ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации парка Ту-22М3. Как отмечалось выше, самолет должен получить высокоточное вооружение, обновленный состав БРЭО. В ОКБ также ведутся постоянные работы по увеличению ресурсных показателей комплекса и его составляющих частей. Модернизационные программы по Ту-22М3 должны значительно увеличить ударный потенциал самолета и комплекса, обеспечив его эффективную эксплуатацию еще как минимум в течение 20-25 лет. Таким образом Ту-22М3 с модернизированным бортовым оборудованием, дооснащенный высокоточным вооружением, еще долгие годы будет составлять значительную часть боевого состава ударных сил российской Дальней авиации и авиации ВМФ.

Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22Н (или МА), предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3.

Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.

Ракеты типа Х-22Н размещаются: фюзеляжная в полуутопленном положении в фюзеляжном грузоотсеке на выдвижном балочном держателе БД-45Ф, крыльевые ~ на пилонах, на балочных держателях БД-45К. Аэробаллистические ракеты - но МКУ и катапультных крыльевых установках.

Оборонительное вооружение самолета состоит из системы пушечного вооружения с пушкой типа ГШ-23 (с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность) с телеприцелом и вычислительным блоком ВБ-157А-5, сопряженным со стрелковым радиолокационным прицелом. Самолет оснащен развитым комплексом РЭП и автоматом пассивных помех.

Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки - 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей.

Прицеливание при бомбометании производится с помощью РЛС и оптического бомбардировочного прицела с телевизионной приставкой.

ЛТХ:

Модификация Ту-22М3

Размах крыльев, м

максимальный (65 град) 34.28

минимальный (20 град) 23.30

Длина, м 41.46

Высота, м 11.05

Площадь крыла, м2

максимальная (65 град) 183.57

минимальная (20 град) 175.80

Масса, кг

пустого 78000

нормальная взлетная 112000

максимальная взлетная 126000

Масса топлива, кг 53550

Тип двигателя 2 ДТРДФ НК-25

Тяга, кгс

бесфорсажная 2 х 14500

форсажная 2 х 25000

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2300

у земли 1050

Крейсерская скорость, км/ч 930

Практическая дальность, км 7000

Боевой радиус действий, км

на сверхзвуковой скорости 1500-1850

на дозвуковой скорости у земли 1500-1650

на дозвуковой скорости по смешанному профилю 2410

Практический потолок, м 13300

Экипаж, чел 4

Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л

боевая нагрузка - 24000 кг (максимальная) и

12000 кг (нормальная)

1-3 УР типа Х-22М

10 аэробаллистических ракет Х-15

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу