Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4.

Здравствуйте, уважаемые читатели!


Более 100 лет назад, в №№38-51 Ярославских епархиальных ведомостей за 1874 год были опубликованы описания приходов Ярославля за 1781 год. Мне неизвестно, был ли этот достойный труд с тех пор переиздан, посему это делаю сейчас я и предлагаю его вашему вниманию.


Ссылка для скачивания всего обзора одним файлом (без картинок) располагается в конце последней в серии статьи.


Приятного изучения!


Дм. Вадатурский.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

ЦЕРКВИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Въ 1781 году.

10 ноября 1778 года Ярославскій намѣстникъ А.П. Мельгуновъ писалъ Ростовскому архіепископу Самуилу (Миславскому):

„Между прочими свѣдѣніями о ввѣренной мнѣ Ярославской губерніи, для топографическаго ея описанія, надобно мнѣ имѣть извѣстія и о соборахъ, монастыряхъ, какъ мужскихъ, такъ и женскихъ, и прочихъ приходскихъ церквахъ, гдѣ оныхъ и сколько есть, во имя какое, кѣмъ и на какомъ положеніи созиждены, со всѣми ихъ перемѣнами и приключеніями. А какъ они состоятъ въ епархіи Вашего Преосвященства, то покорно прошу приказать доставить мнѣ вѣдомость, если найдете, съ подробнымъ обо всемъ томъ описаніемъ, не оставя при томъ увѣдомить, какіе гдѣ крестные ходы, школы и семинаріи, поскольку въ нихъ обращается учащихся и какія преподаются науки.

Отвѣтомъ на это служило слѣдующее письмо Самуила:

„Высокопревосходительный господинъ милостивый государь мой!

Въ сходственность требованія Вашего Высокопревосходительства какъ о Ростовскомъ архіерейскомъ домѣ, такъ и о состоящихъ въ епархіи моей соборахъ, монастыряхъ, мужскихъ и женскихъ, сколько оныхъ есть, кѣмъ и когда и на какомъ основаніи построены, и притомъ когда епаршеская семинарія и находящіяся въ городахъ Ростовѣ и Угличѣ училища учреждены, для топографическаго описанія подлежащія вѣдомости въ Консисторіи Ростовской учинены, которыя къ Вашему Высокопревосходительству при семъ препровождаю. При семъ имѣю честь донести, что таковыя же вѣдомости велѣно въ Святѣйшій Сѵнодъ прислать въ самой скорости. Впрочемъ съ нетерпѣніемъ желая видѣть Ваше Высокопревосходительство, съ моею искреннѣйшею преданностію, истиннымъ почтеніемъ и молитвами, всегда пребуду и нынѣ есмь,

„Вашего Высокопревосходительства усердный богомолецъ,

Самуилъ, архіепископъ Ростовскій и Ярославскій.

1781 года, маія 4 дня. Ростовъ.“

Изъ означенныхъ въ послѣднемъ письмѣ частей Самуилова описанія сохранилось въ моей библіотекѣ описаніе церквей города Ярославля, подъ названіемъ: „вѣдомость приходскимъ церквамъ города Ярославля, учиненная по резолюціи Преосвященнаго Самуила, архіепископа Ростовскаго и Ярославскаго, — по требованію Его Высокопревосходительства, Ярославскаго и Вологодскаго генералъ губернатора, дѣйствительнаго тайнаго совѣтника, сенатора, обоихъ россійскихъ орденовъ и св. Анны кавалера, Алексѣя Петровича Мельгунова, — въ 1781 году.“ Такъ какъ этотъ историческій матеріалъ, доселѣ нигдѣ ненапечатанный, по содержанію своему интересенъ, то онъ и представляется здѣсь вниманію читателей.

В. Лѣствицинъ.

I.

Приходъ Толгскій.

Зовомый по именованію настоящей церкви, состоящій внутри кремля, близъ собору Успенскаго, къ сторонѣ рѣки Которости. Церковь каменная, одна, во именованіе образа Толгской пресвятой Богородицы. Построена каменнымъ строеніемъ по обѣту діака Ивана Казакова, собственнымъ иждивеніемъ, въ 1686 году, а кѣмъ освящена, извѣстія нѣтъ. Внутри стѣннымъ письмомъ росписана, а въ олтарѣ и трапезѣ не росписано. Покрыта церковь тесомъ, а глава черепицей, полъ во всей оной церкви чугунный.

Праздникъ храмовый въ 8 день августа.

Колокольня каменная надъ папертію, вышиною въ 13-ть трехъаршинныхъ саженъ; на ней колоколовъ четыре: первый въ 12, второй въ 7, третій въ 3 и четвертый въ 1½ пуда.

Кто вкладчикъ принадлежащаго къ сей церкви мѣста и земли, состоящихъ въ калашномъ ряду, по сгорѣніи прежде бывшей деревянной церкви со вложенною крѣпостію, сталъ неизвѣстенъ; нынѣ кромѣ приходскихъ людей, постороннихъ вкладчиковъ никого нѣтъ.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ отъ прихожанъ; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ десяти до пятнадцати рублевъ; да за построенныя на вкладной въ церковь землѣ въ калашномъ ряду полки и съ погребами сбирается отъ сорока до пятидесяти рублевъ въ годъ.

Священно- и церковнослужители довольствуются отъ прихожанъ подаяніемъ, такоже и отъ каменныхъ годовыхъ сборовъ съ полковъ по малоприходству къ пропитанію дается по указу въ годъ по двадцати рублевъ, а кромѣ сего земель и прочаго ничего нѣтъ.

Приходскихъ дворовъ 15, въ нихъ жителей мужескаго пола: 38, женскаго — 38, обоего пола 76 душъ.

II.

Приходъ Златоустовскій.

Зовомый по придѣлу теплому св. Іоанна Златоустаго, состоящій внутри кремля, близъ Архіерейскаго дома, къ сторонѣ рѣки Волги.

Церковь одна каменная, настоящая холодная и въ именованіе образа Шуйской пресвятыя Богородицы, съ придѣломъ теплымъ по правую сторону во имя св. Іоанна Златоустаго. Построена каменнымъ строеніемъ тщаніемъ и собственнымъ иждивеніемъ прихожанина Ярославскаго купца Ивана Абросимова, вспомоществованіемъ въ томъ и самаго Преосвященнаго Іоны, митрополита Ростовскаго въ 1690 году; а кѣмъ освящена, извѣстія нѣтъ; стѣннымъ письмомъ внутри не росписана, а только выбѣлена, полы въ церкви и придѣлѣ кирпичные; покрыта церковь дранью, а главы черепицей.

Въ день храмоваго праздника 13 ноября бываетъ изъ собора со всѣми градскими священно и церковнослужителями ежегодно крестный ходъ за литургію.

Колокольня каменная надъ папертію, вышиною въ 11 саженъ; на ней колоколовъ пять: первый въ 25, второй 9, третій 4, четвертый 4, и пятый 2 пуд.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ отъ прихожанъ; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ рублевъ по десяти; а болѣе отъ состоящихъ сборовъ въ часовню, коя имѣется въ харчевой площади противъ рыбнаго ряда, въ которую сбирается въ годъ рублевъ по тридцати и болѣе; также и отъ построенныхъ на покупныхъ издревле къ церкви земляхъ въ площади въ Борисоглѣбскомъ приходѣ дву харчевенъ и въ калашномъ ряду съ калашнаго полка оброчныхъ денегъ сбирается рублевъ по двадцати въ годъ, изъ коихъ сборовъ по малоприходству къ пропитанію дается по указу священно и церковнослужителямъ руга по тридцати пяти рублей въ годъ; а кромѣ сего земель и постороннихъ вкладчиковъ никого нѣтъ.

Приходскихъ дворовъ 12-ть; въ нихъ жителей мужеска пола 57, женска — 65, обоего пола 122 души.

III.

Приходъ Никольскій Рубленскій.

Зовомый по именованію настоящей церкви, состоящей внутри кремля при рву, зовомомъ Медвѣдицѣ, и къ сторонѣ рѣки Которости.

Церковь каменная одна, настоящая холодная во имя святителя и чудотворца Николая съ придѣломъ теплымъ, состоящимъ въ трапезѣ по лѣвую сторону преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Построена каменнымъ строеніемъ по старанію приходскихъ людей въ 1695 году, а кѣмъ освящена, извѣстія нѣтъ. Внутри церковь стѣннымъ письмомъ не росписана, а только выбѣлена; полы въ церкви и придѣлѣ кирпичные; покрыта церковь дранью, а главы пять черепицей.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

Крестныхъ ходовъ нѣтъ, храмовый праздникъ 6-го декабря.


Колокольня каменная, надъ входомъ церковнымъ, вышиною въ 11½ саженъ, на ней колоколовъ шесть: первый 33½, вторый 25, третій 15, четвертый 10, пятый 5 и шестой въ 4½ пуда.


Вкладчица въ сей церкви вдова посадская, Ирина Иванова, дочъ Макаровская—жена Чиркова, по завѣщанію отъ родителей, также и отъ предковъ своихъ Семена Потапова и Назара Мякушкина, купцовъ Ярославскихъ, поступилась во владѣніе вѣчное церкви съ священно и церковнослужителями къ содержанію, состоящимъ въ калашномъ ряду половиною лавочнаго мѣста, съ полу-погребомъ.


Довольствуется оная церковь подаяніемъ отъ прихожанъ; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ двѣнадцати до шестнадцати рублевъ въ годъ, да съ построенной на вкладной въ церковь землѣ нынѣ въ чулошномъ ряду лавки въ годъ сбирается рублевъ по двадцати, а изъ того числа по завѣщанію вкладчицы половина въ церковныя потребы, а другая половина священно и церковнослужителямъ, на раздѣлъ по малоприходству на содержаніе ежегодно дается, т. е. десять рублевъ. Болѣе же сего церковь ничего къ содержанію не имѣетъ, а церковнослужители довольствуются мірскимъ доброхотнымъ подаяніемъ, а другихъ доходовъ никакихъ не имѣютъ.


Приходскихъ дворовъ 25, въ нихъ жителей мужеска пола 56, женска — 73, обоего пола 129 душъ.

IV.

Приходъ Тихоновскій.

Зовомый по именованію теплаго придѣла, состоящій въ кремлѣ, къ сторонамъ: къ рѣкѣ Волгѣ и ко рву Медвѣдицѣ.

Церковь каменная одна, настоящая холодная во имя св. пророка Иліи, съ придѣломъ теплымъ; — въ трапезѣ по лѣвую сторону св. чудотворца Тихона Амафундскаго. Построена каменнымъ строеніемъ по старанію приходскихъ людей въ 1694 году. А кѣмъ освящена, извѣстія не отыскано; внутри стѣннымъ письмомъ не росписана; полъ въ оной кирпичный; покрыта дранью, а глава черепицей.

Крестныхъ ходовъ нѣтъ, храмовый праздникъ бываетъ въ 16-й день іюня.

Колокольня каменная, надъ входомъ церковнымъ, величиною въ 9 саженъ, на ней колоколовъ шесть: первый въ 30, второй 15, третій 6, четвертый 3, пятый 1 пудъ и шестой въ 30 фунтовъ.

Вкладчица въ сію церковь посадская вдова Евфимія Иванова, дочь Мушникова, коя по завѣщанію предковъ своихъ, состоящую землю въ санномъ ряду отдала вѣчно къ содержанію церкви.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ отъ прихожанъ; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ до пятидесяти рублей въ годъ, да съ построенной въ санномъ ряду на церковной землѣ лавки сбирается въ годъ до пяти рублей. Священно и церковнослужители мірскимъ подаяніемъ, а особливой руги, такожъ лавокъ, земель и другихъ доходовъ никакихъ къ содержанію не имѣютъ.

Приходскихъ дворовъ 23, — въ нихъ жителей мужеска пола 41, женска — 59, обоего пола 100 душ.

При сей церкви имѣется грамота царя Михаила Ѳеодоровича, всея Россіи Самодержца, за печатью, съ коея точная копія при семъ прилагается:

„Божію милостію, Мы Великій Государь Царь и Великій Князь Михайло Ѳеодоровичъ, всея Русіи Самодержецъ, пожаловали есмы изъ Ярославля церкви Воскресенія Христова, попа Григорія, да Иліи Пророка, попа Василья, или кто по нихъ у тѣхъ церквей иные попы будутъ, что били они намъ челомъ и сказали, собирали де они въ Ярославлѣ изстари къ Воскресенію Христову и къ Ильѣ Пророку помѣрное, и блаженныя де памяти Великій Князь Иванъ Васильевичъ всея Русіи, то помѣрное велѣлъ сбирати на себя, а въ то мѣсто пожаловалъ ихъ, велѣлъ имъ давать въ Ярославлѣ изъ таможенныхъ доходовъ по десяти рублевъ на годъ и на ту пошлину дана имъ при Великомъ Князѣ Иванѣ Васильевичѣ жалованная грамота, и блаженныя памяти Великаго Князя Василія Ивановича всея Русіи и Царя Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русіи и Государя Царя и Великаго Князя Ѳеодора Ивановича всея Русіи и на царское Борисово имя та у нихъ жалованная грамота подписана: и та де у нихъ нынѣ грамота ветха и намъ бы ихъ, поповъ Григорія да Василья, пожаловати велѣти у нихъ тое жалованную грамоту переписати на наше царское имя. И Мы Великій Государь Царь и Великій Князь Михайло Ѳеодоровичъ, всея Русіи Самодержецъ, выслушавъ жалованныя грамоты Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русіи изъ Ярославля церкви Воскресенія Христова попа Григорія да Ильи Пророка копа Василья или кто по нихъ учнутъ впередъ иные попы у тѣхъ церквей служити, пожаловалъ велѣлъ имъ тое жалованную грамоту, какову они положили въ приказѣ Большаго дворца лѣта ЧѲ (1591) году написано, что было въ Ярославлѣ помѣрное за Воскресенскимъ попомъ, что въ Ярославлѣ на посадѣ, да за Ильинскимъ попомъ, что внутри города въ Ярославлѣ жъ, и то помѣрное велѣли сбирати на насъ, а сказывали попы Воскресенской попъ Василій, да Ильинской попъ Елисей, приходило имъ на годъ съ того помѣрнаго десять рублевъ, и Мы Великій Государь Царь и Великій Князь Михайло Ѳеодоровичъ, всея Русіи Самодержецъ, Воскресенскому и Ильинскому попомъ велѣли давати за то помѣрное на годъ по десяти жъ рублевъ въ Ярославлѣ изъ таможенныхъ доходовъ на срокъ на Благовѣ- щеньевъ день пресвятыя Богородицы по вся- годно, да и впредь имъ тѣ деньги велѣли искати въ Ярославлѣ жъ въ таможнѣ у Ярославскихъ таможниковъ, кто учнетъ въ Ярославлѣ тамгу сбирати съ году на годъ на тотъ же срокъ по десяти рублевъ на годъ, по сей нашей жалованной грамотѣ. Дана сія „наша царская жалованная грамота на Москвѣ зркє (1617 г.) іюля въ л (30) день.“

На подлинной подписано: „а подписалъ Государевъ Царевъ и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича всея Русіи діакъ Иванъ Воиновъ, сынъ Болотниковъ.“

На оборотѣ вверху написано:

Царь и Великій Князь Михаилъ Ѳеодоровичи всея Русіи Самодержецъ.

Потомъ внизу:

Съ прежнею жалованною грамотою справилъ подьячій Иванъ Ковдѣковъ.

V.

Приходъ Флоровскій.

Зовомый по придѣлу, находится въ большомъ земляномъ городѣ при рвѣ Медвѣдицѣ. Церковь каменная одна, настоящая холодная во имя пресвятыя Богородицы Владимірскія, съ двумя придѣлами: 1-й по правую сторону въ святомъ алтарѣ во имя св. мученикъ Флора и Лавра; 2-й теплый въ трапезѣ по лѣвую сторону-во имя святителя и чудотворца Николая.

Построена каменнымъ строеніемъ по совѣту гражданъ Ярославскихъ старостой градскимъ Михаиломъ Леонтьевымъ въ 1712 году; освящена въ томъ же году Досифеемъ епископомъ Ростовскимъ. Внутри стѣннымъ писаніемъ кромѣ алтаря и трапезы росписана; полъ во всей церкви и придѣлахъ кирпичный.

Покрыта листовымъ желѣзомъ, а глава черепицей.

Въ великій пятокъ изъ сей церкви бываетъ крестное хожденіе съ плащаницей въ соборъ. Храмовый праздникъ августа въ 18-й день.

Колокольня при сей церкви надъ входомъ вышиною въ 12 саженъ, на ней колоколовъ пять: первый въ 16, второй 10, третій 3. четвертый 2 и пятый въ 1 пудъ.

Все довольствіе оной церкви состоитъ въ доходѣ съ построенныхъ на церковной землѣ одиннадцати лавокъ, съ коихъ оброку сбирается рублей по сту и болѣе въ годъ.

Священно и церковно-служителямъ за малоприходствомъ къ содержанію изъ вышеписаннаго оброку дается руга на всѣхъ въ годъ шестьдесятъ рублей.

Вкладчиковъ, кромѣ приходскихъ людей, никого нѣтъ.

Приходскихъ дворовъ 10, — въ коихъ жители отставные солдаты: мужеска пола 10-ть, женска 12-ть, обоего пола 22 души.

VІ.

Приходъ Борисо-Глѣбскій.

Зовомый по придѣлу, состоящій внутри Большаго Землянаго города, на берегу рѣки Волги.

Церкви каменныя двѣ:

Первая настоящая холодная во имя пресвятыя живоначальныя Троицы, съ двумя придѣлами: 1-й по правую сторону во святомъ алтарѣ во имя св. мученикъ Бориса и Глѣба; 2-й по правую жъ сторону противу паперти во имя св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова. Каменнымъ строеніемъ построена въ 1656 году, а кѣмъ, въ бывшіе пожары извѣстія утратились; а также и освящена кѣмъ, неизвѣстно. Внутри вся церковь росписана стѣннымъ письмомъ; полъ въ церкви и придѣлахъ чугунной, а въ паперти кирпичной; покрыта по рѣшеткѣ желѣзной — листовымъ желѣзомъ — подъ краской, а пять главъ черепицей.

Вторая церковь теплая каменная — во именованіе пресвятой Богородицы Тихвинской, съ придѣломъ по лѣвую сторону святыхъ мученикъ Кирика и Іулитты. Построена каменнымъ строеніемъ Ярославскими купцами Димитріемъ и Петромъ Рукавишниковыми въ 1678 году, а кѣмъ освящена, извѣстія не отыскано; внутри стѣннымъ письмомъ не росписана, полъ въ церкви кирпичной; покрыта тесомъ, а глава черепицей.

Колокольня каменная при холодной церкви не отдѣляется отъ паперти, вышиною въ 14 саженъ, на ней колоколовъ 7 (семь): первый 115, второй 25, третій 4, четвертый 3, пятой 2, шестой и седьмой по 1 пуду 20 фунтовъ.

По усердію прихожанъ приглашаются соборяне, почему въ храмовый праздникъ — Троицынъ день изъ собору бываетъ за литургію крестное хожденіе съ четвертою частію городскихъ священно и церковно-служителей. Противъ входу холодной церкви имѣется каменныя святыя ворота, а по обѣ стороны оныхъ состоятъ церковныя каменныя палатки.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ приходскихъ людей. Въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ пятнадцати до двадцати пяти рублей въ годъ; да съ состоящихъ подъ церквами кладовыхъ палатокъ и пристроекъ получается доходъ. Но какое число въ годъ съ палатокъ собирается, того утвердительно сказать нельзя — по неотдачѣ всѣхъ, а посредственно до пятидесяти рублевъ въ годъ. Священно и церковнослужители довольствуются отъ прихожанъ добровольнымъ подаяніемъ, а особливой руги, лавокъ, земель и другихъ доходовъ нѣтъ.

Приходскихъ, оставшихся отъ пожара, дворовъ 5, въ нихъ жителей мужеска пола 52, женска — 61, обоего пола 113 душъ.

Близъ сея церкви въ городовомъ каменномъ домѣ имѣетъ жительство Ярославскаго Намѣстничества господинъ Вице-Губернаторъ и Бригадиръ Иванъ Ивановичъ Голохвастовъ.

VІІ.

Приходъ Космо-Демъянскій.

Внутри большаго Землянаго города, зовомый по отправляемому торжеству св. чудотворцевъ Косьмѣ и Даміану.

Церковь одна каменная, настоящая холодная во именованіе образа пресвятыя Богородицы Казанскія, съ придѣломъ теплымъ въ трапезѣ; по лѣвую сторону, во имя трехъ святителей Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго. Когда построена каменнымъ строеніемъ и кѣмъ освящена, извѣстія въ часто бываемые пожары утратилисъ. Внутри стѣннымъ писаніемъ не росписана, а только выбѣлена, полъ въ церкви и придѣлѣ кирпичной, покрыта дранью, а пять главъ черепицей.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

Колокольня каменная надъ папертію при церкви вышиною въ 18 саженъ; на ней ко- локоловъ шесть: первый въ 30, второй 10, третій 8, четвертый 4, пятый 1 пудъ и шестой 30 фунтовъ.

Вкладчикъ лавокъ, состоящихъ въ шапошномъ ряду, по случаю бывшихъ пожаровъ до построенія сей каменной церкви неизвѣстенъ, по сгорѣнію вкладныхъ.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ приходскихъ людей, въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ двадцати до тридцати рублевъ въ годъ, также съ состоящихъ подъ церковію палатокъ сбирается до двадцати рублей въ годъ. Да за отдачу издревле вложенныхъ къ церкви трехъ лавокъ, состоящихъ въ шапошномъ ряду, собирается въ каждый годъ до двадцати и болѣе рублей. Священно и церковно-служители довольствуются подаяніемъ отъ прихожанъ, да опредѣленною отъ церкви, по малоприходству, — ругою. А болѣе другихъ доходовъ, также лавокъ и земель, нѣтъ.

Приходскихъ разночинческихъ, оставшихся отъ пожара бывшаго 1778 года, дворовъ 20, — въ нихъ жителей мужеска пола 66, женска - 82, обоего пола 148 душъ.

VIII.

Приходъ Воскресенскій.

Находится въ большомъ Земляномъ городѣ при торговыхъ рядахъ. Зовется по именованію настоящей церкви.

Церковь одна каменная, настоящая холодная во именованіе Воскресенія Христова, съ двумя придѣлами: 1-й при св. алтарѣ по правую сторону во имя преподобнаго Сергія чудотворца; 2-й теплымъ по лѣвую сторону во именованіе Введенія пресвятыя Богородицы. Построена каменнымъ строеніемъ въ 1682 г., а кѣмъ построена и освящена не извѣстно. Внутри стѣннымъ письмомъ неросписана, а только выбѣлена; полы въ церкви и придѣлахъ кирпичные, покрыта по рѣшеткѣ желѣзной и съ главою листовымъ желѣзомъ.

Колокольня каменная, стоитъ надъ трапезою теплаго придѣла, вышиною въ 16 саженъ, на ней колоколовъ шесть: первый въ 50, второй 25, третій 10, четвертый 5, пятый въ 1 пудъ и шестый въ 30 фунтовъ.

Въ храмовый праздникъ, празднуемый въ Ѳомино воскресенье, бываетъ ежегодно за литургію крестное хожденіе съ священно и церковно-служителями всего города.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ приходскихъ людей; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ по тридцати и болѣе рублевъ въ годъ. Съ построенныхъ на цероковной землѣ десяти лавокъ сбирается въ годъ до тридцати рублевъ. Священно и церковнослужители довольствуются отъ прихожанъ добровольнымъ подаяніемъ, а особливой руги, лавокъ и земель и другихъ доходовъ нѣтъ.

Приходскихъ, купецкихъ и мѣщанскихъ дворовъ 28; въ нихъ жителей мужеска пола 47, женска 52, обоего пола 99 душъ.

При сей церкви, вообще съ Тихоновской, имѣется грамота царя Михаила Ѳеодоровича на полученіе руги изъ таможенныхъ сборовъ. Содержаніе сей грамоты прописано при описаніи Тихоновской церкви.

IX.

Церковь Спасская ружная.

Состоитъ въ большомъ Земляномъ городѣ, близъ торговыхъ рядовъ, на Пробойной улицѣ.

Церковь одна каменная, во именованіе всемилостиваго Спаса нерукотвореннаго образа, холодная съ двумя придѣлами: 1) по правую сторону во святомъ алтарѣ во имя св. апостола Андрея первозваннаго; 2) по лѣвую сторону въ трапезѣ, теплымъ во имя преподобныхъ Павла Ѳивейскаго и Іоанна Кущника. Первѣе воздвигнута была деревянная въ случившуюся на люди моровую язву въ 1654 году, всѣми Ярославскими гражданами, по обѣту въ одинъ день, отчего и доднесь зовется „Обыденская“. А потомъ оныхъ же гражданъ радѣніемъ построена каменнымъ строеніемъ въ 1705 году. А кѣмъ освящена, извѣстія не отыскано; внутри вся стѣннымъ письмомъ росписана, кромѣ трапезы; полы въ церкви кирпичные, покрыты какъ церковь, такъ и пять главъ, по желѣзной решеткѣ, бѣлымъ листовымъ желѣзомъ.

Храмовый образъ всемилостиваго Спаса почитается со времени построенія церкви за чудотворный, ибо по построеніи церкви престала на люди моровая язва.

Колокольня каменная надъ входомъ при церкви, вышиною въ 13 трехъ-аршин. саженъ, на ней колоколовъ пять: первый въ 17, вторый 4, третій 3, четвертый 2 и пятый въ 1 пудъ. Между сею Спасскою и Воскресенскою церквами имѣются каменныя св. врата.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ гражданъ. Въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ 60 до 70 рублевъ. Съ трехъ лавокъ вкладныхъ сбирается доходу до сорока рублей въ годъ. Священно и церковнослужители довольствуются добровольнымъ подаяніемъ и даемою отъ гражданъ изъ магистрата ругою на всѣхъ по 25 р. въ годъ.

Прихожанъ при сей церкви нѣтъ.

Въ храмовый праздникъ 16 августа бываетъ изъ собора съ священно и церковнослужителями всего города за литургію крестное хожденіе.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

Церкви Воскресения и Спаса Ружная (она же Спас-Пробоинская)

X.

Приходъ Ильинскій.

Состоитъ въ большомъ земляномъ городѣ, зовется по именованію настоящей церкви.

Церковь одна каменная, настоящая холодная во имя св. пророка Иліи, съ четырьмя придѣлами: 1-мъ теплымъ,—по правую сторону во именованіе Покрова пресвятыя Богородицы; 2-мъ внутри настоящія церкви въ святомъ алтарѣ по правую же сторону во имя преподобнаго Варлаама Хутынскаго; 3-мъ по лѣвую сторону противъ паперти во имя святыхъ мученикъ и исповѣдниковъ Гурія, Сампсона и Авива; 4-мъ по правую сторону близъ входу въ паперти во именованіе Положенія Ризы Господни. Построена каменнымъ строеніемъ тщаніемъ и собственнымъ иждивеніемъ гостиной сотни купцами Вонифатіемъ и Іоанникіемъ Ивановыми Скрипиными въ 1650 г. Освящена самимъ преосвященнымъ Варлаамомъ, митрополитомъ Ростовскимъ. Внутри: вся церковь съ придѣлами, папертями и всходами стѣннымъ письмомъ росписана (въ 7189/1681 году Ярославскими и Костромскими иконописцами); полы въ настоящей чугунный, а въ папертяхъ и придѣлахъ кирпичный; покрыта тесомъ, а пять главъ, средняя по желѣзной рѣшеткѣ, бѣлымъ листовымъ желѣзомъ, а четыре черепицей.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

Вид от Совесткой (Пробоинской) улицы, 2010 год, Дм. Вадатурский.

Колокольня каменная неотдѣльно при паперти съ сѣверную сторону, вышиною въ 15 саженъ, на ней колоколовъ восемь: первый во 160, второй 40, третій 25, четвертый 10, пятый 5, шестой 4, седьмой 3 и восьмой 2 пуда.

Ограда каменная съ западной и сѣверной стороны на 85 саженяхъ и по той оградѣ сдѣланы кладовыя палатки, которыя отдаются въ кортому, да сверхъ того при оной оградѣ имѣются двои палаты каменныя для священника и діакона, построенныя тѣми жъ здателями церкви Скрипиными, а для причетниковъ домы деревянные церковные.

Подъ церковію въ особенномъ кладбищѣ погребены здатели сея церкви Скрипины, съ надгробными на камняхъ надписями.

По усердію прихожанъ соборные зовутся въ храмовой праздникъ іюля въ 20-й день, почему и бываетъ изъ собора за литургію крестное хожденіе съ четвертою частію го¬родскихъ священно-церковно-слу жителей.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ приходскихъ людей. Въ церковь доходу на церковныя потребы собирается отъ двадцати до тридцати рублей въ годъ, да со вложен¬ныхъ здателями Скрипиными, состоящихъ въ торговыхъ рядахъ, семи лавокъ и съ имѣю¬щихся подъ церковію и въ стѣнѣ ограды па¬латокъ, собирается кортомныхъ денегъ въ годъ до дву сотъ и болѣе рублей, изъ ко¬торыхъ священнику и діакону съ причетни¬ками по завѣщанію строителей той церкви выдается по 37 рублей каждогодно, а дос¬тальныя употребляются на прочія потребы церковныя. А затѣмъ священно и церковно¬служители довольствуются добровольнымъ по¬даяніемъ. Земель и другихъ доходовъ не имѣютъ.

Приходскихъ дворовъ 41; въ нихъ жителей разныхъ чиновъ: мужеска пола 92, женска – 119, обоего пола 211 душъ.

XI.

Приходъ Никольскій Надѣинскій.

Зовомый по именованію церкви и по созидателю. Состоитъ въ большомъ землянномъ. городѣ на берегу рѣки Волги.

Церкви каменныя двѣ:

Первая настоящая холодная, во имя святителя и чудотворца Николая, съ тремя придѣлами: 1-мъ во святомъ алтарѣ по правую сторону во имя преподобнаго Михаила Малеина, 2-мъ по правую же сторону, противъ паперти во имя преподобнаго Александра Свирскаго, 3-мъ противъ паперти же по лѣвую сторону, во именованіе Благовѣщенія пресвятыя Богородицы. Построена каменнымъ строеніемъ тщаніемъ и собственнымъ иждивеніемъ гостемъ Государевымъ Надѣемъ Андреевичемъ Свѣтишниковымъ въ 1621 году. Освящена преосвященнымъ митрополитомъ Ростовскимъ Варлаамомъ. Внутри вся съ придѣделами папертью стѣннымъ письмомъ росписана. Полы: въ настоящей церкви тесовый, а придѣлахъ и папертяхъ кирпичные; покрыта по желѣзной рѣшеткѣ листовымъ желѣзомъ подъ краской, а пять главъ черепицей.

Вторая теплая каменная во имя святаго Предтечи и Крестителя Іоанна, съ однимъ придѣломъ въ святомъ алтарѣ, по правую сторону, во имя преподобнаго Макарія Желтоводскаго чудотворца. Когда и кѣмъ каменнымъ строеніемъ построена и освящена, извѣстія не отыскано. Внутри стѣннымъ письмомъ не росписана, а только обѣлена, полъ кирпичный, покрыта тесомъ, а глава черепицей.

Колокольня каменная, состоитъ при церкви, не отдѣляясь отъ паперти, вышиною въ 17 саженъ, на ней колоколовъ семь: первый въ 80, второй 50, третій 30, четвертый 28, пятый 4, шестой 3 и седьмой 2 пуда.

Ограда каменная съ двухъ сторонъ, южной и западной, на 64 саженяхъ.

Бываетъ по званію прихожанъ изъ Собора за литургію въ храмовый праздникъ маія въ 9-е число крестное хожденіе съ четвертою частію городскихъ священноцерковнослужителей.

Здатель и вкладчикъ холодной церкви государевъ гость Надѣй Андрѣичъ Свѣтишниковъ, кромѣ многихъ украшеній, содѣланныхъ имъ въ церкви, далъ вѣчно собираемый съ собственныхъ своихъ лавокъ въ разныхъ рядахъ числомъ девяти, — доходъ.

Въ сей церкви иконы и иконостасъ содѣланы собственнымъ трудомъ купца Ѳедора Григорьевича Волкова, зовомаго въ Ярославлѣ Полушкинымъ, который въ послѣдствіи времени былъ въ С.-Петербургѣ, и въ 1762 году пожалованъ россійскимъ дворяниномъ.

Довольствуется оная церковь подаяніемъ приходскихъ людей; въ церковь доходу на церковныя потребы бываетъ отъ двадцати пяти до тридцати пяти рублей въ годъ. Съ девяти вкладныхъ лавокъ собирается въ годъ оброку до ста двадцати рублей. Священно и церковнослужители довольствуются отъ прихожанъ добровольнымъ подаяніемъ, да даемою ругою по мадоприходству изъ собираемыхъ съ лавокъ по пятнадцати рублевъ въ годъ; а кромѣ того, другаго ничего не имѣютъ.

Приходскихъ дворовъ 25; въ нихъ разнаго чина жителей мужеска пола 118, женска - 146, обоего - 254 д.

Церкви Ярославля в 1781 году. Часть 1/4. Ярославль, Краеведение, История, Длиннопост

Продолжение следует...

Союз Краеведов

106 постов419 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила те же, что и общие для Пикабу.

Поскольку определение краеведения такое же чёткое, как граница атмосферы и космоса, то терпимость к материалам в данном сообществе высокая; единственное обязательное требование - точность места: что и где.