Цена побед

Первый день Великой Отечественной войны стал катастрофой для советских ВВС. За один(!) день мы потеряли по крайней мере 1136 самолетов. В немецких отчетах утверждалось, что 322 советских самолета сбито в воздухе и 1489 уничтожены на земле.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

Но нельзя все списывать на внезапность нападения. О неизбежности грядущей катастрофы можно было догадаться по результатам советско-финской войны – 627 потерянных самолетов.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

Но самый показательный пример – история китайской авиации. В 1937 - 1940 гг. главным поставщиком самолетов для Китая являлся Советский Союз, отправивший в счет кредитов на общую сумму 200 млн. долларов 563 истребителя (И-15, И-15бис, И-16 и И-153) и 322 бомбардировщика(292 СБ, 24 ДБ-3 и 6 ТБ-3). Однако из 250-300 ежегодно поставляемых боевых самолетов к концу года в летном состоянии оставалось лишь несколько десятков.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

Рисунки 1947 года повествуют о славном боевом пути китайской авиации.

Наиболее показательна в этом смысле история с советскими "Чайками". После вывода из Китая всех советских добровольцев первый же налет "Зеро" на Чунцин 13 сентября 1940 г. стал избиением китайских ВВС. Скоростные японские истребители без потерь расстреляли 18 "Ишаков" и 9 И-15бис. На следующий день Авиационный Комитет отдал приказ о прекращении боевых действий в воздухе.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

К концу года в Китай из СССР поступили три эскадрильи "новейших" И-153 (93 машины). Китайские пилоты освоили их в январе-феврале 1941 г., но уже первый бой над Чэн-ду 14 марта показал, что китайцы на "Чайках" беспомощны перед японцами на "Зеро". В том бою, получившем в Китае нарицательное имя "бой 314" (3-й месяц, 14 число), погибли 24 И-153 и еще три были подбиты. Только четыре "Зеро" получили легкие повреждения. Вновь последовал приказ о приостановке боевых действий.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

Спустя два месяца "черными" для китайской авиации стали 22 и 26 мая. Во время "рассредоточения" (по принципу "спасайся, кто может") и перелета на "безопасный" аэродром японцы перехватили две группы "Чаек" (17 и 18 машин) и полностью их уничтожили. 15 машин было сбито, остальные - расстреляны на земле во время дозаправки. Самое обидное, что японцы опять не потеряли ни одного самолета.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

21 мая 1941 года восьмерка "Чаек" вступила в бой с 27-ю японскими бомбардировщиками и сбила один из них. Это была единственная победа китайских истребителей в первой половине 1941 года.

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

Так что фраза, сказанная Сталину 9 апреля 1941 года героем войны в Испании (6 сбитых самолетов), Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации Павлом Рычаговым: «Вы заставляете нас летать на гробах!» – имела под собой все основания. В протоколе заседания указывалось: «Ежедневно в среднем гибнет… при авариях и катастрофах 2-3 самолёта, что составляет в год 600-900 самолётов».

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

12 апреля Рычагов был снят с должности, а через два дня после начала войны арестован НКВД. После избиений и пыток его расстреляли. Вместе с ним была расстреляна его жена, обвиненная в том, что «…будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».

Цена побед История авиации, Потери в боях, Самолет, Длиннопост

© mi3ch.livejournal.com