Цена одного запроса таможни
Как-то два года назад был период в жизни, когда с одной работы меня попросили, а другую я ещё не нашёл. Помнится, тогда я встал на учёт на бирже труда, ходил регистрироваться, рассылал своё резюме, но рассказ не об этом. Пока я был безработным, попал от Комитета Труда и Занятости города Москвы на один общественно-полезный семинар под названием "Особенности работы с Китаем". Докладчиком выступал руководитель одной транспортно-логистической компании. Поскольку я тогда не планировал завязывать с ВЭДом, то решил сходить и просветиться. Ведь в нашем мире Господь сотворил только небо и землю, а всё остальное, за редким исключением, произвели в Китае. Семинар не совсем оправдал моих ожиданий. Я очень ожидал, что докладчик расскажет о способах доставки груза из Китая, какой способ дольше, но дешевле, какой быстрее, но дешевле - в таком духе. А попал на общий ликбез по ВЭД.
Запомнился один случай, рассказанный уважаемым логистом:
- Как-то под Новый Год везли мы контейнер из Китая с посудой для одной розничной сети, которую та заказала через одного импортёра. На посуду был нанесён логотип этой сети и новогодняя символика - сеть планировала организовать предновогоднюю акцию. Контейнер прибыл в порт Владивостока, таможенный инспектор обратил внимание на внешний вид посуды и задал вопрос: какое право имеет непонятный производитель в Китае отгружать посуду с торговой маркой розничной сети непонятному российскому импортёру? Нет ли здесь ущемления прав обладателя этой марки? В общем, сказал, что не выпустит этот груз, пока сеть не подтвердит, что она разрешила именно этому производителю произвести посуду с её торговой маркой для именно этого импортёра. Понятное дело, что хотя товар шёл в Россию, никакие объяснения из московского отделения этой сети таможней не принимались, так как штаб-квартира сети , то есть правобладатель торговой марки, находится в Европе. В общем, пока проблема по цепочке дошла до штаб-квартиры в Голландии/Германии, а оттуда пришло разъяснительное письмо для российской таможни, новогодние праздники уже давно прошли, и эта посуда уже была никому не нужна.
Тут рассказ логиста заканчивается, однако вздрогнул в зале только я, когда всё это представил. Понятное дело, что доводить по цепочке запрос российской таможни до правобладателя, который только и следит за тем, что там происходит с поставками в России - уже занятие, чреватое инфарктами, головной болью, импотенцией, разводами, невыплатой кредитов, бессонными ночами и т.д. Да и с сетью общаться по таким вопросам, надо думать, тоже занятие из самых приятных - там сидят знающие люди, всегда готовые помочь в трудной ситуации. Однако, на мой скромный взгляд, самое интересное начинается там, где заканчивается рассказ логиста. Включаем фантазию и попытаемся представить себе, что последовало за той секундой, когда таможенник во Владивостоке всё же выпустил злополучный контейнер с посудой.
Весьма сомнительно, чтобы сеть взяла себе эту посуду и заплатила за неё импортёру. Новогодние праздники прошли, акция по продаже посуды сорвана по понятным причинам, покупать эту посуду в магазинах уже никто не будет. Наверняка в договоре между сетью и импортёром прописаны жёсткие сроки поставки этой посуды на сетевой склад под акцию. Фактически импортёр сорвал сроки. Вряд ли сеть согласится принять себе эту посуду до следующей акции - ведь тогда придётся хранить её на складе до следующего Нового Года, а сети хорошо умеют считать паллето-места на складе и расходы на хранение. Вряд ли они пойдут на такую благотворительность. Да и неизвестно, какие планы будут на следующий Новый Год. Вдруг им из Европы придёт разнарядка устроить акцию не со старой посудой, а с чем-нибудь другим? В общем, мне кажется, вариант продать эту посуду сети отпадает.
Что делать дальше импортёру с этой посудой? Ведь на ней стоит торговая марка сети! Больше чем уверен, что в договоре между сетью и импортёром чёрным по белому сказано, что импортёр не имеет права продавать эту посуду другим покупателям, кроме сети или без разрешения сети. И штрафы за такую самодеятельность предусмотрены нехилые. Вот и по-всякому выходит, что повисла тогда эта посуда мёртвым грузом на складе импортёра. Китайцы наверняка, не будь дураками, сработали в предоплату и помахали отплывающему контейнеру шёлковым платочком. Сеть сослалась на договор и сроки, посуду не приняла. Логист, надо думать, тоже встал в позу "а ко мне какие претензии? Это всё таможня". Таможне тоже претензий не предъявишь. В общем, крайним как всегда оказался опять импортёр, который решил немного заработать на этой поставке. Может быть, в его договоре с сетью и есть пункт "форс-мажорные обстоятельства", и в этом пункте среди стихийных бедствий и забастовок перечислено "действия органов власти". Вот только не уверен я, что это ему сильно помогло. Интересно было бы знать, как тогда развивались события.
Однако по всему получается, что даже когда все действуют по закону, неприятный осадочек у кого-то всё равно остаётся. Хотя бы в виде контейнера с посудой.