Трупы растаскивали собаки, которых запретили отгонять
Гражданская война в России давно осталась в прошлом, но до сих пор вокруг нее не утихают споры. О чем спорят? Как правило, о том, чей террор был более жестоким. Все помнят про «красный террор», введенный на государственном уровне. Только вот почему-то большинство вовсе забывают про «белый террор». Конечно, в 90-е годы он был не актуален, поскольку либералы боролись со всем, что связано с коммунистами. Так был ли «белый террор»?
Давайте вернемся в 1919 год, «золотой век» белого движения. 7 января белые части заняли село Сотниково Ставропольской губернии. Была объявлена мобилизация, на которую никто не явился. В ответ на это урядник и старшина возвели на Базарной площади виселицу. Растерзанные трупы бросали здесь же, на площади. Хоронить их запрещали, так же, как и отгонять заполнивших площадь собак. Каратели расстреливали одного за другим. Согласно данным историка В.М. Забелина, расстреляли:
Беременную Ольгу Тучину с пятнадцатилетним ребенком, учителя Василия Михайловича Скворцова и других. Среди 22 жертв было 8 советских активистов: председатель комитета бедноты Николай Иванович Богушевский, заведующий уездным земельным отделом Антон Иосифович Иванников, военный комиссар Иосиф Абрамович Борисенко, матрос, военный комиссар Егор Григорьевич Стачинский, секретарь волостного исполкома Евстафий Кузьмич Панков, член Президиума волостного исполкома по организации продовольствия для Красной армии Яков Савельевич Тучин, член Президиума Сотниковского волостного исполкома, его казначей и кассир Михаил Михайлович Рачков и другие.
А тем временем, 11 января, штурмовой батальон Сибирской армии полковника Е.И. Урбановского с боем занял Нытву. 100 человек из числа пленных красноармейцев и сочувствующих Советской власти было заколото штыками. 17 января на берегу пруда было расстреляно несколько советских активистов.
13 января донские казаки расстреляли 13 рабочих бутылочного завода в Константиновке. Расстрел производился как ответ на отказ рабочих выдать казакам местных большевиков.
14 января уже в Борисоглебске хоронили жертв «белого террора». При вступлении в город донские казаки расстреляли от 200 до 300 человек. По большей части это были раненые красноармейцы, вынесенные из лазарета.
И это лишь малая часть «белого террора», о котором так не любили вспоминать в 90-е годы.
