Трудяга  МИ - 8. Ч.1

Трудяга  МИ - 8. Ч.1 Афганистан, Шурави, Военные мемуары, Длиннопост

В первой вертолетной «волне», направившейся в Афганистан в начале января 1980 года, имелся лишь один боевой Ми-24.


Основную же массу составляли транспортные Ми-6 и Ми-8, доставлявшие десантников и грузы.


Однако спустя пару месяцев все большую долю в деятельности армейской авиации стали занимать вылеты на боевое применение. В дальнейшем вертолетное вооружение претерпело значительные изменения, отражавшие сам ход афганской войны, ее тактику и стратегию.


Основой вертолетных частей к этому времени оставались Ми-8, составлявшие две трети вертолетного парка ВВС 40 армии, которая стала единственной в советских Вооруженных Силах, получившей собственную авиацию.


Поначалу силы эти были весьма скромными: по состоянию на первые дни января 1980 года, авиация 40 армии располагала лишь парой вертолетных эскадрилий - 302 отдельная вертолетная эскадрилья в Шинданде и одной эскадрильей из состава 280 отдельного вертолетного полка в Кандагаре, в которых насчитывалось всего два десятка машин (еще одна вертолетная эскадрилья под началом подполковника Белова базировалась в Баграме с «довоенных» времен и формально не входила в состав 40 армии, действуя по указаниям советского Главного военного советника в интересах афганских вооруженных сил).


«Восьмерки» в начальный период были представлены почти исключительно моделью Ми-8Т, однако уже с весны в части начали поступать более мощные Ми-8МТ. Ми-8 встретили войну далеко не безоружными: на фермах по бокам, предусмотренных для подвески вооружения, они могли нести до четырех 16-зарядных блоков УБ-16-57УМВП.


Снаряжавшихся 57 мм НАР типа С-5, или бомбы калибром до 250 кг (допускалась и подвеска пары «пятисоток», причем Ми-8Т брали только «короткие» бомбы старых моделей, а на Ми-8МТ могли подвешиваться и «длинные» ФАБ-500М62).


Более мощные «эмтэшки» отличались также конструкцией ферм и имели шесть узлов подвески, позволявших использовать 32-ствольные блоки УБ-32 и иное вооружение.


По всей видимости, первыми «отметиться» в боевой обстановке довелось вертолетчикам 302 эскадрильи, переброшенной из Ашхабада: обеспечивая прохождение воинских колонн, уже 31 декабря 1979 года их «восьмерки» подавляли огневые точки вдоль дороги за приграничной Кушкой.


Той же работой пришлось заниматься и новогодним утром следующего дня: расчищая путь армии, «вертушки» эскадрильи обрабатывали кишлаки у перевала Рабати-Мирза.


Война начиналась прямо на глазах у их коллег из 280 полка, проходивших с десантными группами выше, своим курсом, по направлению к Шинданду и Кандагару. Стычка с противником едва не стоила потери Ми-8 уже 30 декабря 1979 года.


Вертолет заместителя командира 181 отдельного вертолетного полка В.К. Гайнутдинова, выполнявший разведывательный полет, попал под автоматный огонь и получил множественные повреждения: насквозь пробит был лонжерон лопасти несущего винта (в дыру запросто можно было просунуть палец), а перебитый трубопровод гидравлики привел к отказу управления «шаг-газом», вынудив идти на вынужденную посадку.


На теряющем управление вертолете летчику удалось продержаться в воздухе еще 11 минут, дотянув до безопасного места (сами летчики, правда, потом трезво оценивали случившееся, считая, что к замеченной группе «бородатых» с оружием соваться не следовало, и относя инцидент на недостаток опыта).


Это был второй боевой вылет экипажа В. К. Гайнутдинова, ставшего вскоре легендарной личностью среди летчиков-«афганцев» и получившего звание Героя Советского Союза уже в апреле 1980 года.


В апреле 1980 года Ми-8 замполита эскадрильи 181 отдельного вертолетного полка В. Копчикова, подбитый огнем противника, сел на вынужденную прямо на центральную площадь кишлака Ромуаниши. На выручку экипажу пошел комэска майор В. Щербаков.


С воздуха вертолетчиков прикрывала пара капитана В. Оболонина, кружившая над селением. Работать НАР было затруднительно, поскольку севший вертолет находился непосредственно среди дувалов и был риск задеть своих.


Помогло наличие на борту установленных в дверях пулеметов, огнем которых борттехники отсекали противника, не давая тому приблизиться к подбитому вертолету. Подсев рядом, Щербаков забрал экипажи и, отстреливаясь, ушел из-под огня.


Буквально накануне, 30 марта 1980 года, при подобных обстоятельствах В. Оболонину и замкомандиру 181 полка майору В. Гайнутдинову пришлось выручать экипаж: другого подбитого Ми-8.


Машина капитана Ю. Власова выполнила аварийную посадку в Файзабадском ущелье у Бахарака, в самых что ни на есть душманских местах, куда и залетать было небезопасно.


В экипаже командира при попытке сесть рядом был убит борттехник, однако Оболонину удалось подобрать летчиков сбитого Ми-8, буквально выхватив их из-под огня, и уйти, отбиваясь из пулеметов.


Для «настоящей войны», в которую быстро переросла афганская кампания, вооружение «восьмерок» нуждалось в усилении.


Вскоре помимо пулеметов, «восьмерки» получали 30-мм пехотный автоматический гранатомет АТС-17 «Пламя», устанавливавшийся в дверном проеме.


У мотострелков это грозное оружие, обладавшее высокой плотностью огня и навесной траекторией, позволявшей накрывать противника в окопах и на обратных скатах высот, было очень популярно, служа настоящей «взводной артиллерией».


К числу несомненных достоинств гранатомета относились и боеприпасы осколочного действия, обеспечивавшие эффективное поражение живой силы.


Продолжение следует...

Автор -Александр Новожилов.

Трудяга  МИ - 8. Ч.1 Афганистан, Шурави, Военные мемуары, Длиннопост