381

Тормозной башмак

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Что может быть проще и понятней на железной дороге, чем тормозной башмак?

Однако, и тут есть некоторые интересные конструктивные особенности.

Например, башмакосбрасыватель, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка и специального жёлоба.

Это если стоит задача не остановить вагон, а притормозить.

Это хорошо видно на этом стареньком немецком видео.

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом.

Ручной тормозной башмак появился в Германии аж в 1857 году.

Тормозные башмаки первоначально использовались только для остановки и закрепления транспортных средств на стоянках.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Старый чугунный баварский дорожный знак, сделанный примерно в 1870 году.

Предлагает поставить тормозной башмак на колесо перед крутым склоном.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

С 1900 года, когда в Европе был изобретён башмакосбрасыватель, башмаки стали применять для регулирования скорости движения отцепов на сортировочных горках.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

За прошедшие десятилетия созданы десятки различных моделей башмаков: деревянные и металлические, однобортные и двубортные в виде одной монолитной конструкции или собранной из нескольких узлов.

Тем не менее главные конструктивные особенности остались неизменными: это наличие полоза, на который накатывается колесо, опорной колодки, в которую упирается колесо, и ручки для переноса башмака.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост
Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Башмакосбрасыватель Р65.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

До 1969 года в СССР производилось шесть типов башмаков, в том числе четыре типа горочных и два – стояночных.

Башмаки окрашивались чёрным лаком, а летом на них должны были наноситься полосы белой краской.

Полозья башмаков изготавливались из стальной полосы методом горячей штамповки.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Новый башмак выпуска 1969 года проектировался как горочный, но стал использоваться и для закрепления составов.

В нём изменилась конструкция колодки, которая стала отливаться как единое целое с накладкой.

В 1989 году был разработан башмак тормозной горочный повышенной работоспособности.

Его вес составил 7 кг.

А в 1994-м в чертёж были внесены небольшие изменения.

В частности, возвращены прежняя длина (500 мм) и масса (7,4 кг).

Эта конструкция используется и сейчас.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

В Европе производится большой спектр тормозных башмаков массой от 5 до 45 кг.

Они имеют характерные особенности, в том числе удлинённый носок и, соответственно, укороченные борта, что предотвращает отрыв бортов при наезде на них гребня колеса в кривых участках пути, а также заклинивание башмака в кривых малого радиуса.

А угол наклона задней стойки колодки подобран таким образом, чтобы сила давления колеса действовала вдоль неё.

По сравнению с отечественными башмаками угол увеличен на 15–20 градусов, что исключает изгибающую составляющую в стойке, увеличивая её прочность.

Это также способствует более равномерному распределению контактных давлений на рельс, предотвращению схватывания полоза башмака с рельсом и перекатывания колеса через башмак.

Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия).

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия).

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия).

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Способ хранения башмаков в Германии.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост
Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Есть ещё специальные башмаки — искробезопасные.

Они используются в тех зонах, где имеются повышенные требования к пожарной безопасности. Так вот эти башмаки, точнее полоз таких башмаков, сделан из алюминия, или другого мягкого металла.

Тормозить такими башмаками отцепы категорически запрещено.

Памятник железнодорожному башмаку - Омск.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

На маневрах самый главный человек – составитель поездов.

По инструкции именно он является руководителем маневров.

И вместе с тем это одна из самых опасных профессий на железнодорожном транспорте, хотя и не самая заметная.

Далеко не каждый человек подходит для такой работы по физическим и психологическим данным.

Составитель поездов в процессе работы выполняет следующие операции:

по радиосвязи, а также ручными и звуковыми сигналами дает команды на движение маневровому локомотиву, ССПС с вагонами и без;

расцепку и сцепку вагонов;

соединение и разъединение тормозных рукавов;

закрепление состава при его остановке;

перевод нецентрализованных стрелок;

вытормаживание отцепов (то есть регулирование скорости движения одного вагона или группы вагонов.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Для укладки башмака используется специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы.

Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост
Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост
Тормозной башмак Железная дорога, Тормозной башмак, Сортировочная станция, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Железная дорога

4.2K поста6.7K подписчика